«Отработав новогодние утренники, я сбросила пять килограммов»
Жительница Воронежа делится впечатлениями от своего первого опыта работы на новогодних ёлках
Войдите, чтобы добавить в закладки
Я никогда не желала для себя участи аниматора, да и выступать перед публикой, честно говоря, боюсь. Но в начале декабря у одного из моих знакомых случился форс-мажор: их группу актёров-любителей, репетировавших новогоднюю сказку в одном из воронежских учреждений, покинула актриса. Быстро найти на её место никого не удалось. Я была не первой, к кому они обратились с предложением заменить её, но все отказывались. А я согласилась, решив, что такого опыта у меня в жизни ещё не было, да и со страхом публичных выступлений нужно когда-то начинать бороться.
«Самым опытным был Заяц»
Компания, репетировавшая сказку, собралась интересная: Дед Мороз — кандидат математических наук, Заяц — в прошлом учитель информатики, Олень — переводчик. Был ещё кладовщик, исполнявший роль Лешего, и я, журналист. Мне досталась роль вредной хозяйки лесной гостиницы. Фабула нашего представления незамысловата: злой Леший, не желающий, чтобы пришёл Новый год, гасит на ёлке огни, а сказочные персонажи при активной поддержке детей из зала спасают праздник.
Заяц — самый опытный в нашей группе. Он работал на утренниках не первый год и подбадривал нас на репетициях разными байками. Например, о том, как на самой первой ёлке в школе ему пришлось срочно замещать заболевшего Деда Мороза. Чтобы достойно сыграть роль сказочного волшебника, он наклеил сценарий утренника на свой посох. Правда, слова пришлось расположить сверху вниз. По ходу представления, чтобы читать текст, Дедушка наклонялся всё ниже и ниже, так что к концу сказки принял положение, вызвавшее в памяти сказочное: «…к лесу передом, ко мне задом».
Спектакль мы отрепетировали. Правда, во время выступления сбои всё же случались: кто-то обязательно забывал свой текст, перевирал слова или произносил речь другого. Так что каждый утренник отличался от предыдущего. Когда случались форс-мажоры, приходилось выкручиваться, но, к счастью, наши маленькие зрители, кажется, не заметили наших сбоев.
«Вспоминала свой провал на сцене в детстве»
До этих новогодних ёлок я выступала последний раз на сцене в начальной школе. Читала тогда со сцены стишок собственного сочинения и от волнения забыла текст на середине. Учителя и родители, слышавшие его на репетиции и запомнившие, шёпотом подсказывали слова из зала. Я рассказала стих до конца с их помощью, а потом убежала со сцены, испытывая позор. В этот Новый год перед выходом на сцену вспомнила свой провал и снова пережила ужас своего тогдашнего положения. Представлять, как я перед аудиторией — а в зале собиралось от 20 до 40 детей и сопровождающих их взрослых — снова забываю слова, было мучительно.
А ещё мне казалось, что на наши призывы прочитать стихотворение или пройтись вместе в хороводе, никто из детей не отзовётся. Но не тут-то было! Одно из главных моих удивлений: дети не просто участвовали — они соперничали друг с другом за право рассказать стихотворение или спеть песню! Даже обижались друг на друга, если один опережал другого и быстрее выскакивал к Деду Морозу.
Однако были и случаи, когда ребята выручали друг друга. Во время представления ребёнок в зале, если хотел дать ответ на нашу загадку или задание, должен был встать с места, а чтобы рассказать стихотворение — выйти на сцену. И вот один мальчик вышел, стал читать «Мороз и солнце — день чудесный». Произведение длинное — он запнулся: забыл слова. Тогда в зале поднялись со своих мест 7 или 8 детей, и все хором закончили стихотворение.
Эксклюзивные имена
С первого же утренника мы обратили внимание, что у многих детей, выходивших на сцену показывать творческие номера, очень необычные имена: Ермак, Елисей, Есения, Васса и даже Голуба.
В самом начале представления у нас было небольшое знакомство со зрителями. Мы называли имена, и дети, которые их носили, поднимали руки и получали определённые предметы, которые требовались им по ходу сказки. Ребята с одинаковыми именами получали одинаковые предметы.
Авторы нашего сценария, придумавшие интерактив, выбрали самые популярные, по их мнению, имена: Саша, Серёжа, Миша, Лена, Наташа и т. д. Но уже на первом представлении мы поняли, что выбор был ошибочным.
— Пусть все Серёжи поднимут руки вверх! — объявляем мы со сцены.
В зале тишина, зрители молча смотрят и ждут.
— Нет в зале Серёж? Ну тогда Саши! И Саш нет? А Кати есть? Марины? Юли?
Ни Юль, ни Кать, ни Ир, ни Алёш среди зрителей раз за разом не находилось. Оказывается, детей теперь называют очень эксклюзивными именами, угадать которые невозможно. Хотя однажды я почти попала в цель.
— Может, Модест есть? — спросила я.
— Он заболел, не смог прийти, — ответила за Модеста его учительница.
Дети — зеркало родителей
Поведение детей — отражение поведения взрослых, и со стороны это очень заметно. Например, приходит на представление папа с тремя школьниками. Сам в пиджаке, с собой — сменная обувь. Все дети, которых он привёл, тоже со сменкой. Вся семья проходит и спокойно рассаживается на свои места.
А бывает, что сопровождающие взрослые пытаются проскочить за кулисы, чтобы сделать селфи, или отвечают на телефонные звонки прямо во время спектакля. Подобное поведение взрослых служило сигналом, что будет непросто: дети, которых они привели, начнут шуметь, отвлекаться, и придётся прикладывать усилия, чтобы их успокоить.
Утренники вместо диеты
Отработав новогодние утренники, всего 10 штук, я сбросила 5 килограммов. В среднем по столько же потерял каждый из актёров. Самый впечатляющий результат был у Деда Мороза — он похудел почти на 8 килограммов. Всё потому, что костюм у него самый тёплый, синтетический. К концу представления одежда на нём неизменно была мокрой.
Приятные моменты — когда гости после спектакля подходят поблагодарить и сфотографироваться в твоей компании. А одна маленькая девчушка как-то подошла ко мне после утренника, молча обняла на уровне коленок и простояла полминуты, наверное. Стала свидетельницей, как ещё одна девочка долго шла за нашим Дедом Морозом, который уже двигался в сторону закулисья, чтобы снять свой тёплый костюм. Она уверяла его, что вела себя весь год хорошо, и интересовалась, дошло ли её письмо.
...Самое страшное во время представления — это скучающие лица и люди, которые копаются в телефоне. С таким настроением лучше на спектакли не ходить. Если в зале такие есть, то лучше не смотреть на них вовсе, потому что быстро ловишь их посыл о том, что ты занимаешься какой-то ерундой, а они тратят на тебя время, и тут же начинаешь забывать текст и сбиваться.
А если в театре вы когда-нибудь услышите, как актёры благодарят зрителей, знайте, что это не просто форма вежливости. К зрителям действительно испытываешь огромную благодарность, если они включены эмоционально в спектакль, не отказываются выполнять какие-то задания. Это огромная поддержка.
Читать все комментарии