Воронежский сенатор Сергей Лукин инициировал пересмотр метода расчета оплаты труда строителей в сторону увеличения

23 октября в Москве состоялось 577-е заседание Совета Федерации, повестка которого включала в себя более 40 вопросов

25.10.2024 11:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в

Принявший участие в заседании член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, сенатор от Воронежской области Сергей Лукин в своём выступлении поднял проблемы, возникающие при внедрении ресурсно-индексного метода (РИМ) при определении сметной стоимости строительства, требующие дополнительного регулирования данного механизма расчетов. В частности, парламентарий подчеркнул важность уточнения методики начисления заработной платы рабочих строительной сферы.

В своем выступлении С. Лукин напомнил, что поэтапный переход субъектов РФ на РИМ стартовал в феврале 2023 года. Его основным преимуществом стало повышение достоверности сметной стоимости строительства. Но при внедрении РИМ возникли проблемы. Одна из них — обеспечение качественного и своевременного наполнения информационной системы (ФГИС ЦС). Сенатор подчеркнул незаинтересованность производителей и поставщиков строительных материалов в предоставлении необходимых данных, в результате чего средняя наполняемость системы по РФ составляет 11 — 15% — в зависимости от региона. А отсутствие достоверной информации, в свою очередь, не позволяет специалистам Главгосэкспертизы определять достоверность смет, составленных для строительства объектов государственного и муниципального заказа: школ, больниц, детских садов, объектов культуры и спорта.

По словам С. Лукина, необходимо найти способ воздействия на компании, которые обязаны передавать информацию о ценах во ФГИС ЦС, но не делают этого. Одним из методов могла бы стать передача полномочий по централизованному сбору этих данных Главгосэкспертизе, осуществляющей проверку сметной документации с опорой на данные государственной информсистемы ценообразования в строительстве.

— Вторая, не менее важная проблема — расчет заработной платы труда рабочего. Сейчас он производится согласно методике, утвержденной Минстроем России, и определяется на основании статистических данных и величины прожиточного минимума, установленного в регионе, — пояснил Лукин. — Если сделать расчет по данной методике для ЦФО (за исключением Москвы и Московской области), средняя зарплата рабочего-строителя составит от 33 до 40 тысяч рублей, тогда как фактически она составляет от 80 до 150 тысяч рублей ежемесячно.

Об этой острой проблеме уже не раз заявляли эксперты — снижение сметной стоимости строительства социальных объектов ведет к тому, что участвующие в реализации проектов добросовестные подрядные организации практически терпят убытки, не имея возможности уложиться в смету. Как следствие, большинство из них не подают заявки на участие в тендерных торгах на строительство объектов государственного и муниципального заказа.

Это создает угрозу отсутствия подрядчиков, желающих участвовать в торгах на строительство таких объектов, и, как следствие, ставит под вопрос выполнение региональных и федеральных инвестиционных адресных программ, направленных на улучшение уровня жизни россиян. На местах заявляет о себе потребность в строительстве новых объектов образования и здравоохранения, культуры и спорта, а несовершенство законодательной базы препятствует успешному решению задач, которые ставит перед регионами правительство Российской Федерации.

— Эта тенденция наблюдается в текущий период и возрастет в будущем, — предостерег сенатор С. Лукин.

Из регионов поступают обращения в Российский Союз строителей, в Национальное объединение застройщиков, в профильное министерство о принятии действенных мер по пересмотру методики расчета заработной платы.

Так, от Воронежской области в адрес Министерства строительства и ЖКХ РФ направлено письмо регионального Союза строителей, в котором содержатся предложения экономистов и ученых по корректировке базы для расчета фонда оплаты труда с тем, чтобы он приблизился к реальному значению.

По утверждению экспертов, это можно сделать путем внесения изменений в соответствующую методику Минстроя России по двум позициям:

— снять ограничительный порог 60% для коэффициента, учитывающего доплаты и надбавки к тарифным ставкам;

— пересмотреть методику расчёта для определения нормативной оплаты труда, сделав базой среднемесячную оплату труда по отраслям.

Одновременно направлено письмо в Российский Союз строителей от руководителей региональных союзов Воронежской, Липецкой, Смоленской и Тюменской областей с предложением рассмотреть проблемные вопросы перехода на ресурсно-индексный метод (включая тему расчета нормативной заработной платы) на очередном заседании Комитета по ценообразованию и сметному нормированию РСС с участием представителей Минстроя России.

Сенатор Лукин предложил коллегам рассмотреть сложившуюся ситуацию в разрезе своих регионов с целью выработки единого подхода к формированию ценообразования в строительстве и затем запланировать проведение круглого стола на площадке СФ с участием министерств, ведомств, экспертов-экономистов, представителей регионов.

— Затягивать по времени этот вопрос считаю нецелесообразным, так как органы исполнительной власти обязаны ежегодно не позднее 20 февраля предоставить расчет среднемесячного норматива оплаты труда рабочего 1-го разряда для целей ценообразования, — подчеркнул С. Лукин.

Валентина Матвиенко рекомендовала профильному Комитету СФ совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ проанализировать ситуацию в строительной отрасли с учетом нарастающих проблем, среди которых рост и ключевой ставки, и ограничений по льготной ипотеке, и закредитованности компаний.

— Давайте займёмся анализом проблем на стадии их возникновения, а не тогда, когда их придётся устранять, — подчеркнула спикер.