Воронежские студенты могут получить опыт работы во время обучения

В регионе создана система дуального образования, которая позволяет будущим специалистам получать знания за партой и набивать руку на производстве

05.11.2020 16:00
0 2525

Нередко выпускники средних и высших учебных заведений Воронежской области сталкиваются с проблемой трудоустройства по профессии. Одна из основных причин – нежелание работодателей брать молодежь без опыта, только с запасом теоретических знаний. Да и те зачастую оказываются совершенно далёкими от практики, как, например, в сфере IT, где всё стремительно изменяется каждые полгода.

Власти Воронежской области нашли способ переломить ситуацию благодаря организации дуального обучения. Оно выполняет главную функцию – даёт возможность студентам получить опыт работы. Разберем, что представляет собой дуальное обучение и как его получть.

Что такое дуальное обучение?

Дуальное обучение (образование) подразумевает два компонента. Первый – теоретический. Он проходит на базе учебного заведения. Второй – практический. Его можно получить в той или иной организации на рабочем месте. Такая модель обычно используется в средних специальных и высших учебных заведениях. Финансируется она коммерческими организациями, которые заинтересованы в профессионалах, и органами государственной власти.

Самой развитой сейчас считается дуальная система образования Германии. В ней участвует четверть всех предприятий страны.

Внедрить такую систему образование в России президент Владимир Путин предложил в 2018 году. Агентство стратегических инициатив подготовило её модель на основе проекта «Подготовка рабочих кадров на основе дуального образования». 

А уже со следующего года в Воронежской области стартовал проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста». Он предусматривает: 

👉 прогноз потребности в кадрах;
👉 выстраивание профориентационной работы;
👉 организацию практико-ориентированного обучения по образовательным программам, разработанным с участием работодателей и под их требования; 
👉 подготовку и переподготовку наставников и мастеров производственного обучения;
👉 независимую оценку качества подготовки кадров с итоговым демонстрационным экзаменом.

Чем полезно дуальное обучение?

Судя по данным, предоставленным департаментом образования, науки и молодёжной политики области, дуальное образование менее чем за два года принесло внушительную пользу: решилась проблема с нехваткой учителей начальных классов и воспитателей в детских садах, воронежские заводы пополнились специалистами с опытом и увеличили свою производительность.

Студенты благодаря такой системе образования получают навыки, которые им точно пригодятся, и не остаются без работы после выпуска из учебных заведений. Кстати, некоторых из них отправляют на стажировку заграницу. Так, например, студенты Хреновского лесного колледжа имени Морозова, обучающиеся на машиностроителей, проходят двухнедельную практику в Чехии – стажируются в компании по производству сельхозтехники «АгростройПелгримов». 

Бытует мнение, что среднее профессиональное образования деградирует, что положительных эффектов от него нет. Думаю, оно ошибочно – об этом свидетельствуют наши показатели и награды, − подчёркивает губернатор Воронежской области Александр Гусев.

Где можно пройти дуальное обучение?

В Воронежской области пройти дуальное обучение можно в рамках среднего специального и высшего образования. Практические навыки на производстве получают студенты, изучающие теорию в следующих учреждениях:  

👉 «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»;
👉 «Губернский педагогический колледж»;
👉 «Бутурлиновский механико-технологический колледж»;
👉 «Воронежский государственный университет инженерных технологий»;
👉 «Аннинский аграрно-промышленный техникум»;
👉 «Бобровский аграрно-индустриальный колледж имени Тимашовой»;
👉 «Борисоглебский дорожный техникум»;
👉 «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»;
👉 «Борисоглебский технолого-экономический техникум»;
👉 «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»;
👉 «Воронежский индустриальный колледж»;
👉 «Воронежский колледж сварки и промышленных технологий»;
👉 «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»;
👉 «Воронежский техникум моды и дизайна»;
👉 «Воронежский юридический техникум»;
👉 «Калачеевский аграрный техникум»;
👉 «Лискинский аграрно-технологический техникум»;
👉 «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени Лысенко»;
👉 «Острогожский многопрофильный техникум»;
👉 «Павловский техникум»;
👉 «Россошанский химико-механический техникум»;
👉 «Семилукский политехнический колледж»;
👉 «Хреновская школа наездников»;
👉 «Колледж Воронежского института высоких технологий»;
👉 «Воронежский государственный университет»;
👉 «Воронежский государственный университет инженерных технологий»;
👉 «Воронежский государственный технический университет»;
👉 «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I».  

Какую профессию можно получить, обучаясь дуально?

Выпускники, получившие дуальное образование, гарантированно трудоустраиваются: воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальных классов, агрономами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, младшими ветеринарными специалистами, тренерами-наездниками лошадей, парикмахерами, техниками в сфере радиоэлектроники, техниками в сфере автомобильного транспорта, техниками-механиками, техниками-электриками и др. 

Благодаря дуальному образованию трудоустроились 919 выпускников по профессиям и специальностям среднего профессионального образования и 235 выпускников по направлениям подготовки-бакалавриат высшего образования: технологи машиностроения, инженеры нефтегазового отрасли, ветеринары и зоотехники. Статистику озвучили в департаменте образования, науки и молодёжной политики Воронежской области. 

Каковы перспективы развития дуального обучения?

В 2021 году в рамках реализации Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста на территории Воронежской области дуальное обучение продолжат внедрять в 27 учебных заведениях. Чтобы эта модель образования развивалась, помимо подготовки образовательных учреждений к взаимодействию, необходимо заинтересовывать всё больше компаний-работодателей. 

Для этого региональные власти ищут способы мотивации. Так, например, глава департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов предлагает расходы компании-налогоплательщика отнести к расходам на обучение. Они будут признаны таковыми при условии, если хотя бы один из учащихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил с предприятием трудовой договор на срок не менее года.

Также воронежские власти готовы помочь компаниям с предоставлением пространств для прохождения студенческой практики. Эти пространства создаются в рамках нацпроекта «Образование». Уже появилась площадка и цифровая платформа для сетевого взаимодействия Центра опережающей профессиональной подготовки, а до конца нынешнего года откроются 25 мастерских, оснащенных современным оборудованием, на базе пяти профессиональных образовательных организаций в сфере промышленности, сельского хозяйства, IT и строительства. На это из федерального бюджета выделили 250 миллионов рублей.

Ещё три образовательные организации получили гранты Минпросвещения на создание в следующем году 12-ти мастерских для подготовки специалистов социальной сферы и сельского хозяйства. Также со следующего года расширятся меры господдержки: предприятия получат 90%-ную компенсацию затрат на целевое обучение и прохождение практики студентами вузов, подведомственных Минсельхозу России. 

Кроме того, компенсацию до 30% от затрат на целевое обучение (и прохождение практики) смогут получить вузы, не подведомственных Минсельхозу России, и организации среднего профессионального образования.

Отрадно, что наши работодатели начинают включаться в процесс дуального обучения. Просто административными мерами продвинуть его нельзя: пока не будет интереса у субъекта экономики, ничего не случится. Хорошо, что сейчас этот интерес присутствует, − комментирует глава региона Александр Гусев.

Автор:

Галина ЯВОРСКАЯ