Слово авторам: для чего нужно менять Конституцию
Глава государства и политики рассказали, почему, по их мнению, изменения в Основной закон станут шагом к демократизации общества и приблизят Конституцию к реальной жизни людей
Нынешняя Конституция Российской Федерации по сравнению с основными законами других стран — долгожитель. Большинство демократических конституций, а их в мире с 1789 года принято в общей сложности свыше трёхсот, не доживают даже до своего совершеннолетия. Средний период жизни основного закона государства составляет 17 лет. Так, в большинстве европейских стран за последние 25 — 30 лет реформы Конституции проходили неоднократно. Например, в Норвегии с 1990 года трижды, в Нидерландах с 1995 года четырежды, в Австрии с 1991 года — семь раз.
Как отметил один из авторов Конституции России Сергей Шахрай, наша страна смогла создать документ, который оказался более эффективным, более устойчивым, обладающим большим запасом жизненных сил, нежели десятки, если не сотни других Конституций в мире.
Однако это не значит, что в ней нечего менять. Для чего же тогда в Конституцию вносятся поправки? По мнению сторонников изменений, они необходимы для того, чтобы зафиксировать нынешние реалии (ведь положение дел в России существенно отличается от того, что было в 1993 году). И для того, чтобы Основной закон стал ближе к реальной жизни людей, благодаря прописанным в нём социальным гарантиям.
Главным инициатором поправок был президент России Владимир Путин. На днях он напомнил, что согласно поправкам к Конституции президент отдаёт часть важных полномочий парламенту. Это ещё один шаг к демократизации, сказал глава государства в интервью программе «Москва. Кремль. Путин».
Сейчас президент утверждает председателя правительства с согласия Госдумы. А затем без согласия парламента назначает министров. С вступлением поправок в силу ситуация меняется — окончательное решение по назначению министров будет за парламентом, причём президент не имеет права отклонить утверждённые кандидатуры.
Президент напомнил и о новых полномочиях верхней палаты парламента — консультации по силовым министрам.
”Это значит, что эти люди должны выйти на свет божий, выступить в Совете Федерации, рассказать о себе, о том, как они предполагают организовывать свою работу, — пояснил Владимир Путин. — Это ещё один шаг вперед, к демократизации нашего общества. Постепенно, без рывков, но именно в этом направлении.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала поправки в части баланса между ветвями власти историческими.
”Гораздо эффективней будет именно такая тщательная, тонкая донастройка системы, которая предлагается поправками, — считает Валентина Матвиенко. — В результате повысится подотчётность членов правительства парламенту, а значит, обществу, повысит прозрачность их деятельности.
Вопросы же, связанные с социальной поддержкой, как отметил Владимир Путин, важно упомянуть в Основном законе, чтобы их не «вычистили» из практической жизни.
”Когда мы говорим о социальной справедливости, которая должна выражаться в том, что не может человек получать меньше минимального размера оплаты труда, и когда прожиточный минимум должен соответствовать этому МРОТ, — привёл пример глава государства. Он также напомнил, что благодаря поправкам любое правительство в будущем не сможет отказаться от индексации пенсий.
Важность социальных поправок отметил председатель федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.
”Это важнейший этап развития страны, являющийся логическим продолжением и уточнением статьи 7 и статьи 37 действующей Конституции, — заявил он. — Фактически эти поправки уже доказали свою значимость, прошли практическую апробацию в период антиэпидемиологических мер. А некоторые ещё предстоит внедрять на деле.
Возникает также вопрос о том, для чего поправки необходимо принимать именно сейчас.
”Когда у нас осенью правительство внесёт откорректированный бюджет и перспективный на следующий год будем уточнять, лучше, чтобы все эти социальные поправки были уже в тексте Конституции в качестве действующих норм, — пояснил один из авторов поправок глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. — Потому что у органов государственной власти должны быть чёткие ориентиры, в том числе и в сфере социальной политики. И эти ориентиры задаёт Конституция.