На оказание высокотехнологичной медицинской помощи в Воронеже выделили 1,5 млрд рублей

Александр Данилов, директор территориального Фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области, рассказал о финансовом обеспечении воронежского здравоохранения

17.07.2020 15:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Фонд обязательного медицинского страхования — это в первую очередь структура, которая обеспечивает стабильность финансирования медицинских организаций. Сегодня доля средств ОМС в финансировании государственных гарантий на бесплатную для граждан медицинскую помощь достигает 80%. Из чего складываются доходы фонда?

В 2019 году фонд покрыл 75% расходов на оказанную жителям Воронежской области медицинскую помощь по программе госгарантий. Наши доходы выросли на 7,8% и составили 27 млрд 620,6 млн рублей. Рост обусловлен увеличением подушевого норматива финансирования программы ОМС — в прошлом году он достиг 11 тыс. 800 рублей 20 копеек в среднем на 1 застрахованное лицо. Оценивая эту сумму, нужно понимать, что фактически болели в течение года около трети из них, а норматив рассчитывается на каждого. Сюда входят и справки для посещения бассейна по 200 руб., и химиолучевая терапия с использованием высокоэффективных таргетных препаратов по 250 тыс. рублей за законченный случай лечения. Именно это я имею в виду, когда говорю «в среднем».

Основная часть поступлений — 26 млрд 998,9 млн рублей — субвенция федерального фонда. Прочие межбюджетные трансферты за лечение в нашей области иногородних пациентов, поступившие от других территориальных фондов, составили 560 млн рублей; 17,9 млн рублей — финансовые санкции по результатам контрольной деятельности фонда и страховых медицинских организаций.

Отмечу, что в полномочия фонда входит контроль целевого и рационального использования средств ОМС медицинскими и страховыми организациями, а также контроль качества оказанной по полису ОМС медицинской помощи как важная составляющая системы защиты прав застрахованных лиц.

В сумме 3,3 млн рублей в бюджет фонда вернулись и остатки субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет, имеющие целевое назначение.

Кроме того, в доходной части учитывались неналоговые доходы — 57,5 млн рублей, которые включали в том числе поступления по регрессным искам за причинение вреда здоровью застрахованного лица.

Поясните, пожалуйста, что это за направление работы и какова здесь роль Фонда ОМС?

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальный фонд имеет право на предъявление иска к юридическим или физическим лицам, ответственным за нанесенный здоровью граждан вред, в целях возмещения расходов на оказание пострадавшим медицинской помощи.

В этом направлении фонд активно сотрудничает с органами прокуратуры Воронежской области. Практика предъявления соответствующих исковых заявлений реализуется в рамках полномочий, определенных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исковые заявления подаются, как правило, в рамках гражданских дел, на основании вступивших в силу приговоров или постановлений об административных правонарушениях. Также исковые требования заявляются в рамках уголовного судопроизводства. Функции фонда – это составление отзывов в поддержку исковых заявлений, предоставление информации об объемах и стоимости медицинской помощи, оказанной потерпевшим застрахованным лицам, и иной запрашиваемой в рамках судебных дел информации.

За 2019 год в интересах Российской Федерации в лице ТФОМС Воронежской области подано в суды 174 таких исковых заявления на сумму 7 099 986 руб. 33 коп. Исковые требования удовлетворены в полном объеме. За 2019 год в возмещение ущерба, причиненного преступлениями и административными правонарушениями, в бюджет фонда поступило 3 596 815 рублей 54 копейки, включая средства, взысканные за правонарушения прошлых лет.

Наибольшее количество исковых заявлений подано прокуратурами Калачеевского, Семилукского, Терновского и Аннинского районов Воронежской области, Борисоглебской межрайонной прокуратурой, а также прокуратурой Ленинского района г. Воронежа.

А сколько средств и на что было израсходовано фондом в прошлом году?

»

Расходы фонда составили 27 млрд 435 млн рублей, то есть утвержденные годовые бюджетные ассигнования были исполнены в объеме 99,1%. В первую очередь средства предназначались на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования. В 2019 году они составили 27 млрд 215,1 млн рублей, что на 1 млрд 697,5 млн рублей больше расходов 2018 года.

Можем ли мы поговорить подробнее, на что еще были потрачены средства фонда, на финансирование какой медицинской помощи?

»

Основная доля пришлась на медицинскую помощь, оказанную в условиях круглосуточного стационара, – 48,2%, или 12 млрд 413 млн 500 тыс. рублей, затраты на амбулаторно-поликлиническое звено достигли 34,9%, или 8 млрд 988 млн рублей, на финансирование дневного стационара было израсходовано 10,9%, или 2 млрд 807 млн рублей, финансирование скорой медицинской помощи составило 6%, или 1 млрд 545 млн рублей. Такое соотношение говорит о хорошей тенденции постепенного замещения отдельных видов дорогостоящей стационарной помощи менее затратными дневными стационарами.

Наиболее ресурсоемкая высокотехнологичная медицинская помощь финансировалась из средств ОМС по 17 профилям. Среди них сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия, онкология, офтальмология и многие другие. На это был направлен 1 млрд 506,6 млн рублей, что на 43% выше уровня 2018 года. ВМП получили 9 043 пациента. Этот показатель тоже вырос к базовому периоду на 35,7%.

Отдельным направлением работы в прошедшем году стало развитие онкологической службы. Президентом России 2019 год был объявлен годом борьбы с онкологическими заболеваниями. Одновременно он стал первым годом реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение».

В рамках этого направления фонд и страховые медицинские организации осуществляли информирование застрахованных лиц о проведении онкологических скринингов, вели информационное сопровождение онкологических пациентов с момента установления диагноза до постановки на диспансерное наблюдение, мониторили процесс оказания медицинской помощи по данным счетов и единого информационного ресурса в сфере ОМС. Экспертному контролю подвергалось 100% случаев лечения с применением химиотерапии и 100% случаев, закончившихся летальными исходами.

Существенно увеличилось и финансирование этого профиля медицинской помощи по всем условиям оказания. На оплату 14 579 случаев лечения, оказанного в условиях дневного стационара, было направлено 1 млрд 165,4 млн рублей. В круглосуточном стационаре было выполнено 19 870 госпитализаций на общую сумму 1 млрд 546,6 млн рублей. В сумме это на 1 426,5 млн рублей и на 11 833 случая лечения выше уровня 2018 года.

Еще одним приоритетом в работе фонда и СМО стали профилактические медицинские осмотры, включая диспансеризацию детского и взрослого населения. На эти цели в 2019 году было направлено 1 млрд 383,9 млн рублей, что выше уровня 2018 года на 25,9%. Медицинские осмотры были проведены 1 млн 92 тыс. человек.

Вы ранее упомянули нормированный страховой запас. Могли бы пояснить, что это такое и для чего используется?

»

Нормированный страховой запас территориального фонда формируется для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования. Как уже говорили ранее, в 2019 году НСЗ был сформирован в размере 3 млрд 307,7 млн рублей. Из них 1 млрд 375,9 млн рублей было использовано на дополнительное финансирование страховых медицинских организаций с целью оплаты медицинской помощи, оказанной сверх утвержденных объемов финансирования.

Один миллиард 134 млн рублей было направлено на оплату счетов других территориальных фондов за лечение жителей Воронежской области вне территории страхования. На оплату счетов медорганизаций Воронежской области за медицинскую помощь, оказанную жителям других территорий, из средств НСЗ было выделено 553,4 млн рублей.

Еще одним значимым направлением расходования средств НСЗ стало финансирование мероприятий по организации дополнительного профобразования медицинских работников и укреплению материально-технической базы медицинских организаций. На финансирование дополнительного профессионального образования медработников по программам повышения квалификации, а также на приобретение и ремонт медицинского оборудования было потрачено 49,1 млн рублей.

Стоит сказать, что развитие ресурсного потенциала отрасли является важным направлением национального проекта «Здравоохранение». Часть штрафных санкций, уплаченных медицинскими организациями по результатам контроля, направляются в НСЗ именно для того, чтобы потом вернуться обратно в лечебное звено на оплату данных мероприятий.

Так, в 2019 году было проведено обучение 1 223 медицинских работников на общую сумму 7 млн 212,9 тыс. рублей, приобретено 57 единиц медицинского оборудования на сумму 39 млн 407,8 тыс. рублей, а также отремонтировано 3 единицы медицинского оборудования на 2 млн 524,4 тыс. рублей.

Также в 2019 году в рамках устранения кадрового дефицита по заявкам медорганизаций было направлено на оплату труда медицинских работников, принятых сверх численности медперсонала, имевшейся на начало года, 16,2 млн рублей.

Вы сказали, что более 1 млрд рублей в прошлом году было потрачено на лечение жителей Воронежской области в других областях. А как можно получить такую медицинскую помощь?

»

Законодательство позволяет застрахованному лицу получить медицинскую помощь по полису ОМС в других субъектах РФ по направлению лечащего врача или месту обращения. Такой механизм предусмотрен для обеспечения доступности медицинской помощи, входящей в базовую программу ОМС, для жителей абсолютно всех регионов, включая и те, на территории которых такая помощь не оказывается. Либо для оказания медицинской помощи лицам в период отпуска, командировки, а также с учетом иных обстоятельств, связанных с временным переездом в другой регион. Наш фонд впоследствии возмещает сумму, на которую был пролечен пациент.

Объем средств за лечение жителей Воронежской области в рамках межтерриториальных расчетов в 2019-м вырос на 378,5 млн рублей, или на 50,1%, по сравнению с 2018 годом.

Субъектами РФ, в которых чаще всего оказывается медицинская помощь жителям Воронежской области, остаются г. Москва, Московская, Липецкая и Тамбовская области.

К сожалению, в этих регионах сложилась ситуация, когда иногородним жителям в плановой форме оказывается медицинская помощь без направления лечащего врача либо без прикрепления к выбранной медицинской организации.

Фонд в 2019 году предпринял попытки заставить работать частные медицинские организации других субъектов РФ в рамках правового поля и отказал в оплате счетов за плановую медицинскую помощь, оказанную без направления лечащего врача, но суд встал на сторону медицинской организации.

При этом за 2019 год по сравнению с аналогичным периодом 2018 года отмечается увеличение количества случаев специализированной помощи на 4 164 госпитализации, а вот количество случаев оказания первичной медико-санитарной помощи, в первую очередь плановой, удалось все-таки уменьшить на 17 613.

В этом году мы намерены продолжить начатую работу, так как подобное несоблюдение маршрутизации пациентов нарушает преемственность в оказании медицинской помощи и действующее отраслевое законодательство.

По итогам 2019 года расчеты ТФОМС Воронежской области с фондами других территорий за медицинскую помощь, оказанную воронежцам, исполнены в полном объеме, кредиторская задолженность на 1 января 2020 года у фонда отсутствует.