2,5 года: многодетную мать посадили за то, что ранила ножом избивавшего её мужа в Воронеже
Виктория* нанесла удар в разгар семейного скандала, когда супруг бил её по голове и лицу. Адвокаты женщины настаивают на том, чтобы статью ей изменили на превышение пределов необходимой обороны
Областной суд рассмотрит апелляцию по делу, которое для Воронежа — и в масштабах страны тоже — может стать прецедентом. Вике* 35 лет, мать четырёх сыновей, младшему три года. 31 октября 2023-го судья Коминтерновского суда Нил Журавлёв назначил ей 2,5 года колонии общего режима, признав виновной в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью своего гражданского мужа Сергея* — отца младшего ребёнка. В зале суда Викторию, которая была под подпиской о невыезде, взяли под стражу и отправили в СИЗО.
Официально они с Сергеем не расписаны, но по факту жили как семья, сына тот признал. Вика полоснула его ножом: утром 7 декабря 2022-го, в разгар очередной сцены ревности, которую устроил благоверный. Мат, удары кулаком по лицу и голову, таскание за волосы — классика жанра и история для этой семьи, как выяснится позже, обычная. То, что «Сергей постоянно орал на маму, душил её ночью» — в разговорах с психологами подтвердит и сын Виктории от первого брака.
Сергея увезли в больницу, после операции практически сразу отпустили домой — уже через 10 дней он своим ходом пришёл в отдел полиции на допрос. Эксперты поставили «тяжкий вред», потому что удар — в живот, жизненно важные органы. Появилось то самое уголовное дело по тяжкой статье 111 УК РФ об умышленном причинении, да ещё и с применением оружия — до 10 лет. При том, что Сергей изначально просил «не проводить проверку», потому что «претензий не имеет».
— Зато Виктория наконец решилась — она сняла побои, написала заявление в полицию и собралась подавать в суд об определении места жительства общего сына, — объясняет Ангелина Севергина, основатель Центра по проблеме домашнего насилия «Право голоса», который включился в работу по делу Вики. — После этого и Сергей резко изменил позицию. В судебном процессе он вообще настаивал, чтобы её посадили на пять лет.
Для 111 статьи УК РФ заявление от пострадавшего не нужно — это уголовные дела публичного обвинения: есть «тяжко пораненный» — есть уголовное дело. Но принципиальный момент — умысел. То есть желал ли злодей человека покалечить, сделал ли это осознанно и расчётливо.
В Северном отделе полиции Воронежа решили, что женщина, в тот момент, когда её лупят кулаком по голове, обдумать и спланировать жестокое преступление способна запросто. Коминтерновская прокуратура и суд с ней согласились. Но новые адвокаты Вики Александр Тюлькин и Ирина Кострыкина, которых ей помогли найти в Центре «Право голоса», — нет. Александр подал жалобу в суд областной.
— Мы считаем, что действия Виктории следует квалифицировать по первой части 114 статьи УК РФ — как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, — объясняет защитник. — Она нанесла удар потерпевшему, не до конца понимая характер своих действий, под воздействием сильной психотравмирующей ситуации, в состоянии страха — потому что находилась под плотным физическим влиянием с его стороны. После событий 7 декабря 2022-го в отношении Сергея составлен протокол по статье 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ о побоях, дело сейчас рассматривается мировым судом.
Наказание-максимум за превышение пределов обороны — один год, но чаще это исправительные или принудительные работы. В апелляционной жалобе адвокаты просят: если и назначать Виктории срок, то условный, и дать ей отсрочку — как матери ребёнка младше 14 лет (а таких у неё трое). На заседание в облсуде Вику выведут по видеоконференцсвязи: её уже отправили в женскую колонию в Самарскую область.
Подробности неоднозначной истории — в ближайшее время на нашем сайте.
*Имена изменены.
Автор:
Комментарии (61)