Почему тратят десятки миллионов из бюджета на заправки для электромобилей

В Воронежской области всего 1 657 электромобилей, но только в прошлом году на обустройство зарядных станций для электрокаров из бюджета был выделен 41 миллион рублей

03.04.2024 08:05
22 9338

 

 

«Электромобили, электромобили буквально всё заполонили». Встречалась вам такая песня? Нам тоже нет. Её время явно ещё не пришло. Парк легковых машин в России сейчас составляет 51,5 миллиона единиц. Электромобилей из них — 39,8 тысячи. То есть 0,07%. Практически статистическая погрешность.

Между тем нынешней весной регионы активно начали отчитываться о том, как на бюджетные средства устанавливают электрические зарядные станции (ЭЗС) для таких машин. Наша область не осталась в стороне.

Сколько ЭЗС установили в области

«Безусловно, перспективное направление — электрокары и электрозаправки. Поручил коллегам проработать возможность установки заправочных электрических станций на действующих АЗС, — написал 28 марта в своём телеграм-канале губернатор Александр Гусев. — Нужно уже сейчас понимать энергетические возможности и мощности. В нашем регионе уже зарегистрировано 1 657 электрокаров. За последние два года мы установили 23 быстрые электрические зарядные станции. В этом году за счёт средств федерального и областного бюджетов появится еще 15 ЭЗС. Отдельно обратил внимание коллег, что такие электрические станции должны появляться в первую очередь вдоль трассы М-4 «Дон».

О суммах сказано не было. Но мы запросили эту информацию у правительства области. И оказалось, что в прошлом году на создание ЭЗС в нашем регионе был затрачен 41 миллион рублей. Правда, судя по ответу, это были средства федерального, а не областного бюджета. Но если вспомнить, что электромобили стоят заметно дороже бензиновых авто и покупают их в основном обеспеченные люди, то картина очень странная. Бюджет открыто субсидирует богатых?

Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Это мало или много?

Более детальное изучение вопроса вывод про субсидирование обеспеченных людей, конечно, не отменяет. Но показывает, что наша область в целом принимает в нынешней ситуации взвешенные решения и не спешит тратить бюджетные деньги. А ситуация, как оказалась, специфическая.

Возможно, вы встречали словосочетание «зелёная повестка» (оно звучит немного странно, так как это калька с иностранных языков). В рамках мировых трендов в 2021 году в нашей стране была принята концепция развития электротранспорта. Речь не про трамваи и троллейбусы, а про электромобили и электробусы. Концепция предусматривает, что к 2030 году электротранспорт должен занять 15% рынка. Реализуя эту концепцию, в самом начале 2022 года правительство России запустило программу субсидирования установки зарядных станций для электромобилей.

А затем пришло 24 февраля 2022 года. После начала специальной военной операции в России случился массовый исход иностранных автоконцернов. А Евросоюз в рамках одного из пакетов санкций запретил поставки в нашу страну электрокаров.

Соответственно, если в той же Европе в свободной продаже есть около 150 моделей электромобилей, то в России официально представлено только 15 моделей от пяти китайских и российских марок. По подсчетам «Автостата», самые популярные сейчас бренды электрокаров в России — китайские марки Zeekr и Voyah. Российские марки - это Evolute i-Pro и «Москвич 3е», которые, по сути, также «китайцы».

Безусловно, при очень большом желании купить можно электромобиль любой марки, даже Tesla. Были бы деньги. А деньги на электромобили сейчас есть только у очень обеспеченных людей. Достаточно сказать, что даже стоимость электромобилей Zeekr на сайте официального дилера начинается от 4 миллионов 200 тысяч рублей.

Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Кто и почему не спешит на зарядку

Упали ли из-за этого продажи электромобилей в России? Нет, не упали, формально они очень неплохо растут. К примеру, по данным «Автостата», по итогам 2023 года продажи легковых электрокаров увеличились в 4,7 раза, до 14 тысяч штук.

Но концепция развития электротранспорта была рассчитана не на такой рост продаж, а на взрывной. Только рост продаж в десятки раз за год сможет привести к тому, что электромобилей в России к 2030 году будет несколько миллионов.

Между тем субсидирование установки бизнесменами электрозаправочных станций продолжается. ЭЗС в зависимости от мощности делятся на быстрые (постоянного тока) и медленные (переменного тока). Время полной зарядки аккумуляторной батареи на быстрой ЭЗС составляет около часа, на медленной — несколько часов. Государство в нашей стране субсидирует установку быстрых ЭЗС. Максимальная субсидия составляет 60% от стоимости станции, но не более 1,86 млн руб. Субсидия на технологическое присоединение зарядных станций к электросетям — 30%, но до 900 тыс. руб.

А теперь о том, почему мы считаем решения областных властей взвешенными. Судя по данным Минпромторга, в России на сегодня уже около 1 700 быстрых ЭЗС. Все они просубсидированы государством.

В Воронежской области расположены лишь 24 из этих станций. Причём в самом Воронеже 9. Остальные — на трассе М-4 или поблизости от неё. То есть там, где ими могут воспользоваться далеко не только воронежцы.

Таким образом, если в среднем по России на одну быструю ЭЗС приходится по 23 электромобиля, то в Воронежской области 69 (без учёта транзитного транспорта).

Пока заправки для электромобилей выгодны только тем, кто получает деньги на их установку. Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Стоимость электроэнергии на воронежских ЭЗС, как сообщили нам в облправительстве, составляет 15 — 22 руб. за кВт·час. Основной оператор ЭЗС в России — компания «Россети» — ранее сообщала, при текущем уровне загрузки ЭЗС ни о какой рентабельности говорить не приходится.

Дальше также полная неопределённость. И связана она, кстати, не с российскими трендами. Пока в России продажи электромобилей растут догоняющими темпами, в США они неожиданно замедлились (при прогнозе роста рынка на 47% он вырос в прошлом году всего на 11%), а в Европе начали падать.

Возможно, дело в том, что среди покупателей электромобилей были в основном не борцы за сохранение природы, а те, кто хотел похвастаться дорогой игрушкой. Сделать же электромобиль востребованным за счёт дешевизны и экономии пока ни у кого не получилось.

Судя по данным из открытых источников, в мире нет ни одной прибыльной ЭЗС. В рамках «зелёной повестки» их установка везде субсидируется из бюджета. И стоит только финансовым властям начать снижать субсидии, как цена на электроэнергию увеличивается, и эксплуатация электромобиля начинает стоить дороже эксплуатации бензинового авто.

КСТАТИ

  • Зарядка электромобиля со стандартной батареей 50 кВт сейчас будет  стоить около 750 рублей. Этого хватит примерно на 250 километров хода.

Комментарии (22)