Хватит ли денег у областной казны в 2026 году
Во многих регионах России падают поступления в бюджет. Воронежскую область эта участь пока миновала. И в проекте бюджета на следующий год запланировано не только выполнение соцобязательств, но и увеличение расходов на новое строительство и ремонты
«Затягиваем пояса? Нижегородская область включает режим жёсткой экономии». «Казна пустеет: бюджет Томской области сократит расходы на 2026 год из-за нехватки доходов». «Стройки — на стоп. В Иркутской области сверстали бюджет на 2026 год: рассказываем, где и что отрезали». Вот такими заголовками встречали в октябре своих читателей оставшиеся негосударственные СМИ в регионах России.
Напомним, осенью в субъектах Федерации разрабатывают и утверждают главный финансовый документ на следующий год — бюджет. Долгие годы процедура во всех регионах проходила чинно и без эксцессов. Каждую осень было понятно, что в следующем году налоговые и неналоговые доходы вырастут и, скорее всего, обгонят официальный уровень инфляции. А если даже не обгонят, с деньгами поможет федеральный бюджет. Так что в большинстве случаев все ведомства и во всех отраслях закладывали рост расходов.
В нынешнем году картина иная. Там, где основными налогоплательщиками являются предприятия нефтяной, угольной и газовой отраслей, а также автозаводы и предприятия тяжёлого машиностроения, ожидается как минимум стагнация. А возможно, даже падение поступлений в бюджеты. И власти уже сейчас вынуждены сокращать расходы и срезать финансирование важных проектов.
«МОЁ!» проанализировала опубликованный на минувшей неделе проект бюджета Воронежской области и выяснила, ждут ли нас бюджетные провалы.
Какая особенность экономики помогает нашей области
Позволим себе отойти от классического принципа «факты — вывод» и начнём сразу с вывода и с хорошей новости. Ситуация в экономике Воронежской области сейчас стабильная. Областные власти пока планируют, что налоговые поступления в бюджет региона в следующем году продолжат расти.
Для сравнения: общие налоговые поступления в бюджеты на сегодня уже снизились в 33 из 89 регионов России. Поступления налога на прибыль упали и вовсе в 59 из 89 регионов. При этом в Воронежской области налоговые поступления по сравнению с прошлым годом увеличиваются.
Здесь нам на пользу пошло то, что всегда было принято считать минусом, — отсутствие крупных месторождений полезных ископаемых, нефтеперерабатывающих предприятий и промышленных гигантов вроде Новолипецкого металлургического комбината. ВАСО и механический завод не в счёт, они финансируются государством. Экономика Воронежской области диверсифицирована. В своё время она не очень заметно ощутила взлёт цен на российские нефть и газ, зато сейчас не так остро ощущает на себе санкции.
«Цифры достижимы»
О планируемых доходах и расходах бюджета, а также о том, насколько они будут выше или ниже прошлогодних, мы традиционно рассказываем в таблицах. Так как бюджет в течение года корректируется, то для верности сопоставления мы сравниваем не финансовый документ по состоянию на сегодня с проектом на следующий год, а два проекта бюджетов — на 2025-й и на 2026-й. Так как цены растут непрерывно, в своих сопоставлениях мы обязательно учитываем инфляцию. И именно с корректировкой на инфляцию делаем выводы о росте или снижении доходов и расходов по разным статьям.
«Цифры, которые заложены в бюджет, достижимы», — заявил на минувшей неделе на заседании правительства губернатор Александр Гусев. Дефицит бюджета в 9,7 миллиарда рублей, по его словам, «носит технический характер». То есть областные власти планируют, что в течение года этот дефицит удастся закрыть за счёт дополнительных поступлений в казну.
Как вырастут поступления
Если говорить про поступления в бюджеты, то власти реалистично смотрят на перспективы воронежских предприятий и организаций. И поэтому, как вы видите в таблице, не планируют резкого роста поступления налога на прибыль. А вот в случае с налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) облправительство явно рассчитывает на то, что дефицит кадров заставит многих работодателей повышать зарплаты. Именно поэтому запланирован очень заметный рост поступлений НДФЛ.
Неплохой подушкой безопасности для бюджета, похоже, станут запланированные безвозмездные поступления из федеральной казны. В основном эти средства направляются на реализацию национальных проектов. Удивительная новость из сообщения облправительства: «Отличительной чертой проекта бюджета является то, что 99% федеральных трансфертов уже распределены и доведены до регионов. Если в прошлые годы приходилось существенно уточнять бюджет после «нулевого» чтения, то в этом году, скорее всего, такие корректировки, связанные с уточнением федеральных средств, будут минимальны».
За счёт каких поступлений будет формироваться бюджет*
| 2025 год (млрд руб.) | 2026 год (млрд руб.) | С учётом инфляции в 7% (по прогнозам ЦБ) | |
|---|---|---|---|
| Налог на прибыль организаций | 44,14 | 47,919 | незначительный рост |
| Налог на доходы физлиц | 53,957 | 66,334 | значительный рост |
| Акцизы | 22,782 | 26,697 | значительный рост |
| Налог на имущество организаций | 11,684 | 12,995 | рост |
| Налог по упрощённой системе налогообложения | 15,836 | 16,579 | снижение |
| Поступления в дорожный фонд (транспортный налог, акцизы на топливо) | 20,68 | 22,047 | рост ровно на уровень инфляции |
| Безвозмездные поступления из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции, другие межбюджетные трансферты) | 23,019 | 31,289 | значительный рост |
*Проект бюджета на 2026 год в сравнении с проектом бюджета на 2025 год
На что потратят деньги
Переходим к самому важному — расходам. В проект бюджета заложены средства на все социальные обязательства (образование, здравоохранение, многочисленные социальные выплаты — от субсидий до доплат к пенсии). И при этом областные власти планируют увеличить финансирование тех статей бюджета, на которых в некоторых других регионах начали экономить.
Например, областная адресная инвестиционная программа предусматривает капитальное строительство 102 объектов — в том числе школ, детских садов, медицинских и спортивных учреждений. В проекте бюджета на 2025 год на неё было заложено 18 млрд 760 млн руб., в проекте бюджета на 2026-й — 21 млрд 300 млн руб.
Заметно увеличить планируется и финансирование областной адресной программы капитального ремонта — с 5 млрд до 5 млрд 900 млн руб. По данным облправительства, основная доля расходов этой программы приходится на учреждения образования (33%), здравоохранения (29%) и культуры (16%).
На что потратят бюджетные средства* с учётом инфляции 7% (по прогнозам ЦБ)
| Сфера | 2024 год (млрд руб.) | 2025 год (млрд руб.) | Разница с учётом инфляции 8% (по прогнозам ЦБ) |
|---|---|---|---|
| Общегосударственные вопросы (содержание органов власти, проведение выборов, создание резервного фонда и другие расходы) | 20,165 | 22,815 | рост |
| Защита от чрезвычайных ситуаций, пожарная безопасность | 1,779 | 2,436 | рост |
| Сельское хозяйство | 6,743 | 7,432 | рост |
| Дорожное хозяйство | 23,925 | 25,528 | снижение |
| Транспорт | 1,647 | 1,702 | снижение |
| Образование | 46,781 | 53,058 | рост |
| Здравоохранение | 27,468 | 29,582 | незначительный рост |
| Социальная политика | 40,063 | 46,053 | рост |
| Культура | 3,719 | 5,418 | значительный рост |
| Спорт | 6,312 | 7,580 | рост |
| Охрана окружающей среды | 0,8518 | 2,585 | значительный рост |
| ЖКХ | 5,338 | 7,408 | значительный рост |
*Проект бюджета на 2026 год в сравнении с проектом бюджета на 2025 год
В проекте бюджета запланировано снижение расходов на дорожные работы и на транспорт. В случае с дорогами опыт нынешнего года позволяет надеяться, что это снижение техническое. В 2025 году вместо запланированных 23 млрд 925 млн руб. в дорожный фонд области по факту поступит 34 млрд 410 млн руб.
Несмотря на весь оптимизм проекта бюджета, всё же стоит отметить, что этот документ похож на пресловутую шкуру неубитого медведя. И как пойдут дела в экономике — покажет только время.

