Переход на цифру: как в Воронежской области меняется образование

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения показали, что тотальная цифровизация образования – неизбежный процесс, начавшийся несколько лет назад. Это не плохо и не хорошо. Это реальность, в которой мы живём уже сегодня.  Когда первоклашки владеют «гаджетами» лучше, чем их родители и учителя. А последним приходится тянуться вслед за подрастающим поколением. 

10.12.2020 16:00
МОЁ! Online
1

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Увеличили количество участников олимпиады

В этом году муниципальный этап Всероссийской олимпиады впервые прошёл в онлайн-режиме и собрал гораздо больше участников, чем в допандемийные времена. Дело в том, что детям предоставили возможность проявить себя в более удобной форме. Им не нужно было никуда ехать, всё организовали дистанционно, через цифровую платформу.

»

Конечно, ещё требуются корректировки и доработки. В основном, в части защиты от списывания. Но результат есть. Если раньше всего в области принимали участие порядка 25 тысяч детей по всем олимпиадам, то за два дня в новом формате — 12 тысяч детей. Разве это не даст хотя бы минимальный прирост метапредметных компетенций у ребенка? Раньше это было невозможно в силу организационных ограничений, обусловленных традиционной механикой, нехваткой ресурсов для очного участия всех желающих. Сейчас эти ограничения сняты, — отмечает директор Центра цифровой трансформации «Институт развития образования им.Н.Ф.Бунакова» Денис Плотников.

Учитель сегодня перестал быть основным источником знаний, а сам образовательный процесс стал максимально персонифицированным – адаптированным под личные потребности учеников. Они должны обладать такими навыками, как умение находить информацию и самостоятельно с ней работать. Всё это существенно отличается от того, что было даже 10 лет назад.

С другой стороны, к сожалению, не все родители могут купить своим детям те же ноутбуки, оплатить подключение к Интернету. Но это не значит, что такие ребята должны оставаться за бортом школьной программы.

Чтобы воронежская система образования шагала в ногу со временем, в регионе действует направление по цифровой трансформации образования. Это не просто насыщение образовательных организаций компьютерами, гаджетами, а внедрение новых методов управления образованием и технологий обучения. Речь идёт об искусственном интеллекте, блокчейне, анализе данных и интернете вещей.

В целом это уже не фантастика. Просто где-то процесс идёт медленнее, где-то быстрее. В крупных школах автоматизация началась чуть раньше. Поэтому сейчас кто-то уже проводит уроки с очками виртуальной реальности, а кто-то начинает осваивать интерактивную доску. Но в целом направление задано и не изменится.

Реализуется программа по цифровой трансформации образования в рамках национального проекта «Образование» и двух федеральных проектов: «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа». А отвечает за их исполнение «Институт регионального развития им. Н.Ф. Бунакова». Сам нацпроект в Воронежской области курирует департамент образования, науки и молодёжной политики.

«Цифровая образовательная среда»

По этому проекту к 2024 году должна быть создана современная и безопасная цифровая образовательная среда. Она призвана обеспечить качественное и доступное образование для всех детей без исключения, будь то городской или сельский житель, обычный ребёнок или ребёнок с ограниченными возможностями.

В департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области пояснили, что проект предполагает автоматизацию документооборота, отчетности и бухгалтерии, цифровизацию процесса обучения с выходом на индивидуальные траектории, непрерывное обучение педагога on-line. На реализацию проекта выделено 226,9 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета — 222,4 миллиона, из областного — 4,5 миллиона.

Образовательные организации по этому проекту получают оборудование, которое поможет им создать цифровую образовательную среду. Часть высокотехнологичного импортного оборудования им поставили в прошлом месяце.

В рамках цифровой образовательной среды планируют внедрить соответствующую целевую модель в школах и профессиональных образовательных организациях, а также создать центры цифрового образования детей «IT-куб».
Один из них появился этой весной на базе Воронежского авиационного техникума им. В.П. Чкалова. С его помощью дети могут получить базовые знания по профессиям в сфере IT-технологий.

«Современная школа»

Проект направлен на внедрение новых образовательных технологий, методов обучения и воспитания, повышения у школьников мотивации к обучению, а также совершенствование предмета «Технология». На обеспечение этих целей выделено 533 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета – 461,2 миллиона, из областного – 71,8 миллиона.

В рамках «Современной школы» планируют:

👉 обновить материально-техническую базу учебных заведений;

👉 поддержать образование для детей с ограниченными возможностями;

👉 создать новые места в общеобразовательных организациях.

На данный момент удалось обновить материально-техническую базу в двух организациях для 240 детей с ограниченными возможностями, создать ещё в 42 школах «Точки роста» для 22,4 тысячи детей и построить в селе Ямное Рамонского района школу на 1,1 тысячи мест.

Все школы обеспечили интернетом

К сентябрю этого года в Воронежской области доукомплектовали современным оборудованием ещё 105 школ . Больше 90% из них подключены к оптико-волоконным каналам, остальные — к радиорелейным каналам связи с гарантированной полосой пропускания. В итоге во всех школах у учителей есть автоматизированное место, а у детей – ноутбуки для получения знаний в рамках программы.

»

Только за это лето широкополосный доступ в интернет получили 494 сельские школы. Они имеют гарантированный трафик и скорость соединения не менее 50 Мб/с. Ещё 279 школ, расположенных в городской местности, получили гарантированный трафик со скоростью соединения в диапазоне 90 -100 МБ/c, — сообщили в департаменте образования. – Новые возможности позволяют реализовывать онлайн-, электронное и смешанное обучение, пользоваться корпоративной сетью и многое другое. Это делает более доступными образовательные программы для детей из сельской местности.

Кроме того, в течение последних пяти лет 406 школ отказались от бумажного журнала, и перешли на его электронный аналог. Это позволило родителям всегда быть в курсе успеваемости ребёнка.

Заменит ли компьютер педагога?

Опытные педагоги и чиновники от образования сегодня открыто говорят о том, что учитель перестаёт быть единственным источником знаний. Но в то же время, если он прогрессивен, использует современные «инструменты», то никакая платформа, никакой искусственный разум его не заменят.

Главные качества учителя по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле, умении выстраивать коммуникацию с ребенком. Детям нужны учителя, ровно как и учителям дети. А образованию нужен гибкий подход к ученикам, который сможет обеспечить только цифровизация и цифровая трансформация.

»

Когда пытаешься представить, как будет выглядеть типичный урок в цифровой школе, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы, работу с большими данными, управление умным образовательным пространством. Понятно – это из разряда фантастики, но в целом ещё год назад тяжело было представить уроки в Zoom. А сегодня это реальность. И все остальное реальность очень и очень краткосрочной перспективы. Горизонт планирования здесь весьма недалекий – 3 — 5 лет максимум, — отметили в региональном департаменте образования.

Самой продвинутой в этом плане станет воронежская школа в районе «Яблоневых садов» на Московском проспекте, 142в. Она будет самой большой в стране – на 2 860 учеников. Построить её должны в 2022 году.

Персонифицированное образование

В апреле этого года в 25 воронежских школах стартовала государственная программа по реализации персонифицированной модели образования. Это совместный проект с участием Сбербанка и Агентства стратегических инициатив. В его рамках для помощи учителю была создана школьная цифровая платформа. На её базе разработали учебные модули, полностью соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту.

»

Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других, — пояснили в региональном правительстве.

Платформа – хорошая помощь педагогам как в проведении очных занятий, так и в обучении детей по каким-либо причинам, не посещающим очные занятия. В сентябре к проекту присоединилась в общей сложности 121 школа – более четырёх тысяч учащихся с пятого по восьмой класс, а также 630 педагогов.

В рамках благотворительной акции Сбербанк передал региону 1 285 образовательных комплектов SmartBox (специальные приставки) с предустановленным доступом на школьную цифровую платформу. Промежуточные итоги пилотного проекта станут известны через несколько лет.

Справка:

«Точки роста» — центры образования гуманитарного и цифрового профилей, открытые на базе сельских школ. В них проходят уроки по соответствующим предметам, на которых дети пользуются квадрокоптерами, видеокамерами, 3D-принтерами и прочей высокотехнологичной аппаратурой. За два года в регионе создали 105 «Точек роста».