Взрыв маршрутки в Воронеже: 12 августа ровно год трагедии у «ГЧ»
Расследование всё ещё продолжается
12 августа 2021-го, остановка напротив «Галереи Чижова», 21 час 11 минут. Вспышка, и со стоящего на дороге «ПАЗика», срывает обшивку и крышу. Из салона бегут люди: ужас и шок. Обычная воронежская маршрутка 10А. Кольцевая. Стартует с остановки «Улица Перхоровича» и курс на Отрожку. Пересекает её, выруливает на Калининградскую и назад до «Перхоровича». Круг порядка 50 километров, 2 часа 15 минут в пути по графику. Как рассказывал тогда владелец автобуса, каждый день такая маршрутка делала четыре-пять рейсов. В тот вечер этот ПАЗ закруглял своё последнее кольцо, развозил последних пассажиров, чтобы затем двинуть на базу.
Видео, снятое на регистратор случайным водителем, облетело интернет, но что на нём происходит — даже спустя год до конца неясно. При этом только официально 25 раненых и двое погибших: Татьяна Иванова (55 лет, кондитер) и Ольга Черникова (22 года, выпускница ВГУ). И есть уголовное дело. Оно появилось в ту же ночь, в региональном Управлении СКР — о «ненадлежащем оказании услуг по перевозке пассажиров, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека» (пункт «в» второй части 238 статьи УК РФ, до шести лет колонии). 13 августа в 14:58 центральный аппарат СКР сделал официальное заявление на своём сайте: дело о взрыве в воронежской маршрутке забирает себе, в Главное следственное управление (ГСУ) по поручению председателя ведомства Александра Бастрыкина.
С тех пор Следственный комитет на информацию по этому делу скуп. На наши официальные запросы — один ответ о тайне следствия, слово в слово, подписанный старшим инспектором отдела информационного сопровождения управления взаимодействия со СМИ Сергеевой Ю. С., меняются только даты. Последний пришёл 4 августа.
Версии, которые звучали в первые дни после трагедии, — кустарный газовый баллон в салоне ради экономии на солярке, примус в поклаже у одного из пассажиров, поломка — их отмели сразу. Автобус был практический новый — 2016-го года, исправный, последнее ТО прошёл за шесть дней до трагедии — шестого августа. На разборки транспортной мафии тоже не тянет: ООО «АТП-1», которому принадлежит маршрут 10А — рядовой перевозчик, не из «олигархов».
Версия теракта звучала среди прочих, на месте трагедии вместе со следователями работали ФСБ и Национальный антитеррористический комитет. Предварительные выводы годовалой давности — якобы следов взрывчатки не было. Поражающих элементов — болтов, гвоздей и прочей начинки, характерной для самодельных бомб — не нашли: людей посекло битым стеклом, кусками разорвавшейся обшивки.
В конце января этого года по телеграм-каналам разошлась версия о возможной причастности к взрыву в Воронеже националистической группировки «Маньяки: культ убийства» (М. К. У. — запрещенная в России террористическая организация) с украинскими корнями. Основатель и идейный лидер — уроженец Днепра Егор Краснов, 22 года. Члены банды — школьники и молодёжь с радикально поехавшими вправо мозгами. Зверства снимают на видео, ролики сливают в свои группы в «Телеграме».
В феврале 2020-го Краснова задержали на Украине в Днепре — за то, что с компанией едва не убил случайного прохожего. По данным нашей ФСБ, за Красновым и его командой стоят украинские спецслужбы, которые лепят из малолеток управляемых марионеток — для террора и убийств в России. Конечная цель — посеять панику через точечные, но массовые диверсии — от националистических листовок на заборах до террористических акций. В России на Краснова заведены уголовные дела о подстрекательстве к массовым убийствам и создании экстремистского сообщества, в феврале Басманный суд столицы заочно его арестовал.
Между тем, как рассказали в правительстве области, семьи погибших при взрыве в маршрутке получили компенсации по 1 миллиону рублей. Три человека, которые пострадали сильнее всего, — по 500 тысяч. 12 пассажирам с травмами средней тяжести выплатили по 100 тысяч рублей, ещё десятерым — с лёгкими ранениями — по 50 тысяч. Деньги по поручению губернатора взяли из резервного фонда. В компании-перевозчике — ООО «АТП-1» — добавили, что родственники погибших и пострадавших также получили компенсации от страховой компании (суммы не назвали).
Владелец «ПАЗика» Дмитрий Радченко по-прежнему работает водителем в АТП-1. Он не получил ни копейки. И до сих выплачивает кредит за свой несчастный автобус.
А ещё, как это водится, после трагедии «усилили меры безопасности». Напомню, ДО неё к тому же ООО «АТП-1» у Ространснадзора были вопросы по антитеррористической защищённости.
Судя по открытому реестру проверок Генпрокуратуры, после 12 августа 2021-го воронежских перевозчиков проверила ФСБ, а Ространснадзор навещает их регулярно с «предостережениями».
В мэрии отчитались, что ужесточился осмотр маршруток перед каждым рейсом. В течение дня к любому перевозчику без предупреждения могут заявиться с рейдом сотрудники отдела линейного контроля Единого оператора городских пассажирских перевозок. А по поводу каждой забытой в салоне мелочи — даже если это пакетик с лекарствами — в обязательном порядке вызывают наряд полиции (раньше бесхозные вещи могли определить на хранение и ждать, не найдётся ли хозяин).
В областном правительстве, в свою очередь, утвердили субсидии для оснащения маршруток и троллейбусов видеонаблюдением. Причём такой техникой, чтобы хранила информацию минимум 30 дней. В «ПАЗике», который рванул, видеокамеры не было.
Автор:
Комментарии (18)
БРОДЫШЕВ
12.08.2022 10:42
А еще сегодня 22 года гибели АПЛ «Курск», но МОЁ вряд ли об этом напишет.
Moetvoe
12.08.2022 14:24
Расследование продолжается год…. ну что вот здесь сказать а?
Котофей
12.08.2022 21:11
Везде камеры,регистраторы,безопасный город.