Дискуссия о будущем образования в России: новые принципы, новые подходы, новые люди

Проблемы современного образования и пути их решения с воронежскими педагогами обсудил эксперт в образовании  Артём Симонович Соловейчик

21.07.2020 15:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Сохранить качество школьного и вузовского образования, ЕГЭ и дистанционное обучение региональные эксперты обсудили с организатором российского педагогического движения «Школа — наше дело», одним из лидеров партии «Новые люди» Артёмом Соловейчиком. Круглый стол прошёл в Воронеже.

Артем Соловейчик поделился с коллегами опытом внедрения новых проектов и инициатив на федеральном уровне и в других субъектах страны.

Напомним, в период пандемии он организовал и провел всероссийскую онлайн-планерку для учителей и родителей, в которой приняли участие 132 000 человек. По результатам конференции были выработаны предложения правительству РФ ликвидировать Минпросвещения и восстановить Минобрнауки. Кроме того, участники планерки однозначно высказались за необходимость снизить объем домашних заданий и отчетов учителей.

»

Наши дети, учителя и школы в целом на данный момент оказались заложниками фактической монополизации власти в образовании одной корпорацией. В такой своей роли коммерческий монополист в образовании проваливает важнейшие процессы: уничтожает российскую педагогику, лишает ее будущего, – отметил Артем Соловейчик. — Первое серьезное испытание, выпавшее на нашу долю, – эпидемия, показывает, насколько безграмотны выбранные ими приоритеты в управлении школой.

Делились своим мнением, трудностями и задавали вопросы эксперту бизнес-тренер Екатерина Бакланова, преподаватель Московского государственного университета технологий и управления Дмитрий Казарцев и преподаватель РЭУ им. Плеханова Андрей Степаненко. В частности, Екатерина Бакланова подчеркнула, что в нынешней системе образования одна из основных задач – помочь школьникам правильно выбрать будущую профессию. Ее поддержал Андрей Степаненко: «Важно направить ученика, дать ему практические знания, возможность выбора и самостоятельность. В такой помощи нуждаются и студенты».

В ходе общения журналисты выделили пять главных вопросов, новый взгляд на решение которых и представил федеральный эксперт.

Топ-5 вопросов Артёму Соловейчику

1. Что вы думаете о работе Министерства образования в нашей стране?

— Сейчас у нас действуют Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Такое разделение произошло не потому, что оно вдруг понадобилось, а потому что столкнулись две группировки и каждой из них необходимо соблюсти свои интересы. А мы оказались заложниками сложившейся системы и страдаем от неё. Недавний пример пагубного воздействия этой системы — путаница с выдачей школьных аттестатов. Так, президент Владимир Путин распорядился выдать аттестаты до сдачи ЕГЭ, до 19 июня. Школы выполнили это распоряжение, выдав документы до 12 июня, поскольку затем следовали долгие выходные. А 11 июня выяснилось, что один из приказов чиновники не подписали. Выданные аттестаты признали недействительными и выдали новые. Позже и те, и другие аттестаты признали действительными после давления общественности. Такая ситуация демонстрирует, что ценность аттестата меняется — это просто бумажка, которую могут забрать в любой момент. Неужели какая-то система важнее здоровья, спокойствия и будущего наших детей?

2. Нужна ли система педагогических отчётов?

— Нет. Она ничего не меняет в лучшую сторону, лишь отбирает время у учителей и преподавателей. Получается, что преподаватель имеет ограниченное время и пытается просто успеть быстро рассказать всё то, что положено по программе. И у него уже не остаётся возможности проверить, каждый ли ученик хорошо усвоил пройденный материал. Еще один способ разгрузить учителей — сократить каждый урок с 45 минут до 35. Тогда в неделю высвободится целый день. Педагоги смогут потратить его на бумажную работу, а ученики — на отдых или выполнение домашних заданий.

3. ЕГЭ в России — это хорошо или нет?

— Каждый ребёнок уникален. Есть дети высоко организованные. Они могут самостоятельно заниматься. Есть средне организованные — порой им требуется помощь родителей и контроль учителя. А есть ребята, которые самостоятельно не способны усваивать материал. К ним нужен индивидуальный подход, особая система занятий, например, с перерывами каждый час. А чтобы сдать ЕГЭ и потом поступить в вуз, необходимо всем детям следовать одному шаблону, что в принципе невозможно на 100%. Отсюда столько детей, ощущающих себя аутсайдерами. Хотя на самом деле они могут быть талантливее тех, кто сдал каждый экзамен на 100 баллов.

4. Как воспитать самостоятельного ребёнка?

— Не стоит путать самостоятельность с послушностью. Если девочка каждый день застилает свою постель, это ещё не значит, что она самостоятельна. Она просто следует желаниям своих родителей. Самостоятельный человек — свободный. Он делает то, что он хочет, и то, в чём разбирается. Он не начнет совершать необдуманные поступки, которые навредят ему в дальнейшем, если исчезнут правила и запреты. Он должен иметь целостную картину мира, практически знания, которые сможет использовать не только на выпускном экзамене, но и в дальнейшей жизни. Это  человек с неугасающим желанием самореализации. К воспитанию таких людей мы можем и должны стремиться.

5. Не опасно ли дистанционное обучение и есть ли у него будущее в России?

— Дистанционное обучение хорошо только как разновидность обучения. Родителям следует помнить: в законе об образовании прописано, что каждый ребёнок имеет право на любую форму образования. Бывают дети, которые хотят учиться в школе. Некоторым, чтобы эффективно и с радостью учиться, нужны периодические перерывы, во время которых ребёнок будет заниматься из дома дистанционно. А дети, скажем так, высокоорганизованные смогут без труда работать дистанционно, приходя в классы лишь для обсуждения пройденного материала с учителем.

Системе образования нужно стать гибкой и разноплановой, а не оставаться сугубо надзорным органом, который за отклонения от единого стандарта строго карает выпадением из социума.
Для этого в том числе во власти не должно быть монополии. В ней должны присутствовать люди различных взглядов и убеждений и вести друг с другом диалог, — подытожил Артём Соловейчик.