Почему тратят десятки миллионов из бюджета на заправки для электромобилей
В Воронежской области всего 1 657 электромобилей, но только в прошлом году на обустройство зарядных станций для электрокаров из бюджета был выделен 41 миллион рублей
«Электромобили, электромобили буквально всё заполонили». Встречалась вам такая песня? Нам тоже нет. Её время явно ещё не пришло. Парк легковых машин в России сейчас составляет 51,5 миллиона единиц. Электромобилей из них — 39,8 тысячи. То есть 0,07%. Практически статистическая погрешность.
Между тем нынешней весной регионы активно начали отчитываться о том, как на бюджетные средства устанавливают электрические зарядные станции (ЭЗС) для таких машин. Наша область не осталась в стороне.
Сколько ЭЗС установили в области
«Безусловно, перспективное направление — электрокары и электрозаправки. Поручил коллегам проработать возможность установки заправочных электрических станций на действующих АЗС, — написал 28 марта в своём телеграм-канале губернатор Александр Гусев. — Нужно уже сейчас понимать энергетические возможности и мощности. В нашем регионе уже зарегистрировано 1 657 электрокаров. За последние два года мы установили 23 быстрые электрические зарядные станции. В этом году за счёт средств федерального и областного бюджетов появится еще 15 ЭЗС. Отдельно обратил внимание коллег, что такие электрические станции должны появляться в первую очередь вдоль трассы М-4 «Дон».
О суммах сказано не было. Но мы запросили эту информацию у правительства области. И оказалось, что в прошлом году на создание ЭЗС в нашем регионе был затрачен 41 миллион рублей. Правда, судя по ответу, это были средства федерального, а не областного бюджета. Но если вспомнить, что электромобили стоят заметно дороже бензиновых авто и покупают их в основном обеспеченные люди, то картина очень странная. Бюджет открыто субсидирует богатых?
Это мало или много?
Более детальное изучение вопроса вывод про субсидирование обеспеченных людей, конечно, не отменяет. Но показывает, что наша область в целом принимает в нынешней ситуации взвешенные решения и не спешит тратить бюджетные деньги. А ситуация, как оказалась, специфическая.
Возможно, вы встречали словосочетание «зелёная повестка» (оно звучит немного странно, так как это калька с иностранных языков). В рамках мировых трендов в 2021 году в нашей стране была принята концепция развития электротранспорта. Речь не про трамваи и троллейбусы, а про электромобили и электробусы. Концепция предусматривает, что к 2030 году электротранспорт должен занять 15% рынка. Реализуя эту концепцию, в самом начале 2022 года правительство России запустило программу субсидирования установки зарядных станций для электромобилей.
А затем пришло 24 февраля 2022 года. После начала специальной военной операции в России случился массовый исход иностранных автоконцернов. А Евросоюз в рамках одного из пакетов санкций запретил поставки в нашу страну электрокаров.
Соответственно, если в той же Европе в свободной продаже есть около 150 моделей электромобилей, то в России официально представлено только 15 моделей от пяти китайских и российских марок. По подсчетам «Автостата», самые популярные сейчас бренды электрокаров в России — китайские марки Zeekr и Voyah. Российские марки - это Evolute i-Pro и «Москвич 3е», которые, по сути, также «китайцы».
Безусловно, при очень большом желании купить можно электромобиль любой марки, даже Tesla. Были бы деньги. А деньги на электромобили сейчас есть только у очень обеспеченных людей. Достаточно сказать, что даже стоимость электромобилей Zeekr на сайте официального дилера начинается от 4 миллионов 200 тысяч рублей.
Кто и почему не спешит на зарядку
Упали ли из-за этого продажи электромобилей в России? Нет, не упали, формально они очень неплохо растут. К примеру, по данным «Автостата», по итогам 2023 года продажи легковых электрокаров увеличились в 4,7 раза, до 14 тысяч штук.
Но концепция развития электротранспорта была рассчитана не на такой рост продаж, а на взрывной. Только рост продаж в десятки раз за год сможет привести к тому, что электромобилей в России к 2030 году будет несколько миллионов.
Между тем субсидирование установки бизнесменами электрозаправочных станций продолжается. ЭЗС в зависимости от мощности делятся на быстрые (постоянного тока) и медленные (переменного тока). Время полной зарядки аккумуляторной батареи на быстрой ЭЗС составляет около часа, на медленной — несколько часов. Государство в нашей стране субсидирует установку быстрых ЭЗС. Максимальная субсидия составляет 60% от стоимости станции, но не более 1,86 млн руб. Субсидия на технологическое присоединение зарядных станций к электросетям — 30%, но до 900 тыс. руб.
А теперь о том, почему мы считаем решения областных властей взвешенными. Судя по данным Минпромторга, в России на сегодня уже около 1 700 быстрых ЭЗС. Все они просубсидированы государством.
В Воронежской области расположены лишь 24 из этих станций. Причём в самом Воронеже 9. Остальные — на трассе М-4 или поблизости от неё. То есть там, где ими могут воспользоваться далеко не только воронежцы.
Таким образом, если в среднем по России на одну быструю ЭЗС приходится по 23 электромобиля, то в Воронежской области 69 (без учёта транзитного транспорта).
Стоимость электроэнергии на воронежских ЭЗС, как сообщили нам в облправительстве, составляет 15 — 22 руб. за кВт·час. Основной оператор ЭЗС в России — компания «Россети» — ранее сообщала, при текущем уровне загрузки ЭЗС ни о какой рентабельности говорить не приходится.
Дальше также полная неопределённость. И связана она, кстати, не с российскими трендами. Пока в России продажи электромобилей растут догоняющими темпами, в США они неожиданно замедлились (при прогнозе роста рынка на 47% он вырос в прошлом году всего на 11%), а в Европе начали падать.
Возможно, дело в том, что среди покупателей электромобилей были в основном не борцы за сохранение природы, а те, кто хотел похвастаться дорогой игрушкой. Сделать же электромобиль востребованным за счёт дешевизны и экономии пока ни у кого не получилось.
Судя по данным из открытых источников, в мире нет ни одной прибыльной ЭЗС. В рамках «зелёной повестки» их установка везде субсидируется из бюджета. И стоит только финансовым властям начать снижать субсидии, как цена на электроэнергию увеличивается, и эксплуатация электромобиля начинает стоить дороже эксплуатации бензинового авто.
КСТАТИ
- Зарядка электромобиля со стандартной батареей 50 кВт сейчас будет стоить около 750 рублей. Этого хватит примерно на 250 километров хода.
Автор:
Комментарии (22)