Как оценить работу школьного учителя

Структурным звеном в школе является класс. Именно в нём организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Формальным и фактическим лидером в данной группе является классный руководитель. Его задача — организовать деятельность детей, координировать воспитательные моменты школьной жизни, интересно и с пользой организовать время, не занимаемое уроками.

23.12.2020 13:00
МОЁ! Online
6

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

«Классный руководитель – это не профессия. Это осознание огромной ответственности перед детьми, родителями, обществом.

Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности.

»

Быть классным руководителем – это значит отдать свое сердце и всю свою любовь детям. Классный руководитель не может состояться без колоссальной трудоспособности, без умения разглядеть в каждом ребенке неповторимость, уникальность, талант, а потом зажечь в их душах огонь познания самого себя», — утверждает начальник отдела организации предоставления общего образования департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области Оксана Кузнецова.

Работа классного руководителя многогранна. В департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области составили ролевой портрет настоящего педагога. Схематично его можно разделить на несколько частей. Классный руководитель проводит работу непосредственно с учениками своего класса (как с коллективом в целом, так и с каждым учащимся индивидуально), взаимодействует с педагогами, которые преподают у подопечных разные предметы, а также общается с родителями детей из класса. Рассмотрим подробнее все аспекты деятельности классного руководителя.

Работа с детьми

Роль классного руководителя в детском коллективе крайне важна. Классный руководитель становится лидером детской группы. На его плечах – установление доброжелательного микроклимата в коллективе, сплочение детей, воспитание и многое другое.

»

Классный руководитель — связующее звено в процессе образования, — считает классный руководитель 6 «А» СОШ № 38 с УИОП им. Болховитинова Елизавета Довгоселец. — Его роль сложно переоценить. Он связывает основные субъекты образовательного процесса: учитель — ученик, родитель — учитель, ученик — ученик.

Вот лишь некоторые задачи, которые выполняет классный руководитель в детском коллективе. Исчерпывающим этот перечень не является. В него также входит:

»

Организация интересных и полезных для развития личности школьников совместных дел познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности. В совместную деятельность вовлекаются дети с самыми разными интересами и потребностями. Одноклассники получают возможность самореализации, устанавливают и укрепляют товарищеские взаимодействия. Педагог же закрепляет доверительные отношения с учащимися, получает возможность стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

Проведение классных часов, в ходе которых, в частности, детям предоставляется возможность обсудить, высказаться на заданную тему, принять решение по обсуждаемой проблеме. Сплочение коллектива класса через внеурочные мероприятия. Это могут быть тренинги, направленные на командообразование, походы в музеи и театры, однодневные и многодневные туристические походы, празднования в классе дней рождения учащихся, а также многое другое.

Но деятельность классного руководителя не сводится только к работе с коллективом. Педагог взаимодействует и с каждым подопечным в индивидуальном порядке.

В этой работе также можно выделить несколько направлений:

👉 Наблюдение за поведением учащихся и изучение особенностей их личностного развития. Наблюдать можно как в повседневной жизни, так и в специально создаваемых педагогических ситуациях: играх, беседах, внеклассных мероприятиях. Для объективной картины выводы, сделанные классным руководителем, сверяются с выводами других педагогов образовательного учреждения, родителей, а при необходимости, и школьным психологом.

👉 Помощь в решении жизненных проблем и затруднительных ситуаций, с которыми сталкивается учащийся. Это могут быть, в частности, вопросы взаимодействия с другими детьми в коллективе, успеваемости, выбора профессии и многое другое.

👉 Коррекция поведения учащихся. Она может происходить, в том числе, посредством частных бесед с ребёнком, его родителями или законными представителями, через включение в школьника в общеколлективную деятельность, предложение взять на себя ответственность за какое-либо поручение в классе и т.д.

Работа с родителями детей из класса

Классный руководитель постоянно находится на связи с родителями школьников, информирует их об успехах или каких-либо проблемах ученика, жизни класса в целом. Помимо регулярных родительских собраний, в ходе которых обсуждаются наиболее острые вопросы в воспитании школьников, в задачу классного руководителя входит создание родительского комитета, помощь родителям в урегулировании отношений между ними и администрацией школы или учащимися, изучении семейного воспитания ребёнка.

Кроме того, на базе класса могут быть организованы семейные праздники, соревнования, направленные на укрепление отношений внутри семьи. Их тоже предстоит организовать классному руководителю с привлечением родителей школьников.

»Работа с учителями-предметниками

Классный руководитель проводит консультации с учителями-предметниками для формирования единой линии воспитания подопечных, предупреждения или разрешения возможных конфликтов между детьми и педагогами. Классный руководитель привлекает на родительские собрания учителей-предметников для более глубокого информирования об успеваемости детей и об их школьной жизни.

Ведение школьной документации

Одно из важнейших направлений работы классного руководителя – ведение школьной документации. Эта работа позволяет накапливать и анализировать данные, обеспечить эффективный обмен необходимой информацией между разными субъектами воспитательного процесса. В обязанности классного руководителя входит:

»

Ведение классного журнала: заполнение страниц-реквизитов и страниц, содержащих сведения об учащихся, их родителях, о состоянии здоровья школьников, посещении ими занятий дополнительного образования, а также ведомости посещаемость и успеваемости; Заполнение страниц, отводимых на учебные предметы; Заполнение личных дел и индивидуальных карт учащихся.

👉 Заполнение свидетельств и аттестатов;

👉 работа с дневниками учащихся;

👉 организация заполнения учащимися реквизитов дневника и страниц, отводимых на
учебные недели;

👉 еженедельная проверка дневников, контроль над ведением дневников и проверкой дневников родителями учащихся;

👉 заполнение ведомости успеваемости в конце четверти, полугодия, года;

👉 лереписка с родителями учащихся, в том числе через дневник (приглашение на родительское собрание или для индивидуальной беседы, благодарности, замечания и др.);

👉 заполнение ведомости об итогах успеваемости за четверть, полугодие, год;

👉 составление планов работы с классом (продолжительность планируемых периодов и примерные формы плана определяются исходя из требований, существующих в данной школе);

👉 составление анализа образовательной ситуации в классе и отчёта по итогам четверти, полугодия, года.

Особенности классного руководства в малокомплектной школе

Существует огромное многообразие малокомплектных школ. Среди них есть крохотные — на 2-3 ученика, а есть и побольше — на 40 — 50 детей. Есть и такие, где отсутствуют один или два класса. Условия работы в таких школах специфичны.

Основной структурный компонент малокомплектной школы — класс-комплект. Это два или три класса, которыми руководит один педагог-классовод. Работа с класс-комплектом отличается от привычной деятельности классного руководителя.

Плюс малокомплектной школы — небольшое число учеников и малая наполняемость классов. Здесь есть возможность для личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. У классного руководителя есть возможность постоянно наблюдать за ребёнком, изучить его склонности, чтобы организовать учебно-воспитательный процесс на принципе индивидуализации.

Малокомплектные школы, расположенные, как правило, в небольших населённых пунктах, хороши тем, что там все друг друга знают. Поэтому здесь проще реализовать проекты, где всё делается не только руками педагогов и школьников, но в содружестве с социумом, в первую очередь с родителями.

Какие существуют федеральные и региональные надбавки за классное руководство?

Как мы видим, работа классного руководителя чрезвычайно объёмна и многогранна. В связи с этим за классное руководство педагогам предоставляются ежемесячные региональные и федеральные надбалки. Цифры мы приведём ниже.

Выплата производится за руководство одним классом классным руководителям, работающим в организациях общего и среднего образования. Если учитель ведет два класса, то за каждый класс педагог получит доплату в 5000 рублей.

Что такое «хороший классный руководитель»? Мнения учителей

На мой взгляд, хороший классный руководитель тот, кто умеет совмещать дисциплину и требовательность с умением дружить с детьми, понимать их потребности и интересы, — рассуждает учитель русского языка и литературы СОШ №61 Анна Кулида. — При этом держать руку на пульсе. Классный руководитель должен «гореть», его главные качества: эмпатия, чувство юмора и интерес к детям, к своему делу.

Считаю, что классный руководитель должен быть интересным, активным, неравнодушным, — говорит Елизавета Довгоселец. — Тогда и детям будет интересно — они же чувствуют всё. Стараюсь не отставать от современных трендов, быть, что называется, в теме. Сейчас просто невероятные темпы общественного развития, поэтому без постоянного самообразования никак.

Я считаю, что классное руководство – это не работа, а образ жизни, — считает педагог на пенсии и классный руководитель с 35-летним стажем Алла Алексеевна ГРОМОВСКАЯ. — Ведь свои профессиональные обязанности можно выполнить до конца только когда дети из своего класса станут для тебя близкими и родными. Ты погрузишься в их проблемы, узнаешь их семьи, начнёшь переживать вместе с ними боль и радость. Только тогда ты становишься для них настоящим старшим товарищем и советчиком. Хороший классный руководитель – это то же, что хороший родитель.

- Классный руководитель – это наставник для детей, помощник, зримый пример поведения и решения жизненных ситуаций, - рассуждает учитель географии МБОУ СОШ №1 Александр ЗАХАРЕНКО. - Для каждого ребёнка наставничество будет проявляться по-разному, например: «трудному подростку» наставник необходим для социализации и адаптации, улучшения посещаемости, профилактики вредных привычек; «обычному подростку» классный руководитель может быть необходим для решения стандартной череды проблем: как правильно выстроить отношения с одноклассниками, помириться с друзьями, найти общий язык с родителями и т.д.; «талантливому ребенку» наставник нужен отнюдь не меньше, ведь именно учитель может вовремя увидеть сильные стороны ученика, поможет их развить, поделиться опытом, не даст таланту затеряться. Для своего класса, да и не только своего, учитель должен стать авторитетом, на опыт которого ребёнок хочет и может опираться. Стало быть, и результат работы классного руководителя – это не количество организованных экскурсий или проведённых концертов, а нечто большее, что нельзя отобразить в отчётах.