«Дублёр — это проект на будущее для сотен тысяч горожан»
Мэрия Воронежа ответила на главные вопросы о дублёре Московского проспекта
О некоторых деталях создания транспортной артерии, которая будет дублировать Московский проспект, в том числе о претензиях жителей улицы 60-й Армии, «МОЁ!» уже рассказывала. На минувшей неделе в студии «МОЁ! ТВ» на наши вопросы о трассировке магистрали ответили руководитель управления дорожного хозяйства администрации города Олег Котов и руководитель проектов ООО «Центр — Дорсервис» Кирилл Родионов (он возглавлял группу, которая работала над проектом).
— Олег Владимирович, в чём необходимость создания дублёра Московского проспекта? Какие проблемы эта магистраль призвана решить?
Олег Котов (О.К.): Главное назначение магистрали — связь самого крупного микрорайона — Северного — с центром города. В процессе проектирования определялись существующая и перспективная интенсивность движения — на период 20 лет. Если сейчас на участках в пределах Северного района мы видим интенсивность в пределах 21 — 23 тысяч автомобилей в сутки, то на период до 2044 года эти значения вырастают до 35 — 37 тысяч автомобилей в сутки.
При сложившемся увеличении уровня автомобилизации. Второе — интенсивность движения по Московскому проспекту конечна. Частично проблему увеличения трафика по проспекту мы решили за счёт выделенных полос. Речь о «провозимости» пассажиропотока не на автомобилях, а на общественном транспорте. Со временем, напомню, мы планируем ввести выделенные полосы для общественного транспорта уже в центре проезжей части — так называемый метробус. Чтобы приступить к их обустройству, нужно иметь некие альтернативы, на которые на время производства работ будет переключаться автомобильное движение. Именно поэтому до строительства метробуса необходимо развитие существующего дублирующего маршрута.
— Если на Московском проспекте появится метробус, который займёт больше места, чем выделенные полосы, а автомобилизация Воронежа будет расти, то дублирующей магистрали хватит, чтобы перевезти всех желающих?
О.К.: На Московском проспекте так и останется по две автомобильные полосы в каждую сторону, как и сейчас. Его пропускная способность не должна снизиться. Новая магистраль будет дополнением к нему и создаст альтернативу.
Напомним, что ранее в Воронеже началось строительство ещё одной альтернативной транспортной связи, которая поможет разгрузить Московский проспект. Это четырёхполосная автодорога от улицы Шишкова к улице Тимирязева. Её строительство планируют завершить уже к концу этого года.
— Расскажите о каждом из участков магистрали. Что на них планируется сделать и с какой целью?
О.К.: От улицы Антонова-Овсеенко у нас должен появиться проезд по Северному лесу из двух полос — по одной в каждую сторону. С обустройством всей прилегающей инфраструктуры — пешеходной зоны, освещения, велосипедной дорожки. Двух полос движения вполне достаточно на перспективу. Сразу уточню: коридор под строительство уже существующий. Никакой вырубки Северного леса не планируется.
— То есть она уже проведена?
Кирилл Родионов (К.Р.): Там раньше была трамвайная линия. А сейчас там накатана грунтовая дорога. Протяжённость нового участка составит около 850 метров.
— А что с прокладкой коммуникаций?
К.Р.: Запланирован ливневый коллектор. Дополнительно придётся устраивать защиту для проходящих под этой дорогой водопровода между жилыми домами, электрокабелей и линий связи. Для существующих сетей нужны защитные футляры.
— Итак, этот участок дороги будет переходить в следующий…
О.К.: В участок улицы 60-й Армии от Владимира Невского до Хользунова, по которому мы сейчас уже заключили контракт и приступили к перекладке коммуникаций. Протяжённость этого участка — порядка 1,3 км. Участок от Владимира Невского до бульвара Победы останется четырёхполосным. Ликвидируется кольцо у «Арены», на его месте будет прямой перекрёсток со светофорным регулированием. От бульвара Победы до Лизюкова будет уже шесть полос вместо пяти. От Лизюкова до Хользунова — шесть полос вместо нынешних двух.
— Участок от Лизюкова до Хользунова вызывает больше всего вопросов. Жители этого района привыкли к тому, что они живут в относительно тихом месте, воспринимают этот участок улицы 60-й Армии больше как внутриквартальный проезд...
О.К.: Это, по сути, часть магистрального коридора, по которому осуществляется движение из центра в Северный район. И в часы пик это достаточно напряжённая магистраль. Когда там проводилась торговля, она для людей, возможно, и была удобна. Но в каких условиях она осуществлялась? На выходных этот участок превращался, извините, в какой-то Шанхай.
— Чем вызвана необходимость вырубки деревьев на участке от бульвара Победы до Лизюкова?
О.К.: На сегодня получен порубочный билет на один ряд деревьев. Это связано с переустройством ливневой канализации, которая расположена, увы, именно под этим рядом рябин. Поскольку сейчас площадь закрытой поверхности меньше, чем будет после реконструкции, вода имеет возможность уходить в открытый грунт.
Реконструкция предусматривает устройство полноценной пешеходной инфраструктуры — тротуаров — и добавление ещё одной полосы для движения. Таким образом, количество воды для отвода с закрытой поверхности увеличится и существующие сети не смогут его оперативно принимать, в результате чего будут образовываться значительные подтопления. Что будет со вторым рядом деревьев — покажет ход работ. Вероятно, что корневая система рябин будет повреждена и необходимость в их сохранении отпадёт. К сожалению, такова реальность. Экологи заказывали независимую оценку, чтобы определить возраст, состояние и возможность пересадки деревьев. Выводы говорят о том, что деревья находятся в конце жизненного цикла. В связи с особенностями корневой системы их пересадка нецелесообразна. Поэтому в проекте заложена компенсационная высадка новых деревьев, дополнительная высадка кустарников. Планируем, что высадка состоится в непосредственной близости от магистрали.
Ранее в мэрии сообщали, что новые растения будут высажены в том же количестве, какое предполагается удалить, а кустарников даже больше. В общей сложности первый этап создания дублёра Московского проспекта завершится высадкой почти 700 крупномерных саженцев деревьев разных пород и более 200 кустарников.
— Когда-то мы общались с авторами советских генпланов развития Воронежа. Они рассказывали, что улица 60-й Армии в красных линиях закладывалась очень широко, на перспективу. Она не должна была быть аллеей или парком. Эта новость сейчас вызвала расстройство местных жителей. Вы с ними общались как-то на эту тему?
О.К.: Есть группа, которую лично я в лицо не знаю. Эти люди посредством различных СМИ в моём понимании нагнетают обстановку — в плане претензий к власти о том, что не спросили у людей одного дома. Я бы ответил им фразой из прекрасного фильма «Гараж». Один из героев, если помните, спрашивал, нельзя ли отодвинуть магистраль, чтобы сохранить все гаражные боксы. На что председатель кооператива ему ответил: «Это магистраль. Она прямая. Она нужна всему городу». Тем более что каких-то конкретных претензий нет. Звучит один довод — то, что расстояние от запроектированной дороги до фасада дома будет составлять 17 метров. Ну, товарищи дорогие, а сейчас оно сколько составляет? Ровно столько же. Мы дорогу не приближаем к фасаду здания.
— А расстояние в 17 метров соответствует нормативам?
О.К.: С учётом дополнительных мероприятий, которые предусмотрены в проекте, да. Это снижение скоростного режима до 40 километров, применение современного дорожного покрытия, которое снижает шумовое воздействие. И предусмотрены клапаны в окнах для проветривания — для тех граждан, которые изъявят желание поставить эти клапаны у себя. Это нормальная практика в целом по РФ.
— Кирилл Николаевич, чего сегодня требуют санитарные и строительные нормы и правила при прокладке магистралей?
К.Р.: СП «Градостроительство» предусматривает при строительстве магистральных автомобильных дорог расстояние в 50 метров от фасада жилых домов. Возможно сокращение до 25 метров при условии выполнения шумозащитных мероприятий. Таких, как установка шумозащитных экранов и доведение жилого дома до понятия «шумозащищённое здание». В данном случае у нас есть 17 метров до одного из домов. Перед началом проектирования мы провели предпроектное обследование. В данном доме все окна пластиковые. Они уже считаются шумозащищёнными.
Вентиляционный клапан позволяет проветривать помещение без необходимости открывать окно. С учётом замедления скорости потока и наличия пластиковых окон в доме мы приводим шумовое воздействие на него к нормативному, а значит, требования СП «Защита от шума» будут соблюдены.
Отметим, что в Воронеже есть десятки улиц, где в связи с исторически сложившейся застройкой территории и изменяющимися на протяжении десятилетий нормативами расстояние от домов до края проезжей части значительно меньше и достигает всего нескольких метров. Речь может идти о Московском и Ленинском проспектах, проспекте Революции, улицах Кирова, 9 Января и других.
— О каком конкретно доме на улице 60-й Армии идёт речь?
К.Р.: Дом 21 по улице 60-й Армии. Он наиболее близко расположен к проезжей части.
— В итоге вышеуказанный участок улицы 60-й Армии будет переходить в два самостоятельных направления — улицы Солнечную и Донскую. При движении в центр города необходимо будет повернуть на Хользунова, с неё на Донскую, а с Донской затем на Ясный проезд и…
О.К.: На шестиполосный участок улицы Солнечной.
— Соответственно, и Хользунова, и Ясный проезд тоже будут нуждаться в переустройстве.
О.К.: Не в переустройстве, а в изменении схемы организации дорожного движения. Схему мы изменим с помощью разметки, дорожных знаков и светофорных объектов. Может быть, где-то потребуется небольшой ремонт покрытия. По улице Донской направление движения из Северного в центр. По улице Солнечной — по направлению в Северный.
— А Ясный проезд?
О.К.: А Ясный проезд вполне позволяет пропустить поток машин. Там уже существует дублирующий проезд к зданиям.
— Жителей частного сектора на Солнечной и Донской искренне жаль. Улица построена по советским принципам — окна домов близки к красной линии. С 2008 года там открыли движение, засыпав улицу асфальтовым срезом. Затем обустроили проезжую часть. Мы только что обсуждали защиту от шума. Но ведь и там будут нужны шумозащитные мероприятия?
О.К.: Это не часть реализуемого проекта. В его состав улицы Солнечная и Донская не входят. Но я понимаю ваш вопрос. Замечу, что мы меняем организацию движения. Что сейчас происходит на этом участке Солнечной? Движение по факту уже осуществляется в три полосы. Единственное, что мы сделаем, — так это введём одностороннее движение. Так что шумовое воздействие точно не увеличится.
— А если говорить о перспективе? Расширяя улицу 60-й Армии, город говорит автомобилистам: «Пользуйтесь ею активнее. Тем более во время строительства метробуса». Потоки на Солнечной и Донской интенсифицируются, а значит, и шумовое воздействие вырастет?
О.К.: Давайте обратим внимание ещё на одну вещь. Как сегодня функционируют зауженные участки в этом коридоре? На той же улице Солнечной сейчас постоянно пробка. Она, по сути, начинается от Машиностроителей. Выброс выхлопных газов и шумовое воздействие от стоящего в пробке транспорта гораздо выше, чем от транспорта, который будет пусть небыстро, но двигаться. Ведь автомобили в пробке постоянно газуют и тормозят.
— Почему вы отказались от первоначальной трассировки проекта?
О.К.: Даже в первом приближении вынос коммуникаций и выкуп участков значительно удорожили бы этот проект.
К.Р.: Улицы 45-й Стрелковой дивизии и Беговая в советское время использовались для прокладки магистральных сетей — непосредственно под проезжей частью. На перекрёстке 45-й Стрелковой дивизии и Солнечной расположена огромная камера теплосети, которую огибает газопровод высокого давления. Чтобы это переустроить и обустроить шестиполосную магистраль, необходимо было бы куда-то вынести камеру, которая расположена на глубине до семи метров. Для этого пришлось бы выкупать расположенные рядом частные дома.
— Может быть, и стоило это сделать? Ведь улица закладывается на годы — для детей и внуков.
О.К.: Для транспортного коридора необходимы ещё выкуп частных домов, магазина «Центрторг», снос двух детских садов… Проектировщикам проще всего было бы запроектировать шесть полос на перспективу сразу от Антонова-Овсеенко и до Кольцовской, не задумываясь ни над чем. Получить проект стоимостью 50 млрд. И положить его на полку. Выглядит это, к сожалению, так.
— Олег Владимирович, расскажите о заключительном участке проекта — улице Свободы. Что планируется сделать там?
О.К.: Там мы, собственно говоря, добавляем одну полосу для движения и пешеходную инфраструктуру. Улица Свободы из двухполосной станет трёхполосной.
К.Р.: Для этого там предстоит выкупить два небольших участка частных домовладений площадью 36 и 8 квадратных метров. За счёт этого мы уменьшим радиус поворота при съезде с виадука и приведём его к нормативам.
— Затем мы по этому участку выходим к Комсомольскому скверу. Там уширение будет проведено за счёт пешеходной дорожки у сквера?
К.Р.: Сквер мы трогать не будем, уширение будет проведено с противоположной стороны — за счёт парковочных мест. У бизнес-центра паркуются абы как и вторым рядом. Надо с этим заканчивать. Для парковки будет обустроена специальная зона.
— Хотелось бы перейти к техническим и финансовым вопросам. Олег Владимирович, почему озвученная стоимость проекта несколько раз менялась?
О.К.: А вот не люблю отвечать на вопрос «Сколько это будет стоить?» в тот момент, пока мы ещё не приступили к проектированию. Потому что предугадать невозможно. Поначалу мы рассчитываем стоимость в основном из габаритов и протяжённости дороги. Но не можем учесть, например, перенос сетей. Теперь, когда проект составлен и прошёл госэкспертизу, мы можем говорить, что реконструкция участка улицы 60-й Армии от улицы Владимира Невского до Хользунова будет стоить 1 миллиард 600 миллионов рублей. Там сейчас начался перенос коммуникаций.
Отметим, что стоимость проекта менялась. Ранее глава города Вадим Кстенин отмечал, что на этапе подготовительной работы её удалось снизить более чем на миллиард. Речь здесь шла об экономии, которая образовалась, в частности, в результате отказа от выкупа и сноса ряда построек и переустройства магистральных коммуникаций, которое является очень затратным и трудоёмким. Вместе с тем итоговая стоимость проекта оценивалась предварительно. Его поэтапная разработка позволила больше внимания уделить нюансам реализации (например, на первом этапе дополнительно будет реализована установка шумозащитных клапанов на окнах и пр.), которые отражаются на финансировании. Естественно, с течением времени также меняется и стоимость материалов и рабочей силы.
— В нынешнем году какие-то ещё работы состоятся?
О.К.: Этот этап у нас должен завершиться в 2024 году. На два оставшихся — дорогу в Северном лесу и на улице Свободы — мы планируем получить финансирование в 2024 году. Пока официального подтверждения лимита денежных средств мы не имеем.
— В последние 20 лет дорожники активно жалуются на то, что воронежские дороги после войны были построены на непрочном известняковом щебне. И сколько ни меняй верхний слой асфальта, он всё равно проседает. Какие требования проект предъявляет к подоснове и к асфальтовому покрытию в случае с дублёром Московского проспекта?
К.Р.: В основание дороги должно быть уложено не менее 33 см гранитного щебня. Затем 2 слоя асфальтобетона и верхний слой покрытия — в общей сложности 22 см. Срок службы дорожной одежды до следующего капремонта, то есть до замены основания, заложен в 24 года.
Читать все комментарии