«Если бы снег убрали как следует, бабушка была бы жива!»
Женщина оказалась на проезжей части, потому что тротуаров на улице Степной нет, а на обочинах были сугробы
В разгар снежного апокалипсиса на улице Степной в Воронеже насмерть сбили женщину. Нина Степановна Лынова оказалась на проезжей части, потому что тротуаров там нет, а обочины были завалены сугробами в человеческий рост.
— Она полтора часа пролежала на дороге, её опознать не могли… Уже потом нашли в сумочке пенсионное удостоверение и пришли к нам.
Мы стоим напротив этого места, где лежала Нина Степановна, — возле 20-го дома на улице Степной в Масловке, а нашли её возле 19-го. Собралась семья — дочь, муж, внучка. Говорит больше внучка. В тот вечер 18 декабря Нина Степановна отправилась к соседям, пригласить их на юбилей супруга. Возвращалась уже потемну. До дома не дошла полсотни метров.
«Обочины не почистили ни разу!»
«В 19 часов водитель автомобиля «Порше Кайен», 43-летний местный житель, по предварительным данным, двигаясь по улице Степной со стороны улицы Ароматной в направлении улицы Трёх Тополей, допустил наезд на пешехода, 72-летнюю женщину, которая находилась на проезжей части по ходу движения автомобиля».
Это предварительная фабула аварии от регионального Главка МВД. Уголовного дела пока нет, водитель не задержан, следователи проводят проверку.
— Бабушка вышла из автобуса и пошла к дому. А вы знаете, что в снегопад тут всё заметено было? Что остался кусочек дороги шириной два метра максимум! На дороге не было места — сугробы! — внучка срывается на крик.
Председатель местного ТОС «Посёлок Будённовский» Татьяна Щукина вместе с соседями растягивает поперёк проезжей части рулетку: 5 метров 90 сантиметров. Но это сейчас, когда всё стаяло.
— Тротуаров у нас нет, люди вынуждены ходить по обочинам. Но когда начался снегопад, обочины оказались в сугробах! — объясняет Татьяна Алексеевна. — Ездили МАЗы, с дороги туда всё сгребали. Пешеходы были вынуждены идти по проезжей части, деться больше некуда. А проезжая часть мало того что и так узкая — в те дни, когда мело, она ещё сильнее сузилась: машины еле разъезжались. Я едва ли не круглосуточно звонила главе посёлка (руководителю отдела по развитию микрорайона Масловка Наталье Суриной. — Авт.). Та всё понимала. Но что она сделает? Техникой не наша глава распоряжается. Знаю, что она обращалась в Левобережную управу (глава — Вадим Башилов. — Авт.). Но с началом снегопада в этом году обочину на Степной не почистили ни разу!
«Нет денег и лимитов»
В руках председателя пачка бумажек — отписки чиновников.
— Я уже и не помню, сколько лет бьюсь за тротуар на Степной. Улица оживлённая, транспорта много, автобусы ходят. Ответ один: не хватает финансирования…
Дорога на Степной в Масловке — двухполосная, общего пользования местного значения, IV категории. По ГОСТу ширина одной полосы для движения транспорта у таких должна быть три метра, обочины — два. То, что обочины на Степной явно не дотягивают до нормы, видно и без рулеток. Но дорогу, по словам Татьяны Щукиной, тут проложили ещё 40 лет назад. А снег не убирали сейчас. И подозреваю, возможно нарушая другой ГОСТ — по требованиям к эксплуатационному состоянию дорог, для обеспечения безопасности дорожного движения. И прописано там, что максимальный срок очистки дорог IV категории от снега — шесть часов после окончания снегопада. А высота снежных валов на обочинах таких дорог должна быть не больше метра, а сами обочины должны быть вылизаны на 50% от ширины.
Кроме того, что нет тротуаров, на Степной нет фонарей: только придомовые светильники на нечётной стороне, которые повтыкали ещё при бывшем губернаторе Алексее Гордееве по какой-то областной программе. Лучей от них — как от сальной свечки. На просьбы председателя ТОС город в лице руководителя управления дорожного хозяйства Олег Котов шлёт бумажный спам: «Техническая возможность строительства сетей наружного освещения отсутствует по причине недостаточных лимитов электроэнергии на подстанциях».
Татьяна Алексеевна открывает на своём мобильном фото. Чернота, красные пятнышки светильников, фары стоящей машины. У машины лежит Нина Степановна. На снимке чётко видно: рядом с ней — снеговая гора.
Чиновников — и даже целые администрации — можно и нужно штрафовать за снежные завалы на дорогах, за которые они отвечают. Потому что угроза безопасности дорожного движения и, как следствие, здоровью и жизни людей — прямая. В Кодексе об административных правонарушениях РФ для таких целей сочинили отдельную статью 12.34 «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при (…) содержании дорог (…)» Штраф для должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, для юридических (например, мэрии) — в 10 раз больше. Если из-за завалов покалечится человек, штраф для юрлиц может вырасти до полумиллиона.
Во многих регионах так делают, на правомерность такого наказания указал и Верховный суд России. Прокуроры и инспекторы ГИБДД обязаны «надзирать» за работой наших управленцев. Что мешает воронежским — вопрос.
Сейчас же, после смерти человека на не чищенной от снега дороге, в дремучей темноте я и редакция «МОЁ!» обращаемся к следователям регионального СКР и лично к его руководителю Кириллу Левиту. Кроме городских дорожников, думаю, им не помешает пообщаться и с чиновниками областного департамента здравоохранения. По словам жителей Масловки, скорая помощь к умирающей Нине Степановне Лыновой якобы приехала примерно через 1 час 20 минут после вызова.
— Нам потом сказали, что бабушка, несмотря на тяжёлые травмы, после аварии была жива, — говорит внучка. — Без сознания, но дышала. Почти около часа она ещё была жива — понимаете?!
По приказу Минздрава от 20 июня 2013-го № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой помощи» время доезда бригады для оказания экстренной помощи — когда есть угроза жизни — не должна превышать 20 минут. По приказу департамента здравоохранения Воронежской области № 1962 от 3 октября 2017-го «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной и экстренной формах (…)» — прямая цитата:
«Медицинская помощь гражданам в экстренной форме оказывается службой скорой медицинской помощи безотлагательно и независимо от места проживания пациента и прикрепления к медицинской организации».
Люди говорят, якобы в скорую звонили в том числе инспекторы ГИБДД — умоляли: мол, скорее, тут человек «тяжёлый». Якобы приехавшая почти через полтора часа бригада была не реанимационной, а «обычной, которую к температурящим посылают». И якобы сами врачи объяснили всё тем, что «не было свободных машин».
И это так. Комментарий департамента здравоохранения Воронежской области честен:
— Вызов скорой помощи на ДТП на улице Степной 18 декабря был зарегистрирован в 19.17, передан на подстанцию Левобережного района. Все бригады на тот момент оказались заняты. В 19.52 зарегистрирован повторный звонок от сотрудника ГИБДД с информацией об ухудшении состояния пациентки. В 20.15 вызов передан первой освободившейся ближайшей бригаде: она была не специализированной (с реанимацией. – Авт.), а общепрофильной, состояла из трёх фельдшеров. В 20.16 она направилась на место. В 20.18 поступил очередной звонок о том же ДТП на Степной – от прохожего. Бригада прибыла туда в 20.30.
Местные жители ошиблись чуть: скорая приехала не через 1 час 20 минут после вызова, а через 1 час 13 минут. Почему? В облздраве объясняют: «Время доезда зависит, в том числе, и от сложной дорожной обстановки, связанной со снегопадом». А бригад скорой городу-миллионнику Воронежу, да, не хватает: сейчас, в декабре, их дежурит в среднем по 63 в сутки — 86,3% от необходимого. 18-го числа с семи до девяти вечера в скорую поступил 201 вызов — отработали половину, 92.
И по поводу того, почему не реанимация, а обычная бригада приехала к умирающему, у облздрава тоже готово оправдание: пункт 10 того же постановления Минздрава № 388н: «в случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная (...) бригада (...) или специализированная (...)». Ключевое для чиновников слово «или» выделила я. Всё по инструкции. А Нина Степановна Лынова — умерла.
* * *
Председатель ТОС Татьяна Щукина рассказывает: последний ответ о тротуаре на Степной получила от главы городского дорожного управления Олега Котова в нынешнем сентябре — тот написал, что, может быть, предусмотрят на 2024 — 2025 год, зависит всё от денег.
В мэрии мне сообщили туманное: «В настоящее время тротуар по улице Степной включён в реестр объектов, подлежащих обустройству в дальнейшей перспективе — после выполнения основных работ на магистральных направлениях. Приоритет в этой работе, как и при ремонте дорожного покрытия, отдаётся направлениям с наибольшим пешеходным потоком и автомобильным трафиком».
В Левобережной управе, однако, обещали подумать о возможности запланировать тротуар на Степной на 2024-й. Фатальные для чиновников преграды те же: «объёмы финансирования».
По поводу же фонарей на Степной в администрации доложили: «Существующая подстанция в настоящее время не может обеспечить стабильную работу дополнительных светильников, требуется её модернизация, но она на балансе ресурсоснабжающей организации — «Воронежэнерго».
То есть, по версии чиновников, никто ни в чём и не виноват.
ОФИЦИАЛЬНО
«Вывоз снега не предусмотрен»
На наш запрос по уборке дорог в Масловке и конкретно на улице Степной в управе Левобережного района сообщили:
«Улицу Степную обслуживает МБУ «Комбинат благоустройства Левобережного района» (руководитель — Николай Аристов. — Авт.). 18 декабря в Масловке работали трактор Т-150 и две комбинированные дорожные машины. Было произведено подметание проезжей части и уширение обочины, в том числе на Степной. Однако в непосредственной близости к проезжей части проходит газовое оборудование, поэтому снегоуборочная техника не может работать близко к нему и отсутствует полноценная возможность для полного уширения обочин.
В период продолжающегося снегопада расчистить обочину невозможно, в это время снежные массы сдвигаются к краю проезжей части по технологии уборки, после обработки её песко-соляной смесью. Вывозить снег начинают после завершения снегопада. В первую очередь — на магистральных улицах с интенсивным движением транспорта, далее — на районных улицах со средним трафиком, потом — на улицах, где нет движения общественного транспорта и улицах частного сектора. Из Масловки вывоз снега не предусмотрен планом финансово-хозяйственной деятельности».
НЕКРОЛОГ
«Бабушка самая лучшая… Была»
Близкие Нины Степановны Лыновой очень просили напечатать в «МОЁ!» несколько строчек в память о ней. Писала внучка.
«Бабушка открытая и жизнерадостная, таких называют человек-праздник. Никогда не унывает, всегда яркая, позитивная, приветливая и отзывчивая. Это человек, который собирает вокруг себя всех и всегда в центре внимания. С дедушкой они построили семью, которой можно завидовать: дети, внуки и правнуки всегда готовы встать друг за друга. У нас много традиций. На Рождество ходим колядовать (даже взрослые ), а бабушка готовит вареники с секретом — прячет внутрь монетки: у кого они попадутся, год будет удачным. За столом поём песни. 22 марта в православный праздник бабушка печёт жаворонков из теста. На Масленицу они с дедушкой делают чучело зимы, и мы вместе его сжигаем. Многие традиции и песни бабушка привезла с Кубани — своей малой родины. А летом всей семьёй мы ездим по достопримечательностям нашего края.
Бабушка всех приласкает, поддержит, выслушает. У неё много друзей, которые её любят и поддерживают. Несмотря на возраст, она помогает своим подругам и их семьям, многие из них в шутку называют её «приёмная мама или бабушка». Она достойно воспитала десять собственных детей, внуков и правнуков.
По образованию бабушка повар. Просыпается около четырёх утра, включает радио и идёт готовить самые вкусные пирожки на свете. Весь день в хлопотах, а к вечеру выезжает на велосипеде на променад. Бабушка приучила нас решать конфликты до того, как лечь спать. А ещё любит наряжаться, ухаживать за собой, следит за модой. Она самая лучшая... Была».
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
«Чиновникам может грозить уголовная статья»
Евгений ЕРМИЛОВ, адвокат:
— Если следствие установит, что ДТП с погибшим произошло в том числе из-за неубранного снега, то должностному лицу администрации, ответственному за уборку, может грозить уголовная ответственность по статье 293 УК РФ «Халатность»: до пяти лет колонии. Если администрация обязывала коммунальные предприятия очистить дороги и обочины, но те уклонились или сделали это плохо, то должностные лица предприятия могут привлечь по статье 238 УК РФ в части оказания услуг ненадлежащего качества: до шести лет колонии. Более того. Если жители улицы неоднократно писали в управу или администрацию письма о необходимости строительства пешеходной дорожки, обочины и получали отписки, то в действиях чиновников, их подписавших, также можно усмотреть халатность.
КСТАТИ
- С января по ноябрь 2023-го в России по вине водителей произошло 21 870 ДТП, в которых 1 377 пешеходов погибли, 21437 были ранены. По вине пешеходов — 11 198 ДТП, 2 047 человек погибли, 9 346 ранены.
- 29 марта 2022-го судья Верховного суда РФ Сергей Никифоров оправдал жительницу Нововоронежа в административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ — она выехала на встречку из-за выбоины на своей полосе. Суд указал, что власти обязаны содержать дороги в безопасном состоянии.
Читать все комментарии