«Рак – это хронический недуг, а не смертельное заболевание»

Главный онколог Воронежской области Иван Мошуров рассказал, как его ведомству удалось увеличить приём больных во время пандемии, когда откроется новая поликлиника онкодиспансера и к каким симптомам организма нужно особенно прислушиваться

15.12.2020 23:00
4991
5

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

На учёте в Воронежском областном онкодиспансере сегодня состоит более 72 тысяч человек. Это каждый 33-й жителей региона. Отметим, что ещё два года назад в онкодиспансере наблюдалось более 68 тысяч человек. Злокачественные новообразования – вторая по частоте причина смертности воронежцев после сердечно-сосудистых заболеваний.

Когда откроется новая поликлиника онкодиспансера?

Новая поликлиника онкодиспансера разместилась в доме Вигеля на улице Вайцеховского. Реставрация старинного особняка, построенного ещё в 18-м веке, началась ещё в 2018 году. Она обошлась в 485,2 миллиона рублей вместе с мебелью и оборудованием. Теперь дом скорее напоминает дворец, чем лечебное учреждение.

Решение о реконструкции пустующего с 1988 года дома Вигеля с дальнейшим размещением в нем онкополиклиники было принято губернатором в связи с ростом общей онкологической заболеваемости в регионе. Прежняя поликлиника ВОКОД была рассчитана лишь на 380 посещений в день, что не позволяло совершенствовать и развивать онкологическую помощь на амбулаторном этапе.

По словам главного онколога Воронежской области Ивана Мошурова, дом Вигеля, площадью 3,5 тысячи кв. м рассчитан на 700 посещений. Вести приём здесь будут более 50 специалистов разных направлений. Многие исторические детали в здании сохранены, например плитка на полу в коридоре. При этом пространство организовано очень современно, для комфорта пациентов. Это удобная навигация, 15 инфоматов, колл-центр на четверых операторов, пандусы, лифты, широкие проёмы для маломобильных пациентов.

»

Кабинеты врачей у нас расположены в нишах, мы специально проделали их в стенах, — рассказывает Иван Мошуров. — Здесь стоят диванчики, чтобы пациенты спокойно ожидали врача, не толкаясь в коридорах. Ещё одна наша, как мне кажется, удачная задумка — объединить два кабинета специалистов, например урологов, одной смотровой. Если на приём приходит пациент с непростой проблемой, врачи могут моментально организовать консилиум.

Иван Мошуров рассказал, что поликлиника начнёт принимать пациентов в конце декабря. А в старом здании начнётся капитальный ремонт — в 2021 году здесь организуют центр амбулаторной онкологии, где будут проводить дополнительные обследования пациентов.

Кстати, недавно в отреставрированной поликлинике побывали главный внештатный онколог Минздрава РФ Андрей Каприн вместе с губернатором Александром Гусевым. Гости высоко оценили архитектурные и планировочные решения. А ещё Александр Гусев отметил, что оснащение поликлиники также находится на очень высоком уровне.

»

Мы не жалели усилий, чтобы сделать очень хороший объект. Я думаю, что оснащение будет соответствующее: современное, высокоэффективное. Но и чисто эстетически объект будет украшать город и говорить о том, что мы развиваемся. Спасибо и проектировщикам, и строителям, надеюсь, скажу им спасибо и по завершении работ. Мы не намерены останавливаться в развитии объектов медицинского назначения, проведя такие масштабные работы. Безусловно, будем в ближайшие годы продолжать проекты, связанные с развитием амбулаторного звена, первичной медицинской помощи, направления сердечно-сосудистых заболеваний, и, конечно, все наши проекты онкологической сферы завершим, – отметил глава региона.

Повлияла ли пандемия коронавируса на темпы строительства нового хирургического корпуса?

Хирургический корпус онкодиспансера строится рядом с основными зданиями лечебного учреждения. Он рассчитан на 340 коек, также в нем предусмотрены 14 операционных, 28 коек реанимации и палаты пробуждения. Иван Мошуров признался, что переживал за судьбу стройки, когда началась пандемия. Но сейчас может с уверенностью сказать – экономические сложности в стране, связанные с эпидситуацией, никак не отразились на темпах строительства.

»

Этот корпус нам просто необходим, — говорит главный онколог. — Сегодня мы делаем около 40 операций ежедневно. А реанимационных коек в нашем распоряжении всего 6! При этом зачастую оперируется сразу несколько органов, пациентам требуется длительное наблюдение, а мы не можем себе этого позволить из-за нехватки мест! В новом корпусе данная проблема будет решена. Там же разместится современная лаборатория, отделение реабилитации – к слову, реабилитационные программы для онкобольных и в России, и во многих странах за рубежом до сих пор находятся в зачаточном состоянии. Корпус планируется открыть через два года.

Как работает онкодиспансер в период пандемии?

Иван Мошуров подчёркивает – в то время как в других регионах онкодиспансеры закрывались один за другим, наше медучреждение ни на один день не прекращало работу.

»

В этом году нам даже удалось увеличить количество проведённых сеансов химио— и лучевой терапии с 14 тысяч до 17 тысяч. Это связано с тем, что ещё в 2019 году мы увеличили число коек для пациентов, которые проходят лечение, с 40 до 110, — рассказал он. — График работы пришлось поменять. В нашу поликлинику, рассчитанную на 300 посещений в день, приходило по тысяче человек. Скопление народа — это рассадник вируса. Нам пришлось ограничить посещение за счёт группы пациентов, которые уже прошли лечение и находятся под наблюдением. Ими сейчас занимаются врачи-онкологи в районах области и поликлиниках по месту жительства. При этом мы на порядок увеличили число телемедицинских консультаций. Если за 2019 год было проведено меньше 400 дистанционных консультаций, то с начала 2020-го – уже порядка 4 тысяч.

Привёл ли коронавирус к вспышке смертности среди онкологических больных?

Очевидно, что коронавирус может значительно ухудшать состояние человека, страдающего от ракового заболевания. Тем не менее, по словам Ивана Мошурова, резкого всплеска смертности среди онкобольных в области его специалисты не заметили.

»

Могу предположить, что по статистике за этот год число впервые выявленных онкозаболеваний наверняка будет меньше, чем в прошлые годы, — говорит глава онкологической службы. — Но это не повод для оптимизма! Наоборот, это результат «недообследованности» жителей города и области. В этом году с весны из-за пандемии пришлось запретить профосмотры и свернуть программу диспансеризации населения. А в рамках этих обследований есть целый ряд скринингов, которые позволяют на ранней стадии обнаружить самые распространённые заболевания: это и маммография молочных желёз, и ПСА-анализ для определения изменений в предстательной железе, и флюорография, и мазок на онкоцитологию у женщин, и анализ на скрытую кровь в кале. Будем надеяться, что эта ситуация не продлится долго…

Почему количество онкобольных так быстро растёт?

Каждый год в регионе выявляется порядка 10 тысяч новых случаев раковых заболеваний. Стабильный рост числа онкобольных в области – неоднозначный параметр. Ведь он показывает не число заболевших, а скорее тех пациентов, у кого онкологию обнаружили после медицинских исследований. Благодаря современным технологиям, скрининговым исследованиям, рак выявляют на всё более ранних стадиях. И это однозначно положительная тенденция. Ведь, например, рак молочной железы на 1 стадии успешно лечится в 9 из 10 случаев.

По статистике, диагностирование онкопатологий в Воронежской области с 2012 по 2019 год выросло с 356 до 460 на 100 тысяч населения (в среднем по России – 420). При этом у 64% впервые выявленных пациентов опухоль обнаружили на ранней стадии.

»

Если смотреть структуру заболеваемости онкологией по 85 российским регионам, Воронежская область находится в середине списка. То есть говорить о какой-то «пандемии онкологии» в нашем регионе не приходится, — говорит Иван Мошуров.

Какими видами онкологии чаще всего болеют жители региона?

»

На первом месте у нас находится рак кожи, — продолжает главный онколог. — Давно замечено, чем южнее регион, тем больше людей в нём болеет именно этой разновидностью онкологии. Видимо, свою роль играет активное солнечное излучение. Второе место делят рак лёгкого и рак молочной железы у женщин. Далее по списку идут рак желудка, колоректальный рак, рак предстательной железы у мужчин.

Онконаука сейчас бурно развивается, появляются новые направления. Лечение онкозаболеваний стоит на четырёх китах: хирургические методы, химио- и таргетная терапия, третье – лучевая терапия, и, наконец, бурно развивается иммунотерапия. Но, несмотря на это, некоторые формы онкологии, особенно запущенные, до сих пор плохо поддаются лечению. Одна из них, например, это рак поджелудочной железы.

На какие сигналы своего организма человек должен обратить особое внимание?

Иван Мошуров говорит, что онкологические заболевания имеют десятки форм и особенностей. Поэтому и симптомы у них могут быть самыми разными. Но кое-что общее у них есть – они появляются внезапно, без видимых причин. Например, вы уже давно не болели ОРЗ, но у вас вдруг изменилось обоняние и вкусовые ощущения. Или начали худеть, но ваш образ жизни и питание при этом никак не изменились.

»

Появление крови в моче, кале, в мокроте при откашливании, непонятные припухлости на коже и слизистой, опять же, когда они возникают не в результате травмы, а сами по себе – всё это повод обратиться к врачу. Ещё один тревожный сигнал – боли. Причём «наши» боли не те, которые то появляются, то исчезают. При этом они не пропадают надолго и со временем только нарастают. Отмечу, что если 15 лет назад в Воронеже про онкобольных говорили «пошёл под Петровский умирать», то за эти годы мы далеко ушли вперёд в лечении. Государство выделяет на это приличные суммы. Люди с таким диагнозом 10-летиями живут и работают. Сейчас никто не списывает со счетов больных с онкологией, хотя да, это по-прежнему серьёзный хронический недуг. Именно хронический недуг, а не смертельное заболевание, как считалось раньше.

Для диагностики и лечения онкозаболеваний порой нужны дорогостоящие процедуры. Такие, например, как ПЭТ КТ (позитронно-эмиссионная томография. – «Ё!») или «кибернож» («точечная» разновидность лучевой терапии. – «Ё!»).

Могут ли больные получить их бесплатно?

Такие дорогостоящие процедуры делаются в Воронеже в рамках государственно-частного партнёрства. В 2012 году в Воронеже был построен частный онкоцентр, где есть ПЭТ КТ, «кибернож» и другие процедуры.

»

Около 2 тысяч наших пациентов в год проходят ПЭТ КТ бесплатно, то есть эту процедуру закупает бюджет, — объясняет главный врач онкодиспансера. — Сразу скажу, что ПЭТ КТ – это не панацея, этот метод имеет свои показания и противопоказания в зависимости от локализации опухоли. У нас создана комиссия, которая назначает это исследование тем, у кого есть показания. Например, часто мы используем его для контроля эффективности лечения – смотрим, исчезли ли метастазы, уменьшилась ли опухоль. «Кибернож» – это разновидность лучевой терапии с точной фокусировкой пучка. У нас в диспансере стоят современнейшие линейные ускорители, которые вполне с этим справляются. Есть локализации, когда требуется максимальная точность, например при опухолях головного мозга. В этом случае мы направляем пациентов в тот же частный онкоцентр. В год мы закупает там около 40 процедур «кибернож», они очень дорогостоящие.

Что такое амбулаторные онкоцентры и где они будут созданы?

До 2024 года в области, в рамках нацпроекта «Здравоохранение», появится семь амбулаторных центров онкопомощи, в том числе один в Воронеже и шесть в районах области. Теперь у пациентов из отдалённых районов области не будет необходимости каждый раз приезжать в Воронеж, чтобы получить, например, курс химиотерапии. Эту помощь будут оказывать в центрах онкопомощи. В Лисках и Борисоглебске такие центры уже работают.

Далее планируется открыть подобные учреждения в Россоши, Павловске, Калаче и Боброве. В Воронеже центр амбулаторной онкологической помощи откроется, как мы уже упоминали, в здании старой поликлиники диспансера после его ремонта. Благодаря реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в рамках нацпроекта «Здравоохранение», к 2024 году выявляемость заболевания на ранней стадии должна вырасти до 64,5%, пятилетняя выживаемость – до 59,8%.

И всё-таки почему люди болеют раком?

»

Мы до сих пор не знаем истинной причины развития онкологии, — признаётся Иван Мошуров. — Известно, что все мы носители раковых клеток, но не у всех эти клетки дают о себе знать. Если бы мы, врачи, знали причину, мы бы очень хорошо лечили. По своему опыту могу сказать: очень важен отдых, сон и отсутствие стрессов. Сколько раз замечал – онкология появлялась у человека после сильнейших душевных потрясений. Нужно уметь с ними справляться!

Автор:

Анна ЮРЬЕВА.