Как банда грабителей-акробатов на ходу обчищала фуры на трассе в Воронежской области
Они научились грабить большегрузы во время движения по сериалу «Дальнобойщики»
Летом 2008 года участок федеральной трассы Москва — Астрахань на территории Грибановского и Борисоглебского районов ни с того ни с сего превратился вдруг в Бермудский треугольник. На этом почти 70-километровом отрезке дороги таинственным образом стали пропадать грузы дальнобойщиков. Будто испарялись. При этом даже замок оставался висеть на прицепе. С мая по сентябрь там произошли десятки краж из фур, и ни одна из них не была раскрыта.
Остановки в пути машины делали редко, разве что на заправках, а там висели камеры. На коллективном месте ночлега все тоже друг у друга на виду. Оставалось предположить: «чистили» на ходу. Сбитый замок бандиты заменяли своим, так что кражу порой и обнаруживали-то уже при разгрузке.
Но как такое возможно? В движении выйти на капот автомобиля, прижаться вплотную к грузовику, сбить замок. А как удержаться на ветру, не соскользнув на скорости под 100 км в час, и ещё умудриться при этом вытащить… холодильник, к примеру?
Каскадёры за такие трюки получают бешеные гонорары. Воронежские же акробаты с большой дороги за свой риск имели кота в мешке. Бывало, вытаскивали на ходу… партию женских прокладок или крышки от кондиционеров. При этом каждое неверное движение могло стоить им жизни. Они не были гимнастами и циркачами. Многодетный отец, участник военных действий в горячих точках, ликвидатор последствий чернобыльской аварии.
О диковинных грабителях и напасти на дальнобойщиков — в материале «МОЁ!».
Имена некоторых героев изменены по этическим соображениям.
Дождь изобилия
Ранним июньским утром 2008 года вдоль федеральной трассы Курск — Саратов ехал дедок на лошади. Едва переехав мост через реку Хопёр, неподалёку от села Третьяки Борисоглебского района заметил на обочине что-то тёмное. Остановился, прищурился и разглядел мешок. Заинтригованный, спрыгнул с телеги и пошёл посмотреть. Приоткрыл и ахнул — на него аппетитно пахнуло свежим печеньем. Опасливо надкусил — на зубах хрустнул отличный крекер! Пенсионер довольно кхэкнул, заволок мешок в телегу и поехал дальше. Через десяток метров наткнулся ещё на один такой же, потом ещё. Первый мешок с лакомствами решил отвезти домой, остальными стал щедро угощать всех встречных. Случайным попутчикам хвастался: на него сегодня, дескать, буквально пролился дождь изобилия.
О пропаже крекеров, к слову, в местный райотдел так никто и не заявил. Зато с завидной регулярностью там появлялись жалобы от водителей о пропаже всевозможных товаров из какого-нибудь транзитного большегруза. За лето 2008 года — больше десятка заявлений. Ни одно преступление раскрыто не было. Не было даже понятно, как они происходят.
Через Борисоглебск и Грибановку курсируют сотни большегрузных авто, как транзитных, так и местных. Здесь сходятся федеральные трассы Курск — Саратов — Москва и Волгоград — Астрахань. Этот участок и стал местом притяжения для очень неординарных разбойников.
На хвост
— В районе села Третьяки есть затяжной подъём, местные называют его «Берёзки». Предположительно там и садились на хвост дальнобойщикам бандиты. Водители в этих местах частенько слышали какой-то стук и скрежет, но принимали это за звук машины при движении, — рассказывал корреспонденту «МОЁ!» бывший в 2008 году начальником ОВД по Борисоглебскому городскому округу Геннадий Кононов.
— Там для водителя слепая зона. Он едет в гору на малой скорости — фуры-то гружёные, тяжёлые, больше 60 км в час разогнаться не получается, и резких манёвров в этом месте обычно тоже не делают, — объяснял бывший в 2008 году начальником уголовного розыска Борисоглебского ОВД Алексей Ширяев.
На этом подъёме машины неожиданно становились легче. И вот однажды выяснилось как.
— Однажды какой-то дальнобойщик, проезжая около 11 часов вечера по трассе, сообщил по рации коллеге со встречной полосы, что у его фуры открыта дверь прицепа и внутри что-то творится. Тот резко дал по тормозам и успел заметить хвост развернувшейся легковушки. Впотьмах удалось разглядеть только то, что это универсал. Ни цвета, ни марки, ни номера, — объяснял Геннадий Кононов, как у правоохранителей появилась первая зацепка.
После этого случая было дано указание патрулировать трассы по ночам. Особенно в глухих местах, там, где нет заправок и постов ДПС. И конечно же, в том самом месте, где была обнаружена кража.
Дно и покрышка
Бывший тогда начальником отделения ГИБДД ОВД по Борисоглебскому городскому округу Виктор Десятников в начале сентября 2008 года около полуночи лично выехал для такой проверки, направляясь в самое дальнее село своего района — Макашовку.
— Мы знали приблизительно, как происходят такие кражи. В других регионах нечто подобное уже случалось. Знали, что для амортизации грабители привязывали колесо, когда прижимались к прицепам. Следы покрышки мы обнаружили на «наших» ограбленных фурах.
Где-то в районе села Третьяки я заметил старенький «Фольксваген Пассат», у которого на багажнике верёвкой было привязано колесо.
Обратил внимание на то, что капот машины помят. Записал номер и по рации попросил задержать эту машину при въезде в город, — рассказывал корреспонденту «МОЁ!» Виктор Десятников.
Гаишники больше двух часов караулили авто, но машина в город так и не въехала. Как потом выяснилось, свернула раньше. Однако по номеру машину пробили и довольно скоро отыскали в одной из частных мастерских, где ей выравнивали капот.
Сначала задержали владельца машины, а потом и всю компанию.
«Вышел на балкон и повис на перилах»
В борисоглебской съёмной квартире одного из задержанных, хозяина машины — 42-летнего жителя Терновского района Владимира Гордиевского — произвели обыск. Увиденное впечатлило. На скромных метрах малогабаритного жилья громоздились холодильники, обогреватели, кондиционеры, одежда, обувь, банки грибов, детское питание, тренажёрный комплекс, лампочки и прочее добро — на миллионы рублей. Это была лишь часть украденного Гордиевским и его подельниками — 36-летним гражданином Украины Игорем Буйдиным и 31-летним Алексеем Хурькиным, уроженцем Калуги.
— Квартира больше напоминала склад, там практически не было мебели. Только надувные матрасы, на которых они спали. И груды награбленных вещей. Там даже медицинское оборудование нашлось — гинекологические инструменты! — вспоминал бывший тогда начальником уголовного розыска Борисоглебского ОВД Алексей Ширяев.
То, что преступники — рисковые люди, подтвердилось и в момент задержания.
— Мы приходим в эту квартиру, а дома никого нет. Оказалось, один из жильцов вышел на балкон и повис там на перилах. Мы диву дались, это ж был четвёртый этаж! Никого не убил, не изнасиловал, а так рисковал. Ведь он бы не выжил, сорвись с такой высоты, — заметил Алексей Ширяев.
В ОВД по Борисоглебскому городскому округу целый гаражный бокс отвели для хранения вещей, изъятых при этом обыске.
Банда акробатов
— Хорошо помню то дело. Нечасто в наших краях случались банды акробатов. Чтобы проворачивать такое, нужно было иметь недюжинную смелость и отличную спортивную форму, — делился с корреспондентом «МОЁ!» Геннадий Кононов.
Кроме смелости и физподготовки нужно было учитывать множество нюансов.
— Разбойники были прекрасно подкованы. К примеру, понимали, что находиться сбоку от фуры нельзя — на скорости сдует с капота. За автопоездом же образуется безветренная зона, и «работать» нужно именно там. Кроме того, гружёный тяжеловоз, как правило, не делает резких манёвров и движется на стабильной скорости, иначе фура рискует сложиться и пойти в кювет, — объяснял Виктор Десятников.
Как установило следствие, Гордиевский занимался этим преступным промыслом около трёх лет, а вот его подельники менялись, работая «вахтовым методом»: «побомбили» на трассе месяц-другой и вернулись домой. Буйдину и Хурькину это сделать не удалось.
Старенький «Фольксваген» Гордиевского, на котором троица выезжала на дело, был оборудован аж тремя багажниками! Они выслеживали фуру, догоняли её на трассе, через опущенное боковое стекло один из них бросал шину, заранее привязанную к багажнику легковушки, так, чтобы она вертикально встала между задним бампером фуры и передним — «Фольксвагена». Иномарка вплотную (через шину) прижималась к грузовику, и Буйдин вылезал на капот легковушки либо через опущенное стекло правой двери, либо через лобовое, которое грабители иногда снимали. Он доходил по капоту до кузова фуры (всё это происходило на скорости!), кусачками перекусывал замки, залезал в кузов и передавал подельнику, стоявшему на капоте иномарки (Гордиевский сидел за рулём), товары, которые тот складывал на багажник.
Вся операция занимала минут семь-десять, за это время багажник загружался полностью, а если товар не помещался, его сбрасывали на обочину, чтобы, вернувшись, подобрать с дороги. Жители окрестных деревень иногда натыкались на такие «подарки судьбы» — в темноте (а грабили всегда в темноте) злоумышленники часто находили не всё.
Ковбои средней полосы
А теперь представьте, каков был уровень подготовки этих воров-физкультурников, если они таким образом перегрузили однажды из фуры на багажник своей машины целых три… холодильника!
— Они по всей стране орудовали, не только в нашей области. Рассказывали, что частенько попадали в передряги. Однажды открыли дверь — и на них посыпались арбузы. Чудом живы остались. К слову, говорили, что, бывало, срывались с капота. Ломались. Кто-то вспомнил, как один из подельников упал и разбился насмерть. Его прикопали прямо у дороги, неподалёку от места гибели. Американский боевик, да и только. Тамошним каскадёрам за это, правда, миллионы платят, а эти непонятно за что рисковали, — рассуждал Геннадий Кононов.
Сбытом награбленного занимался Гордиевский. Товар вывозили на границу с Волгоградской областью. Туда подъезжала «ГАЗель», они перегружали вещи и продукты в неё и продавали. По низким ценам всё уходило влёт.
— Помню, как-то они машину с сыром ограбили. Были огромные такие котелки, под 10 килограммов весом. В красных упаковках. Мы позвонили на завод, где этот сыр производился, а там ответили, что у них ничего не пропадало, — удивлялся Кононов.
Как в кино
Уголовное дело было заведено по кражам, совершённым с 31 мая по 28 сентября 2008 года.
Главный «каскадёр» — 36-летний Игорь Буйдин, уроженец города Кременчуга Полтавской области, отец двоих детей. Раньше неладов с законом у него не было. Но именно на Украине, надо заметить, впервые и стали появляться сообщения о подобных ограблениях автопоездов на ходу.
— Я человек физически подготовленный. Качаю пресс, отжимаюсь. А как же иначе? Наш способ требует серьёзной физподготовки. Вообще-то это не наше ноу-хау, мы скопировали способ из сериала «Дальнобойщики». Конечно, внесли в него что-то своё, но фильм классный — многому учит, — делился он с правоохранителями во время следствия.
— Это вам не старушек грабить, — поддерживал подельника Алексей Хурькин. — Конечно, и у нас накладки случались: вскроешь фуру, а внутри, например, шифер или пиво — и что с этим делать? Тогда по капоту обратно в «Фольксваген» пробираться и новую фуру искать, — откровенничал он с милиционерами.
31-летний Алексей Хурькин — тоже отец двоих детей, работал в торговой сфере в Калуге. А до этого служил в армии, воевал в Кавказском регионе. Ранее судим не был.
Самый взрослый грабитель — 42-летний Владимир Гордиевский — сам на капот машины никогда не вылезал: он рулил процессом (буквально сидел за рулём). Гордиевский — инвалид 2-й группы. Свою инвалидность «заработал» при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. У него четверо детей, возможно, многодетность и толкнула его таким экстремальным способом зарабатывать на хлеб. К слову, на официальной работе и по месту жительства он характеризовался исключительно положительно. Ко всему прочему был «афганцем» и награждён медалью «За спасение погибавших».
* * *
Борисоглебским городским судом Воронежской области в августе 2009 года Буйдин был осуждён на 8 лет колонии общего режима за семь краж, в том числе за две в особо крупном размере. В октябре 2009 года судебная коллегия Воронежского областного суда снизила ему наказание на два месяца.
Алексей Хурькин был осуждён на 5 лет. После подачи кассационной жалобы срок ему смягчили на год.
Владимир Гордиевский получил четыре года общего режима. И своё наказание не оспаривал.
Конечно, в ходе следствия не все кражи удалось раскрыть, ведь водители зачастую не могли точно определить, на каком отрезке пути машину вскрыли и забрали груз. Многие грешили на охранников стоянок, некоторые вообще не заявляли о пропажах. Один из обвиняемых на суде заявил: «Таким промыслом занимаются многие, практически все трассы поделены».
К слову, и сейчас такие кражи нет-нет да и случаются на российских трассах. Другое дело, что занятие это настолько рискованное, что идут на него совсем уж безбашенные преступники.
Автор: