С уборкой снега можно не спешить

28.11.2023 14:30
МОЁ! Online
15

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В России нет нормативов по количеству снегоуборочной техники в городах, а нормативы по срокам уборки снега с дорог очень мягкие. Рассказываем, почему воронежцам не стоит ждать зимой оперативной уборки снега.

Когда миллионный город после снегопада попадает в десятибалльные заторы, у десятков тысяч воронежцев появляются вопросы к работе дорожников. Где же техника? Почему так медленно чистят дороги? Уберут ли снежные валы с обочин на следующее утро? Когда расчистят остановки? А тротуары?

Первый снегопад в Воронеже начался 20 ноября и продолжался до утра 21 ноября. По данным синоптиков, в нашем городе выпало 2 сантиметра осадков. Многие воронежцы наверняка не поняли, где же проводил измерения Гидрометцентр, — слой снега на дорогах и остановках был куда серьёзнее.

Ларчик открывается просто: даже в зимнее время синоптики считают осадки в жидком виде. Слой воды в 2 сантиметра получается при таянии слоя снега толщиной в 5 — 7 сантиметров. Поэтому на самом деле снегопад 21 ноября был довольно серьёзным даже по меркам зимы. Между тем абсолютное большинство горожан были солидарны в том, что комбинаты благоустройства с уборкой снега явно не справляются. Мы же решили выяснить, соответствует ли уборка снега в Воронеже нормативам, установленным законами. Проще говоря, что горожане имеют право требовать от властей. И были удивлены результатами.

Регламент уборки

Оказывается, самый подробный документ, который на сегодня регламентирует уборку снега в городах, — это не федеральный закон и даже не постановление правительства. А «Инструкция по организации механизированной уборки населённых мест».

Если бы наше с вами общение сейчас было интерактивным, можно было бы провести викторину с вопросом о том, кто и когда разработал эту инструкцию. И победителей было бы немного. Ведь действующая инструкция разработана… Минжилкомхозом РСФСР в 1978 году.

«Основной задачей зимней уборки улиц является обеспечение нормальной работы городского транспорта и безопасности его движения», — гласит документ. И тем самым расписывается в том, что безнадёжно устарел. 

Действительно, в 1978 году общественным транспортом пользовались 90 процентов горожан. Про автомобилистов, которых в том же Воронеже было от силы 40 тысяч, можно было не думать. А значит, можно было не опасаться, что после снегопада возникнут пробки или проблемы с парковкой. Но сейчас-то 2023-й и автомобилей в Воронеже уже более 400 тысяч...

Правда, в нашем городе есть ещё принятые на местном уровне — муниципалитетом — правила благоустройства, которые уточняют эту инструкцию.

Как должна быть организована уборка снега

Итак, технология зимней уборки дорог предусматривает три вида работ: удаление свежевыпавшего и уплотнённого снега с проезжей части, вывоз снежных валов с обочин, борьба с гололёдом. Для этого по инструкции и по правилам во время снегопада необходимо:

  • Немного подождать.

При снегопаде проезжую часть первым делом нужно посыпать песко-соляной смесью — чтобы при движении машин на асфальте образовывался не скользкий накат, а комочки из песка, соли и снега. Они предотвращают появление наката. Также их удобнее сдвигать к обочине. Но по инструкции начинать посыпку до снегопада и одновременно с его началом нельзя. Иначе соотношение соли и снега на проезжей части будет таким, что соль полностью растопит снег. На асфальте появится слой воды, в который продолжит падать снег. Это может привести к появлению ледяных бугров. Конечно же, мы описываем идеальную ситуацию. На прошлой неделе на обочинах всё равно стояли лужи — но не из-за неправильной посыпки, а из-за того, что до потепления дорожники не успели вывезти снег.

  • Провести посыпку проезжей части.
  • Подмести снег и сгрести его к обочинам.

В идеале плужно-щёточные машины должны идти по дороге колонной, выстроившись по диагонали — чтобы одномоментно убрать снег со всех полос. И если в 1978 году это можно было сделать в любое время суток, то сейчас из-за потока машин в дневное время пройти колонной техника может крайне редко.

  • Сформировать валы из снега на обочинах проезжей части.

Местные правила благоустройства уточняют: «Валы формируются с разрывами, обеспечивающими беспрепятственный подъезд к остановкам общественного транспорта, въезды во дворы, внутриквартальные проезды, а также возможность временного паркования транспорта у тротуаров и движения людей к местам расположения пешеходных переходов».

  • Вывезти эти валы.

И вновь уточнение из правил благоустройства: «Снежный вал в первую очередь должен расчищаться на перекрёстках, остановках общественного транспорта, в местах расположения пешеходных переходов, а также на подходах к школам и медицинским учреждениям».

Как быстро должны вывозить снег

Для установления сроков вывоза снега и проведения работ по борьбе с гололёдом инструкция 1978 года и правила благоустройства разделяют улицы города на три категории:

  • магистральные (скоростные дороги; улицы с интенсивным движением и маршрутами городского транспорта; улицы, имеющие уклоны; проезды, ведущие к больницам и пожарным частям);
  • улицы со средней интенсивностью движения;
  • остальные.

По инструкции сроки вывоза валов из снега и скола льда для улиц первой категории составляют при слое снега до 6 см 2 — 3 суток, до 10 см — 3 — 4 суток, до 15 см — 4 — 6 суток. В случае с улицами второй и третьей категорий эти сроки увеличиваются. И в итоге при выпадении осадков до 15 см на вывоз снежных валов с улиц третьей категории даётся до 10 суток. То есть после снегопада, аналогичного тому, что прошёл 20 ноября, даже на Московском проспекте и проспекте Революции на вывоз снега коммунальщикам даётся минимум три дня.

Воронежу не хватает снегоуборочной техники?

Так как проблемы с уборкой снега возникают ежегодно, «МОЁ!» регулярно запрашивает у администрации города информацию о работе районных комбинатов благоустройства. И если сравнить нынешнее положение дел с 2016 годом, то окажется, что ситуация улучшилась.

В 2016-м в Воронеже было 211 единиц зимней коммунальной уборочной техники, сегодня — 347 единиц. Почти в два раза больше стало пескоразбрасывателей (было 42, а сейчас 80), прибавилось тракторов (было 38, стало 47) и фронтальных погрузчиков (28 и 39 соответственно). Больше всего же прибавилось малой коммунальной техники, которая используется для уборки тротуаров. В 2016 году мини-тракторов было 17, сейчас 49.

Как сообщили «МОЁ!» в мэрии Воронежа, всего за 2021 — 2023 годы было приобретено 78 единиц техники для содержания дорог в зимний период: «За последние три года 39 единиц заменили устаревшую технику, а ещё 39 приобретены в дополнение».

Стало больше в комбинатах благоустройства и грузчиков. В 2016 году их было 105, сейчас 160. А вот работников ручной уборки по-прежнему около 200.

Это много или мало? Официального ответа на этот вопрос нет, так как в России не существует норматива по количеству коммунальной техники в городах. Формально её должно быть столько, чтобы можно было соблюдать тот нетребовательный график уборки.

Впрочем, мы можем сравнить Воронеж с другими городами. Общая протяжённость улично-дорожной сети нашего города — около 1,5 тысячи км. Протяжённость улично-дорожной сети Москвы — порядка 11 тысяч км. В Москве работает около 13 тысяч единиц зимней техники, а в Воронеже — 347. Соответственно, в столице на один километр дороги приходится 1,18 единицы техники, в Воронеже — 0,23.

А что в других городах-миллионниках? Судя по самым свежим сообщениям, в Казани зимней техники 589 единиц, в Уфе — 461, в Самаре — 412, в Нижнем Новгороде — 400, в Челябинске — 370, в Новосибирске — 353, в Ростове-на-Дону — 250. Если сопоставить эти цифры с площадью городов, то окажется, что в Воронеже дела обстоят ровно так же, как в Казани, Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде и Челябинске, и лучше, чем в Новосибирске и Ростове-на-Дону. 

Безусловно, то, что везде дела с уборкой снега обстоят плохо, вряд ли обрадует воронежцев, в очередной раз стоящих в диких пробках из-за капризов погоды.