«Нас отрезали от реки». Жители деревни под Воронежем борются за единственный пляж
Жители деревни Борки Рамонского района боятся лишиться своего единственного пляжа
Любой справочник расскажет о том, что на 2020 год население небольшой деревеньки Рамонского района — Борок — составляло 60 — 70 человек. А если посмотреть на карту, то окажется, что в деревне насчитывается четыре улицы, а домов — никак не меньше 50 — 60. Как такое может быть? Да всё просто — зарегистрированных жителей тут кот наплакал, а многочисленные новые дома — дачи воронежцев. В летние месяцы население тут учетверяется. Но теперь, похоже, у местных и приезжих возникла общая проблема. Единственный здешний пляж у реки Воронеж может оказаться недосягаемым для них — дорога и подходы к нему находятся на частной территории. В подробностях разбирался корреспондент «МОЁ!».
«Всё было скуплено на корню»
О сомнительной законности возведения части дач и коттеджей в Рамонском районе по берегам Воронежа в последние годы не писал только ленивый. А вот другая, куда менее масштабная история, по поводу которой в редакцию «МОЁ!» обратились борчане. Смысл в том, что единственный деревенский пляж (неофициальный, разумеется, без дежурящих спасателей и аншлагов, но ежегодно обустраиваемый местным ТОСом «Победа»), скорее всего, окажется недоступным для людей. Дорога и подход к нему пролегают через солидный кусок частной территории площадью почти полгектара.
...Вместе с несколькими борчанами мы спускаемся под горку к реке. Путь — метров 350 — 400. Один из наших экскурсоводов пенсионер Анатолий Коротеев показывает достопримечательности.
— Этот дом построили и этот коттедж — скоро шагу ступить некуда будет, везде частная территория.
Возле места, где асфальт, проложенный сравнительно недавно, но уже разбитый колёсами строительной техники уходит вправо, мы останавливаемся. До воды — метров 60, но тут уже положены бетонные блоки, которые ещё можно обойти...
— Здесь всегда был сельский пляж, в 90-х с ним соседствовала турбаза, которая была разобрана, и на её месте сразу выросли особняки, перекрывшие проход между Борками и Лопатками. А следом наступила активная фаза продажи земли возле реки. Всё было скуплено на корню. Ежегодно мы обустраиваем пляж, косим камыш, завозим песок, чистим реку, берег. Недавно узнали, что даже дорога, по которой мы спускались сегодня от домов, разбита на квадраты и продана в частные руки, — поясняет Валентина Лыжина, проживающая в Борках уже 49 лет.
Разрешите пройти!
По словам Петра Дьякова, для жителей Борок это сегодня вообще единственный выход к реке.
— У нас в поселении везде частная территория — у хозяев свои пляжи, свои причалы, если плывёшь на лодке, то к берегу до границы с Липецкой областью пристать вообще невозможно! А если нам сюда вход перекроют, то ближайшим пляжем будет частный платный километрах в пяти от нас.
Член инициативной группы Елена Наумова так объяснила сегодняшнюю ситуацию с пляжем:
— До 2023 года на кадастровом плане не было отмечено, что эти участки поделены между разными хозяевами. А потом обнаружилось, что все они идут вдоль берега реки. Земля, на которой мы сейчас стоим, тоже находится в частной собственности. Когда мы начали выяснять всё это, то оказалось, что ЗАО «Компания «АВА» ещё в 2003 году получила эти земли под турбазу. Примерно в 2015 году земля была переведена в разряд ИЖС, а потом была разделена на участки и продана частным лицам. И как раз в том же 2015 году администрация Рамонского района отменила публичный сервитут, но он нам тогда особо не был нужен — на пляж мы и до 2015-го, и после него ходили свободно. Но вот теперь мы понимаем, что эта свобода скоро закончится...
Жители Борок не собираются затевать разбирательство на предмет законности продажи и перепродажи участков земли у реки — концов всё равно не найти. Им бы вернуть тот самый публичный сервитут, чтобы иметь возможность проходить по чужой земле к родному пляжу...
— Нам нужен только проход к воде, и всё. Пусть он будет двухметровый, этого в принципе будет достаточно, — уверен Валерий Беляев.
За всё в ответе
И вот тут начинается самое интересное. Инициативная группа, обращавшаяся в разные инстанции, получала ответы, часто противоречившие друг другу.
Вот, например, от главы Берёзовского сельского поселения Сергея Воронцова: «Земельный массив площадью 9,5 га был предоставлен в долгосрочную аренду сроком на 49 лет ЗАО «Компания «АВА» для строительства базы отдыха... В настоящее время данный земельный участок разделён на несколько самостоятельных...»
Ответ из рамонской администрации, подписанный и. о. главы муниципального района Николаем Бурениным: «...В ходе рассмотрения вашего обращения <...> установлено, что земельный участок <...> пустует, свободный доступ к реке Воронеж и её береговой полосе ничем не ограничен».
Как тогда это сочетается с многостраничным «Отчётом об объекте недвижимости», в котором записано, что правообладателем участка с тем же кадастровым номером «значится физическое лицо», сведения о персональных данных которого для предоставления их третьим лицам отсутствуют?
Зато само «физическое лицо» незримо присутствует на границе своего участка хотя бы в виде недавно уложенных бетонных блоков, которые, по мнению борчан, являются предвестниками будущего забора. А найдётся ли в нём проход к пляжу (месту общего пользования!), установленный публичным сервитутом, большой вопрос. Да и сам сервитут ещё надо оформить...
— Доступ к пляжу не ограничен и не планируется к ограничению. Собственником земельного участка запланировано обустройство данной территории для рекреационной деятельности в интересах граждан. По вопросу установления публичного сервитута можно обратиться в администрацию муниципального района, — прокомментировали ситуацию власти Рамонского района.
А вот что посоветовал жителям Борок воронежский адвокат Алексей Гончаренко:
— В этой ситуации людям стоит написать коллективное письмо на имя прокурора Воронежской области с просьбой обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц для установления публичного сервитута или осуществления иных мер прокурорского реагирования.
Справка «Ё!»
Сервитут — ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Автор:
Комментарии (20)