К резкому подорожанию сливочного масла привела проблема, о которой писала «МОЁ!»
Шансов на то, что масло подешевеет, очень немного
Пожалуй, только убеждённые веганы не заметили в последнее время, как дорожает сливочное масло. Поэтому сразу начнём с цифр. В августе 2023 года в нашей области килограмм сливочного масла, по данным мониторингов Воронежстата, в среднем стоил 763 рубля, в августе 2024 года — 906 рублей. Затем масло стало расти в цене ещё быстрее, и к 14 октября нынешнего года стоило уже 1 027 рублей. Таким образом, на дистанции в год и два месяца сливочное масло подорожало на 34,6%.
Возможно, кто-то поспорит с этими цифрами и скажет, что масло подорожало ещё заметнее. Но Воронежстат в любом случае стоит поблагодарить. В большинстве регионов России территориальные органы Росстата без объяснения причин вообще не публикуют результаты мониторингов цен на продукты.
Впрочем, шила в мешке в любом случае не утаишь. Новости о резком подорожании сливочного масла приходят из всех уголков нашей страны. Особенно ощутимо подорожание ударило по кошелькам пенсионеров и малообеспеченных людей.
«Известия» поинтересовались в министерстве сельского хозяйства России, что происходит с ценами на масло. И на днях получили короткий ответ — к подорожанию привело «значительное увеличение потребления молочной продукции в стране вследствие роста доходов населения, объёмов производства продукции с использованием сливочного масла и спроса со стороны бизнеса, в частности предприятий гостинично-ресторанного сектора».
Директор российского союза предприятий молочной отрасли Людмила Маницкая эту версию отчасти подтвердила. По её словам, в России наблюдается беспрецедентный рост потребления молочных продуктов — со 167 килограммов в год на человека в 2020 году до 270 килограммов в год в нынешнем году.
Однако директор Молочного союза посчитала нужным расшифровать — проблема не в росте спроса как таковом. А в том, что одновременно с ростом спроса предложение не просто стоит на месте, а заметно сокращается.
«У нас не хватает молока, значит, не хватает коров, — рассказала Людмила Маницкая. — У нас коров становится каждый год всё меньше и меньше. В прошлом году дойное стадо сократилось на 300 тысяч голов. Просто стадо сократилось на 500 тысяч голов. Вот так ежегодно из года в год».
Напомним, «МОЁ!» в своё время первой обратила внимание на сокращение поголовья коров в Воронежской области. И, к сожалению, наши прогнозы роста цен на продукцию животноводства сбылись.
А вот самые последние цифры. В августе 2024 года коров в сельскохозяйственных организациях Воронежской области насчитывалось 156,6 тысячи. Это на 5,4% меньше, чем годом ранее. В хозяйствах населения коров было 17,5 тысячи. А это сразу на четверть меньше, чем годом ранее.
Почему же сокращается поголовье? Из-за роста расходов содержать коров в прежних количествах становится всё менее рентабельно. В этой ситуации по законам рынка производители молока получат больше выгоды, если сократят объёмы производства, но зато резко поднимут цены на молоко. Всё это, к сожалению, признак нездоровья в экономике.
В Минсельхозе России отметили, что в связи с ростом спроса и ростом цен на масло «реализуются меры, направленные на увеличение импорта сливочного масла из дружественных стран». Основной зарубежный поставщик молочной продукции в Россию — это, конечно же, Беларусь. Объёмы производства сливочного масла там велики. Для сравнения — вся Россия в 2023 году произвела около 253 тысяч тонн масла, небольшая Беларусь — 107 тысяч тонн.
Но проблема в том, что значительная часть этого объёма масла и так уже давно производится «для России». То есть дефицит сливочного масла на российском рынке возник уже с учётом экспорта из Беларуси. А в один миг резко нарастить производство наш партнёр, конечно же, не может, как это не может сделать и сама Россия. Поэтому предпосылок к снижению цены на масло, к сожалению, нет.
Читать все комментарии