Жена воронежского пилота ЧВК «Вагнер»: «О работе на Пригожина говорить было запрещено»
Алексей Левшин был командиром экипажа самолёта «вагнеров», потерпевшего катастрофу под Тверью
Я не успеваю закончить предложение с вопросом: в этом ли посёлке живёт Людмила…
— …Петровна Левшина, мама Лёши. Да, — тихий женский голос продолжает на другом конце провода. — Мы с ним выросли в одном доме. В одной песочнице. Для нас всех это такая трагедия… Мама всю жизнь проработала главным бухгалтером на заводе, отец там же работал. Алексей с детства мечтал стать лётчиком.
Алексею Левшину в конце мая исполнился 51 год. Лёша — единственный сын и семейная гордость. В школе только четыре и пять. Подруга детства вспоминает с грустной улыбкой:
— Только тёплые слова о нём. Все в посёлке сейчас говорят, что очень хороший парень ушёл...
После школы — армия, десантура. И чёрт же дёрнул Лёшу поступить в институт химического машиностроения — есть такой в Тамбове. Его хватило на год. И, успокоив родителей, махнул на Рязанщину, в город Сасово, в лётное училище гражданской авиации. Выпорхнул оттуда, конечно, с красным дипломом. Полетал немного на воздушных «легковушках» — Ан-2 — и поехал штурмовать Петербург: университет гражданской авиации Алексей Левшин тоже окончил с отличием.
После рязанского училища — ещё в родном посёлке — Алексей женился. В конце 90-х семья переехала в Воронеж.
Любимая жена, любимые сын и дочка, работа, в которую влюблён. Не судьба — подарок.
— Помню нашу первую встречу. Лёша как раз вернулся из армии. Десантник, красавец, собеседник интереснейший. Он был очень умный... А я деревенская девчонка. И пропала.
Жена Светлана улыбается через боль. 28 лет вместе. Он обожал её и детей, баловал.
Алексей Левшин провёл в небе за штурвалом порядка 30 лет. Облетел практически весь земной шар. «Наверное, только в Австралии не был», — отмечает Светлана. Те, кто его знал, говорят: профессионал, настоящий человек.
Последние лет 10 Алексей Николаевич работал только в частных деловых перевозках. С Евгением Пригожиным — не год и не два. Были небольшие перерывы, но Пригожин сам звал его обратно: доверял. Самолёт, потерпевший катастрофу, — Embraer-135 Legacy 600 — «бразилец», считается большим бизнес-джетом (три члена экипажа и 13 пассажиров) и одним из флагманов среди собратьев по бизнес-авиации. Азы управления им Алексей постигал в Швейцарии — прошёл спецкурсы. И был не просто первым пилотом, то есть капитаном экипажа. Он был инструктором: учил других лётчиков.
Всего их в пригожинском Embraer-135 Legacy 600 было трое. Кроме Алексея второй пилот Рустам Каримов, который тоже погиб при крушении под Тверью. Третий находился в отпуске.
Стюардесса в их команде летала одна — Кристина Распопова. Погибла.
Работу с Евгением Пригожиным Алексей Левшин дома не обсуждал: для семьи запретная тема. Последний раз жена и дети виделись с ним за день до трагедии — 22 августа. С ними в Воронеже он провёл больше четырёх недель: самолёт всё это время находился на ремонте в аэропорту Шереметьево, в том числе в нём заменили турбохолодильник (систему кондиционирования), все пилоты — по домам. И тот рейс из Москвы в Петербург 23 августа — Евгений Пригожин летел домой — стал первым после ремонта. Последним же — до того как борт поставили на прикол — был в Минск и обратно.
— А 22-го мужу позвонили, сказали выходить на работу, — вспоминает Светлана. — Я проводила его, как обычно. Волнение? Знаете, я за 30 лет научилась ждать. За 15 минут до вылета Алексей позвонил. Сказал: «Всё хорошо, прилечу в Питер — наберу». Я пошла гулять, и мне позвонила дочь: «Мам, в новостях сказали, самолёт с бортовым номером RA-02795 упал…» Я сразу всё поняла. А его мама сама смотрела новости и узнала.
…Отец Алексея — Николай Алексеевич Левшин — умер 30 лет назад. Маме Людмиле Петровне уже 73 года. Сейчас одна в родном тамбовском посёлке, прибаливает. Несмотря на адскую загрузку на работе, каждые выходные её единственный Лёша старался вырваться к ней — к маме. Забирал к себе в Воронеж, водил на обследования.
Алексея Левшина похоронили 29 августа в родном тамбовском посёлке. На следующий день на малой родине в Перми простились со вторым пилотом Рустамом Каримовым — ему было 29 лет.
КСТАТИ
Три вопроса о катастрофе
Самолёт Embraer-135 Legacy 600 с бортовым номером RA-02795 разбился 23 августа в Тверской области, возле села Куженкино, окружённого лесами. Всего на борту находились 10 человек — три члена экипажа и семь пассажиров, в том числе основатель и руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин и его главный помощник, командир ЧВК Дмитрий Уткин. Все погибли. Чтобы опознать тела, следователи назначили генетическую экспертизу.
По факту трагедии СКР возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц, — статья 263 Уголовного кодекса РФ: до семи лет колонии. Параллельно своё расследование проводят в Росавиации.
Президент Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким всех погибших. О Евгении Пригожине сказал так: «Это был человек сложной судьбы, и ошибки у него были серьёзные в жизни. Добивался он результатов нужных — и для себя, и для, когда я его просил, для общего дела, как в эти последние месяцы. Мы об этом помним, знаем и не забудем».
Катастрофа произошла через два месяца после попытки мятежа «вагнеровцев», который 23 июня возглавлял лично Пригожин. И логично, что версии трагедии под Тверью выходят за стандартные рамки «техническая неисправность — ошибка пилота». Официальных комментариев — от следствия, органов власти — по поводу причин ЧП ещё нет. Рано.
Всё то, что пишут и обсуждают в интернете и «Телеграме», — предположения, рассуждения, среди которых могут плавать откровенные вбросы. Оценивать их надо критически и здраво. Мы попытались ответить на три ключевых вопроса.
Вопрос первый: как это случилось?
Самолёт Embraer-135 Legacy 600 с бортовым номером RA-02795 обслуживала московская авиакомпания «МНТ Аэро», которая занимается деловыми перевозками.
Последний рейс можно проследить по данным отчёта сервиса Flightradar24. Лайнер вылетел из столичного Шереметьево в Петербург. Первые данные с него приёмники Flightradar24 получили в 17:46, и самолёт передавал их до 18 часов 20 минут 14 секунд.
Начиная с 18 часов 19 минут 52 секунд борт начал снижаться, продолжая делать судорожные зигзаги вверх — вниз. Впечатление, что он не поддавался управлению. Как оказалось, у судна в воздухе оторвалось крыло.
В 18 часов 20 минут 14 секунд передача данных с борта оборвалась.
Очевидцы — жители села Куженкино — рассказывали, якобы «слышали два взрыва». На видео крушения «взрывов» не слышно — только сильный рёв (очевидно, от двигателя). Но камеру мобильника жительница Куженкино включила не с первой секунды катастрофы. Видно, что борт просто падал. Рухнув, загорелся.
В воздухе самолёт развалился, обломки разлетелись по округе. В пятницу следователи нашли чёрные ящики.
Вопрос второй: куда подевался ещё один «самолёт Пригожина»?
Его горячо обсуждали после катастрофы — некий таинственный борт, тоже Embraer-135, якобы покруживший над местом крушения и вернувшийся в Москву. Конечно, в контексте теории заговора: мол, не в нём ли как раз находился Пригожин, а «гибель» — просто театр? То, что глава «вагнеров» был мастером конспирации, со сменой самолётов в том числе, знали все. Однако позже стало известно, что то судно принадлежит другой авиакомпании, оно летело по собственному графику и к Пригожину никакого отношения не имеет: генеральный директор авиакомпании мне это подтвердил.
Вопрос третий: что могло произойти?
Ошибка пилотирования под большим вопросом: командир экипажа Алексей Левшин был асом. Embraer-135 Legacy 600 фешенебельны, дороги и в профессиональных кругах считаются надёжными. Авиакатастрофа с участием самолёта такой модели до 23 августа 2023-го была известна одна: 29 сентября 2006-го над бразильским штатом Мату-Гросу столкнулись частный Embraer-135 (пять пассажиров, два пилота) и Boeing 737-8EH (148 пассажиров, шесть членов экипажа). «Боинг», разрушившись в воздухе, упал в леса Амазонии — погибли все. Частный борт совершил вынужденную посадку — все выжили.
Борту Пригожина было 16 лет. Небольшой возраст для самолёта. Но. Больше месяца он находился в ремонте, и роковой рейс стал первым после него. Российскую авиацию, деловую в том числе, санкции в прошлом году затронули одну из первых. А обслуживать судно Пригожина британская компания-производитель отказалась ещё раньше — в 2019-м. Тогда под санкции попали и сам основатель ЧВК «Вагнер», и этот борт — Embraer EMB-135BJ Legacy 600. Его, к слову, в октябре 2007-го построили в США — на заводе бразильцев в Южной Каролине.
То есть: проблем с техобслуживанием и деталями не могло не быть. Что за турбохолодильник установили в самолёт и откуда тот приехал — вопрос. По словам супруги Левшина, все свои вахты по 30 суток он всегда работал нормально, поломок в это время у борта не случалось. На время ТО экипаж распускали. В телеграм-каналах распространяется заявление якобы сотрудника российской компании, проводившей техобслуживание самолёта Пригожина, который заявляет, что «борт был в хорошем техническом состоянии, рабочая лошадка». До руководителя этой фирмы я не дозвонилась. Другой её представитель от комментариев отказался.
Среди обсуждаемых версий и вероятность взрывного устройства: якобы его могли заложить во время ремонта. Заведомо небольшой мощности, чтобы вывести самолёт из равновесия и управления. Но это, повторюсь, лишь предположения.
Автор:
Комментарии (2)