В воронежских поликлиниках хотят ликвидировать самозапись
Департамент здравоохранения собирается реорганизовать работу городских медучреждений
О реформе воронежских поликлиник мы уже писали. Первым этапом стало создание сайта «Моя поликлиника», где воронежцы оставляли свои пожелания. С осени новшества начали вводить в крупных поликлиниках — № 1, 3, 4 и 7. А 17 февраля главврачей всех воронежских амбулаторий собрали в поликлинике № 4 и затем провезли по остальным трём учреждениям — продемонстрировать, что получилось. Ведь до конца 2018 года те или иные новшества планируется внедрить во всех поликлиниках города.
«Пациенты больше не увидят своих карточек»
Изменения в основном касаются оргструктуры. Чиновники от здравоохранения сразу предупреждали, что финансирования проект не предусматривает. А потому изменения не коснутся, например, повышения зарплат.
Главная проблема поликлиник — недостаток персонала. Врачи и медсёстры не идут туда из-за низких зарплат — у врачей она составляет около 25 тысяч, у медсестёр 12 — 13. Укомплектованность муниципальных медучреждений в Воронеже составляет 70 — 80%, а порой и меньше. Эти показатели ниже, чем в среднем по России. Отсюда и очереди, и нехватка талонов на запись, и отсутствие узких специалистов.
— Решить эту проблему в рамках данного проекта не получится, — признаёт куратор проекта, главврач областного консультативно-диагностического центра Елена ОБРАЗЦОВА, — но мы можем организовать работу так, чтобы врачи и медсёстры тратили время эффективнее.
Вот какие новшества в итоге появились в поликлиниках — участниках пилотного проекта.
Несколько вариантов записи к врачам: теперь к специалисту можно записаться, не только позвонив в регистратуру (сейчас они называются по современному колл-центрами) или по интернету. В той же 4-й поликлинике установлены терминалы-инфоматы, которые тоже снабжены этой опцией, а также в медучреждениях появились сестринские посты, где медсёстры ведут запись к врачам. Как сказал руководитель ВГКП № 4 Сергей БРЕДИХИН, листы самозаписи к врачам и в его учреждении, и в городе вообще планируется ликвидировать.
Картохранилища. Работа с вечно теряющимися карточками пациентов теперь перестроена. Пациенты, записавшиеся к врачу, не стоят в очереди в регистратуру за карточкой, а сразу идут на приём. А все карточки сотрудники картохранилища собирают с утра и разносят по кабинетам врачей. Карты снабжены обложками со штрихкодом, а в картохранилище установлен компьютер с программой учёта карточек и считывателем — эта система отслеживает перемещения медкарт.
Сестринские посты. Они находятся на этажах поликлиник, дежурят по две медсестры. Пункты созданы, чтобы разгрузить врачей. Именно медсёстры теперь выписывают направления к врачам, на анализы, на госпитализацию, справки, оформляют санаторно-курортные карты, а ещё обзванивают пациентов и проводят предварительный осмотр — меряют температуру, пульс, давление.
Дежурный врач. Специалисты поликлиник по очереди дежурят, принимая пациентов в критическом состоянии, которые обратились в поликлинику без записи. Также они выписывают справки о смерти.
Мобильные бригады. К «неотложным» больным с температурой, острой болью теперь приезжает не участковый доктор, а выездная бригада с врачом. Это сделано, чтобы участковый терапевт мог принять больше пациентов, вместо того чтобы ходить по вызовам. Участковые теперь навещают в основном хронических и маломобильных больных.
Расслоение поликлиник
Сами по себе нововведения неплохие. Пациенты поликлиник, где они появились, признают, что попасть к врачу действительно стало проще.
— Я несколько месяцев из дома не выходила, сегодня пришла, а тут такая красивая регистратура! — делится впечатлениями пациентка поликлиники № 4, участница войны Алевтина ХВОРИКОВА. — Девочки меня за одну минутку приняли, дали талон к врачу, никаких очередей!
Главная проблема заключается в том, что внедрить эти новшества можно далеко не везде. Это признаёт и сам руководитель областного департамента здравоохранения Александр ЩУКИН:
— Финансов на них нет. Компьютеры, автомобили, программы покупали спонсоры, плюс задействовали резервы лечебных учреждений. Полная модернизация возможна не во всех поликлиниках, но мы рассчитываем, что до 2018 года в них появятся хотя бы её элементы.
Получается, что модернизацию могут позволить себе только крупные амбулатории. Во-первых, исходя из принципа подушевого финансирования, они получают больше средств из бюджета. Во-вторых, в них работает достаточно сотрудников, чтобы выделить часть на сестринские посты, картохранилища, мобильные бригады. Из кого формировать колл-центр и картохранилище в поликлинике, где на всю регистратуру три человека? Ну и повезло тем поликлиникам, где главный врач известен, имеет связи (как бывший руководитель горздрава, а ныне главврач поликлиники № 4 Сергей Бредихин), чтобы привлекать спонсоров.
Процесс деления на «передовые» и «отсталые» поликлиники уже заметен, а дальше будет явственнее. И получится, что воронежцы в зависимости от места жительства окажутся в неравных условиях — кто-то будет лечиться в «модернизированной» амбулатории, а кто-то по старинке занимать очередь в пять утра за талоном к неврологу. Отчасти проблему финансирования может решить объединение мелких поликлиник в одно юрлицо, этот процесс уже начался — например, объединены поликлиники № 18 и 19 на улицах Лебедева и Ростовской. Кстати, именно эта объединённая поликлиника станет следующей площадкой, где должна пройти модернизация. Но в укрупнении есть и минусы. Одна поликлиника будет состоять из разбросанных по городу зданий, и к каким-то врачам придётся добираться за тридевять земель.
А ещё не все медработники довольны переменами. Получилось, что средний медперсонал загрузили всей бумажной работой. Медсёстры признаются, что нагрузка у них сильно увеличилась, но зарплаты при этом остались прежними, что не могло не вызвать возмущения. А как может сказаться внутренняя неудовлетворённость работника на качестве обслуживания пациентов, все мы знаем.
Можно ли поменять поликлинику?
До 2011 года граждане России имели право посещать только поликлинику по месту прописки. Затем вышел Федеральный закон № 326 «Об обязательном медицинском страховании». Он предусматривает, что гражданин при наличии полиса может прикрепиться к любой поликлинике. Единственное — менять её можно не чаще чем раз в год. А ещё главврач выбранной амбулатории может отказать вам в прикреплении, если поликлиника переполнена. Поэтому перед тем, как менять поликлинику, нужно обсудить это с администрацией учреждения.
Чем в поликлиниках больше всего недовольны воронежцы?
Как рассказал Александр Щукин, по результатам отзывов на сайте «Моя поликлиника» больше всего воронежцы недовольны обслуживанием в регистратурах. Также много претензий возникло к детским поликлиникам — жаловались на отсутствие «парковочных» мест для колясок, кабинета матери и ребёнка, игровых комнат.
Среди амбулаторий-«аутсайдеров», где по разным причинам дела обстоят сложнее всего, руководитель облздрава назвал поликлинику № 22 в Масловке, поликлинику № 12 и детскую № 5 в Железнодорожном районе, поликлинику № 7 в Шилово, где врачи не справляются с потоком пациентов в связи с ростом микрорайона.
Читать все комментарии