В центре Воронежа митинговали за сохранение старинной усадьбы
Дом на ул. Платонова, где бывал Лев Толстой, постепенно приходит в упадок
Вчера, 10 июля, в Воронеже прошла необычная акция в защиту усадьбы Быстржинских, в которой бывал Лев Толстой. Усадьба представляет собой два здания, арку и территорию, где был сад. Двухэтажный дом и одноэтажный флигель усадьбы (ул. Платонова, 9, 11) находятся под угрозой уничтожения. Организаторы акции, стоя у дома, читали вслух отрывки из произведений Толстого, а жители соседних домов — выдержки из переписки с чиновниками.
Более семи лет назад строительная компания ДСК расселила жителей домов усадьбы. Естественно, компания преследовала коммерческие интересы и собиралась с максимальной выгодой использовать земельный участок, на котором располагается этот памятник архитектуры. Обычно в таких случаях бизнесменам удается оставить только фасад здания, а за ним возвести многоэтажку.
В феврале этого года на проблему усадьбы Быстржинских обратил внимание губернатор Алексей Гордеев. В своём блоге он написал: «Не могут не вызывать возмущение действия предпринимателей, которые — возможно, не без помощи отдельных чиновников — тихой сапой в силу личного интереса гробят историческое наследие. Убежден, терпеть такой беспредел нельзя. <….> Как губернатор я уже дал распоряжение своим подчиненным разобраться в ситуации. И самое главное — сделать все от них зависящее, чтобы сохранить исторический памятник». Как услышали чиновники губернатора, стало известно на вчерашней акции.
На акцию в защиту усадьбы собралось всего 30 — 40 человек, из которых человек 10 — 12 были журналисты. Их удалось собрать в том числе через социальные сети.
— Воронеж был разрушен на 92%. А дом, где бывал Толстой, сохранился, — говорит краевед Ольга Рудева. — Война его не тронула. Мы пытаемся его сберечь.
Война за дом началась в середине апреля, когда рабочие начали разбирать крышу. На запрос о законности этих работ в полиции сообщили, что ремонтники всего лишь разбирали крышу. В ДСК, в свою очередь, пообещали сделать новую крышу 1 июля. Однако её до сих пор нет.
Ещё в 2010 году департаментом культуры были установлены сроки ремонтно-восстановительных работ в этих домах, но они не были соблюдены. Департамент обратился в мировой суд, и компанию-подрядчика оштрафовали аж на 10 тысяч рублей. Какой был за это время нанесён ущерб памятнику, оценить просто невозможно. Дом два раза горел и один раз затапливался водой. В той части, где нет крыши, из-за дождевой воды скоро начнут гнить деревянные перекрытия. И, возможно, когда все внутренности дома придут в негодность, тогда и поднимут вопрос о том, что оставить можно только фасадные стены.
Читать все комментарии