Брат Раисы Горбачевой зря провёл 30 лет в воронежской психиатрической клинике?
Авторы передачи «Прямой эфир» снова заинтересовались судьбой 81-летнего брата Раисы Горбачёвой Евгения Титаренко, после того как в психиатрической больнице в Орловке, где он содержится, побывал воронежский историк
Брат покойной супруги экс-президента СССР Раисы Горбачёвой Евгений Максимович Титаренко — личность удивительная. За последние 20 лет его мало кто видел, и уж тем более мало, кто с ним общался. Но благодаря средствам массовой информации о его судьбе, похоже, знают все. Вот и 31 июля телеканал «Россия1» снова посвятил ему передачу. «Брат Раисы Горбачёвой абсолютно здоров! Новый эксклюзив из психиатрической больницы», — с таким анонсом вышло ток-шоу «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым.
Открывая передачу, ведущий заявил, что в студию пришёл человек, который сумел проникнуть за стены психиатрической лечебницы и пообщаться с Евгением Титаренко. Этим человеком оказался воронежский историк и общественный деятель и директор «Центрально-Чернозёмного книжного издательства» Николай Сапелкин. Правда, в нашей беседе с Николаем Анатольевичем выяснилось, что телевизионщики несколько сгустили краски и поспешили сделать из противоречивой истории сенсацию…
В чём подозревали чету Горбачёвых и врачей
То, что родной брат Раисы Горбачёвой писатель Евгений Титаренко — пациент психиатрической больницы в Орловке, не было секретом с 1991 года. Именно тогда об этом написала сама Раиса Максимовна в своей книге воспоминаний. Бывшая первая леди СССР призналась, что причиной всех бед её брата стала выпивка. Как оказалось, в больницу Евгения Титаренко положили в конце 80-х.
В 2004 году корреспондентам «МОЁ!» во время подготовки репортажа из психиатрической больницы удалось повстречать Евгения Титаренко. Пенсионер был мало похож на свой портрет в энциклопедиях. Но в то же время нельзя было сказать, что выглядел Евгений Максимович так уж плохо. Вот только общаться и фотографироваться он не хотел.
Бывший главный врач больницы Ксения Тумакова тогда в интервью «МОЁ!» поясняла, что Евгений Титаренко навеки прописался в психиатрической больнице не только из-за выпивки, но и из-за душевного заболевания.
В 2014 году в центральных СМИ словно прорвало плотину. После нескольких публикаций в разных изданиях вышла телепередача «Прямой эфир» на канале «Россия 1», авторы который старались доказать, что Евгений Титаренко вовсе не болен. А стал чуть ли не узником психиатрической больницы. Версий был две — согласно первой, чета Горбачёвых спрятала от глаз людских «неудобного» родственникам, а по второй выходило, что во всём виноваты врачи, которые пытались завладеть квартирой Евгения Титаренко в Северном микрорайоне.
Кстати, после предыдущей передачи «Прямой эфир», посвящённой Евгению Титаренко, прокуратура Воронежской области проверила вторую версию. Ещё в 1993 году по решению суда писатель был признан недееспособным. «Родственники опеку над ним не оформляют, в функции опекуна исполняются психоневрологическим диспансером в лице главного врача», — подтвердила прокуратура. Однако в квартире Титаренко, как сообщили прокуроры, никто не живёт. Люди, приезжающие туда, оказались работниками психиатрической больницы, которые оплачивают счета за услуги ЖКХ и следят, чтобы не было утечек воды и газа.
Диагноз, отменённый в «Прямом эфире»
И вот последовало продолжение истории. В программе «Прямой эфир» от 31 июля на экране в студии показали короткую видеозапись, сделанную в 2013 году — небритый мужчина в тренировочных штанах и майке сидит на больничной кровати с тарелкой в руках. Конечно, картина не радостная…
— Вот в таком состоянии мы застали Евгения Титаренко четыре года назад, — рассказал Борис Корчевников и обратился к гостю в студии — воронежцу Николаю Сапелкину. — А вы-то в каком его увидели?
— А я в очень хорошем, — коротко ответил Николай Сапелкин.
— Это здоровый человек? — с надеждой переспросил ведущий.
— Абсолютно, — ответил Николай Сапелкин. — Он много курит, он перемещается по больничному этажу, не сидит на кровати…
— То есть, он абсолютно здоровый человек! — теперь уже утверждал Борис Корчевников.
— Ну, погодите… — было видно, что здесь уже несколько опешил Николай Сапелкин. — Ему 82-й год, он здоров с учётом возраста…
— Знаете, почему я так думаю? — пояснил Сапелкин. — У него настолько живые глаза. Карие, яркие, которые смотрят на мир с интересом…
— Это о чём говорит? — сам себе задал вопрос ведущий. — Действительно, слухи о том, что здорового человека упекли в лечебницу, подтверждаются?
Далее начались бесконечные споры. Похоже, в окончательно смонтированный вариант программы попали самые яркие отрывки. Так консультант Михаила Горбачёва писатель Григорий Пряхин заявил: «Я не понимаю, почему его не выпускают. Ведь Горбачёва уже нет». Вероятно, имелось в виду — нет у власти. Сам Михаил Сергеевич здравствует.
Бывший народный депутат СССР Сажи Умалатова заявила, что, по слухам, Евгений Титаренко очень не любил Михаила Горбачёва и якобы постоянно заявлял, что тот погубит государство.
Знаменитый шеф-повар Анатолий Галкин, готовивший для первых лиц государства со времён Брежнева, назвал это бредом. И попенял Умалатовой на то, что она практически не была знакома даже с Раисой Горбачёвой, не говоря уже о Евгении Титаренко.
— Для Раисы Максимовны брат был болью, — заявил Анатолий Галкин. — Вы знаете, сколько она делала, чтобы он не пил? Она перевернула полмира. Какие только лекарства ни привозили, каких только специалистов. Ничего не помогло…
Никой беседы в психиатрической клинике не было
Как это часто бывает, обсуждение не привело к консенсусу. А нам стало интересно, зачем директор «Центрально-Чернозёмного книжного издательства» вдруг решил проникнуть в психиатрическую больницу, чтобы пообщаться с Евгением Титаренко? И ещё один вопрос, который авторы передачи обошли стороной, не давал покоя — если Евгений Титаренко здоров, то что он сам рассказал о своей судьбе?
Однако в беседе «МОЁ!» с Николаем Сапелкиным выяснилось, что всё было не совсем так. В больницу он, по его словам, не проникал, а навещал там университетского друга. А Евгений Титаренко лежит в палате на том же этаже. Но беседы как таковой, оказывается, не было…
— Я протянул ему сигарету, он поблагодарил, — рассказал Николай Сапелкин. — Я удивился осмысленности взгляда Евгения Максимовича. Он не похож на человека с органическим поражением мозга.
Вот собственно и всё, что произошло на самом деле в психиатрической больнице. Однако столичным тележурналистам этого вполне хватило, чтобы сделать 55-минутную передачу. Возможно, состояние здоровья Евгения Титаренко действительно стоит проверить. И если оно позволяет брату бывшей первой леди жить обычной жизнью, дать ему возможность пожить свободно в своём доме. Но заниматься установлением диагнозов и делать на их основе серьёзные выводы уж точно должны медики, а не журналисты и не историки.
Читать все комментарии