Медсёстры, которыми гордится Воронеж
12 мая отмечается Международный День медицинской сестры
Почти три десятка лет работает в нашем городе городская клиническая больница скорой медицинской помощи: она открылась в 1986 году. Ежедневно здесь принимают более двухсот больных, которым необходима неотложная помощь: тяжелые травмы после ДТП, ранения, кровотечения, инсульты, инфаркты. В БСМП работают 26 отделений, на 12 кафедрах медицинской академии трудятся 5 доцентов и 10 профессоров. Высококлассные доктора ежедневно спасают десятки человеческих жизней, проводя сложнейшие операции.
Но ближе всего к пациенту всегда была медицинская сестра. Сегодня профессия медсестры не является мечтой тысяч девчонок: тяжелый график работы, ночные дежурства, невысокая оплата труда. Но в БСМП я встретила других сестричек: выбор профессии, сделанный ими много лет назад, был и остался для них единственно верным.
Похожи их судьбы: рано выбрали профессию, поступив в Воронежское медицинское училище. Пришли на работу в поликлинику, но быстро перешли на службу в Больницу скорой помощи.
Людмила Баркалова
Людмила Витальевна Баркалова вскоре после открытия больницы — в мае 1986 года, наслушавшись рассказов знакомого анестезиолога о его работе, попросилась на работу в отделение анестезиологии и реанимации. Во все времена медсестры имели воинскую обязанность: так вот Людмила прошла специализацию как операционная сестра именно от военкомата.
Людмила и предположить не могла, что скоро понадобятся ее навыки по спасению людей в фактически военной ситуации: 7 декабря 1988 года случилось землетрясение в Спитаке, медицина всей тогда огромной страны бросилась на помощь братскому народу Армении: Людмила в числе первых воронежских добровольцев-медсестер полетела в Спитак.
Трое суток, проведенные без отдыха и сна она будет помнить всегда: на бывшем футбольном поле расположился палаточный медицинский госпиталь, куда привозили пострадавших от землетрясения. Десятки горожан находились в шоковом состоянии: людей вытаскивали из-под завалов, где они провели по многу часов. В результате сдавливания останавливалось движение крови по сосудам, начиналась интоксикация всего организма, люди теряли сознание. Задачей Людмилы и ее коллег (всего из Воронежа уехали в Спитак 15 медсестер) было выведение людей из тяжелого состояния. После того, как к пострадавшим возвращалось сознание, состояние улучшалось, их самолетами переправляли в Ереван в лечебные учреждения для дальнейшего лечения.
Действовали четко, без эмоций: на холодной земле расстилали одеяла и все медицинские манипуляции (в том числе операции) проводили тут же, стоя перед ранеными на коленях.
Через трое суток Людмила вернулась в Воронеж: спасать было больше некого. По официальным данным в Спитаке погибло 25 тысяч человек.
Сегодня Людмила, вспоминая те дни, недоумевает, почему именно ее руководство страны наградило орденом «За личное мужество». «Я до сих пор уверена», — говорил Людмила Витальевна, — «это наша общая награда». В красной коробочке лежит орден. Он был учреждён для награждения граждан СССР за мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка и социалистической собственности, в борьбе с преступностью, стихийными бедствиями и при других чрезвычайных обстоятельствах.
Коллеги Людмилы отзываются о ней так: более доброго человека не встречали. Всегда в полной боевой на «боевом» посту, легко справляется с современным анестезиологическим оборудованием, с улыбкой на лице подбадривает и успокаивает больных. «Это я именно тогда, в Спитаке, поняла суть своей профессии: главное — умение помочь психологически больному, посочувствовать, поддержать морально», — делится Людмила.
Почти 30 лет Людмила Витальевна Баркалова верна своей профессии и больнице скорой медицинской помощи. За эти годы ее труд был отмечен руководством больницы, города и области.
Сутки дежурства — и домой. Дома ждут двое мужчин: муж и сын. Сын по примеру отца выбрал профессию инженера.
Надежда Дыбленко
Два десятка лет в БСМП работает Надежда Николаевна Дыбленко, в недавнем прошлом медицинская сестра первого хирургического отделения. Уже более года Надежда Николаевна трудится операционной медсестрой двух отделений: урологического и гинекологического, несет полную материальную ответственность и отвечает за санитарно-эпидемиологический режим.
Надежда Николаевна все 20 лет добирается на работу из Семилук, где живет с мужем и дочкой. За все эти году ни разу не была на больничном. Лишь однажды нарушила рабочий ритм: уходила в декретный больничный на полтора года. Сегодня дочери 15 лет. Воспитывали ее всем отделением по телефону: с 7 лет Юля полностью самостоятельна. Иногда спрашивает маму: «а почему ты все время на работе? Там что, больше работать некому?»
Елена Землянухина
Главная медицинская сестра КГБСМП № 1 г. Воронежа Елена Ивановна Землянухина: «В словах девочки есть свой грустный смысл: больница на 60% не укомплектована кадрами среднего медицинского персонала. Труд тяжелый, ночные дежурства, невысокая оплата не привлекают молодежь. Но с работой мы справляемся: в больнице работают сестрички, которым цены нет. Профессиональные и работоспособные, и при этом, что важно, добрые, отзывчивые и очень ответственные. Коллектив работает слаженно, сплоченно».
Надежда с первых дней работы в медицине, когда еще была санитаркой в операционной, поняла, что хирургия — это ее призвание. Ей нравилось здесь все, во все вникала, узнавала, подсматривала за работой врачей, перенимала. Совсем скоро ей стали доверять работу медсестры.
Глаза Надежды и сегодня загораются, когда она рассказывает о своей работе: вспоминает первый день, когда ее встретил заведующий отделением Олег Стрыгин (Олег Васильевич возглавляет первое отделение хирургии 29 лет). Как быстро допустили ее к работе на операциях, как ничего не боялась, а только любила свою хирургию и больных.
Она до сих пор бежит на работу как на праздник. Тяжелейший труд, ежедневные экстремальные условия по спасению раненых и больных, разные характеры и ситуации, море крови — и такая бесконечная доброта в глазах, готовность помочь делом и словом, неиссякаемая нежность рук и голоса.
Олеся Ильинская
Судьба Олеси Викторовны Ильинской складывалась немного необычно: первым выбором профессии стал выбор ее родителей и Олеся после 8-го класса поступила в профессиональное училище, где получила профессию контролера станочно — слесарных работ. Совет родителей не пригодился девушке: работать с железками было не интересно. И Олеся уже самостоятельно принимала решение стать медицинской сестрой.
После окончания медицинского училища пришла в БСМП — было это в 1994 году, где стала работать медсестрой отделения неврологии.
Работала с больными сложного профиля: одни пациенты с инсультами чего стоили. Но вдохновлял результат труда: привозили больных на каталках, а выходили они из отделения на своих ногах. «Это многого стоило», — призналась со смущением Олеся, — «их «спасибо» грело сердце и заставляло вновь и вновь браться за работу».
В 2008 году в Воронежской больнице скорой помощи открылось новое отделение — первичное неврологическое. Знания и большой опыт Олеси пригодились ей на посту старшей медицинской сестры отделения (к этому моменту она получила высшее образование в медицинской академии).
Смертность от сосудистых заболеваний в России на тот момент составила 57%, причем, почти 20% из этого числа умирали в трудоспособном возрасте. В 90 % случаев причиной смерти являлись ишемическая болезнь сердца или инсульт.
Переломить ситуацию была призвана федеральная программа по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В настоящее время в реализации программы участвуют 38 регионов России с населением 69,3 миллиона человек.
В этих регионах созданы и действуют 39 региональных сосудистых центров и 107 первичных сосудистых отделений. Они оснащены по современным порядкам оказания медицинской помощи, специалисты прошли переподготовку, а помощь оказывается по современным стандартам. Были открыты и оборудованы 39 региональных и 107 первичных сосудистых центра, обучено более 2 тысяч врачей.
Воронеж стал одним из регионов реализации федеральной программы.
Первичное неврологическое отделение и сегодня успешно реализует задачи по снижению смертности от инсультов: здесь применяется тромболитическая терапия. Если больному в течение трех часов после инсульта окажут данный вид помощи, то последствия инсульта не наступят. Сохранятся речь и двигательная активность, будет работать мозг, и, главное, человек останется жить.
Для сокращения времени с момента доставки больного из машины «скорой помощи» до момента начала применения тромботической терапии в БСМП сделано немало: недавно завершена реконструкция приемного отделения клиники. Доставка больных стала более удобной и быстрой. Кроме этого, разделены потоки больных разных направлений: это позволяет больным сердечно-сосудистыми заболеваниями сохранять спокойствие в нелегкой ситуации. Ведь специфика больницы в том, что сюда поступают раненые, бомжи, наркоманы. Здесь и до просторного инфаркта или инсульта недалеко, если на них посмотреть.
В отделении первичной неврологии много нового оборудования, средств по уходу за лежачими больными: например, необычные противопролежневые матрацы. На них больной раскачивается подобно тому, как можно раскачиваться на волнах моря. Каждый час этот матрац поднимает какую то часть тела человека. Результат: снижается риск возникновения пролежней. Если их допустить, возникнет очаг инфекции. К проблемам сердечным добавятся другие, не менее неприятные и сложные.
Главный врач ГКБСМП № 1 Алексей Чернов: «Больница скорой медицинской помощи — это настоящая проверка на прочность, характер и человечность. Далеко не всякий может выстоять здесь, при этом расти профессионально и оставаться человеком. Сотни пострадавших от ДТП, кровь, страдания людей, боль утраты близких — все это врачи и сестры наблюдают здесь из года в год. Я горжусь нашими докторами — они с честью проходят эти испытания. Многие из них отдали больнице более 2-х десятков лет. Но моя особенная гордость — это средний медицинский персонал. Наши сестрички встречают больных на пороге клиники в самые тяжелые моменты, они помогают докторам в проведении сложных манипуляций, и они же ухаживают за больными. Люди по-разному реагируют на боль, иногда не совсем адекватно. Но наши медсестры не теряют самообладания, смелости, не растрачивают с годами доброту и желание поддержать больного».
Читать все комментарии