«Беги, а то вместе с домом в овраг улетишь!»: как жители воронежского райцентра спаслись от оползня
В Новохопёрске сошёл громадный оползень — один дом завалило полностью, ещё два оказались сильно повреждены. И скорее всего, склон ещё не закончил своего движения.
Случившееся в Новохопёрске вечером 16 марта смело можно называть катастрофой районного масштаба. Огромный оползень сошёл между дворами домов по улице Карла Маркса вниз на строения улицы Пролетарской — самой низкой во всём городе. В результате один домик, давно купленный жителями Мурманска под дачу, оказался полностью засыпанным песком, глиной и жидкой грязью, два соседних серьёзно повреждены. О масштабах случившегося можно судить по размеру оползня — около 20 тысяч кубометров грунта, это примерно объём полных кузовов 2 тысяч КамАЗов. Подробности — в репортаже «МОЁ!».
Только ползком!
Ещё недавно казалось, что оползни — удел Черноморского побережья в районе Сочи, Адлера, Туапсе. Но 16 марта в Новохопёрске произошло довольно редкое для наших широт явление. Между домами № 48 и 50 на улице Карла Маркса, совсем недалеко от центральной площади города, рядом с городским парком сошёл громадный по меркам этих мест пласт земли.
...Корреспонденты «МОЁ!» вошли в кабинет мэра Новохопёрска, как раз когда Мурат Шамаев общался с жителями домов, возле которых сошёл оползень. После фразы: «Мы с вами постоянно на связи, все телефоны у вас есть, звоните по любому вопросу» — чиновник рассказал подробности случившегося:
— Оползнем был засыпан дом внизу по улице Пролетарской, и пострадали ещё два дома рядом с ним. Сейчас в опасной зоне находятся также два дома по улице Карла Маркса — № 48 и 50. Мы мониторим ситуацию, смотрим, пойдёт ли этот процесс дальше или остановится. Локальный режим ЧС сейчас введён на территории частей этих двух улиц, ищем организацию, которая сможет провести оценку ущерба. А дальше рассмотрим возможность компенсации людям. Но всё это после того, как найдём всех собственников домов по улице Пролетарской, которые использовались только летом под дачи. Оползень перекрыл улицу так, что порядка 5 домов, в которых проживает примерно 12 человек, оказались отрезанными от центра. Тропинка наверх на улицу Карла Маркса обрушилась, а до другого выхода туда порядка километра, но по грязи. Та часть Пролетарской — просёлочная дорога, непроезжая и труднопроходимая весной и осенью. Мы выделяем людям «Ниву» с водителем, которая несколько раз в неделю по заявкам проезжает по разбитому просёлку туда, забирает людей и бесплатно везёт их по магазинам, на рынок или в больницу.
По словам мэра Новохопёрска, о планах устранения последствий оползня говорить рано, пока специалисты разного профиля — геологи, инженеры, сотрудники МЧС — не проведут подробных исследований. Подобное в Новохопёрске случалось почти 50 лет назад, в 1976 году, немного левее этого места. Тогда, к сожалению, были жертвы — погибли два или три человека, сейчас точно сказать никто не смог. Все дома там старые, один, например, 1917 года, другие тоже не намного моложе, и все они не были застрахованы.
Близки к провалу
В местном краеведческом музее висит большая фотография, сделанная приблизительно с того места, откуда 16 марта сошёл оползень. Снимку больше века.
— Как раз примерно там около 100 лет назад проходил Казачий тракт — главный въезд в Новохопёрск со стороны Поворино и Борисоглебска. Сейчас дорога перенесена по другую сторону так называемой Банной горы. Фактически то место, где сошёл оползень, исконно было главными воротами в город — по старому мосту через Хопёр и по старой дамбе, — отметила в разговоре с журналистом «МОЁ!» экскурсовод Новохопёрского краеведческого музей Анна Давыденко.
Впрочем, экскурсии, правда неорганизованные, сегодня уже проходят по улице Карла Маркса возле домов, за которыми обрушились тысячи тонн грунта. Кто-то из зевак делает селфи на фоне зоны огороженной ЧС, кто-то фоткает листочек с предупреждением: «Внимание, опасно! Не ходить! Оползень!»
А жители двух упомянутых домов тоже приходят сюда, но не ради фото, а чтобы оценить динамику роста опасной зоны возле родных стен.
— В момент оползня нас не было дома. Позвонила соседка и сказала, что ушла беседка, ушёл сарай и будка с восьмилетней немецкой овчаркой Диной, она погибла... Вон в 200 метрах внизу торчат крыша беседки и обломки других строений, снесённых оползнем. В овраг ушло 20 — 25 метров нашего участка и часть огорода. Свою часть дома (он на двух хозяев) мы купили в 2004 году. Ничто вроде бы не предвещало беды, и вдруг — оползень... Теперь этот процесс вряд ли остановится — из-под времянки земля потихонечку уходит. Мы вдвоём с мужем сейчас перебрались к родителям, вещи распределили по друзьям и знакомым. Каждый день приезжаем сюда, смотрим, не сполз ли наш дом. По большому счёту, если что, деваться нам некуда, — рассказала Наталья Тюрина, жительница дома № 50 по улице Карла Маркса.
Валентина Жолнина вместе с супругом Эдуардом занимают другую половину этого дома:
— В 1976-м немного в стороне отсюда был сильный оползень, завалило несколько домов, тогда без жертв не обошлось. Наш дом построен более 100 лет назад, его возводил местный купец. Тогда никто никогда не думал об опасности этого места. Сейчас для дома опасность сохраняется, надо отсюда куда-то переезжать. Обидно, купили эту часть всего три года тому назад, до этого жили в Новохопёрске в многоквартирном доме. Захотели поближе к земле перебраться. Перебрались, а она поехала...
Соседний дом № 48, где живут 75-летние пенсионеры Виктор Никифоров и Лидия Гуренко, стоит метрах в 15 от края ямы, которая снаружи вплотную подошла к его забору.
— Только что свою бабку привёз из больницы Борисоглебска после инсульта. Что нам дальше делать — ума не приложу. Вечером 16 марта гляжу — по улице народ бегает, потом стук в калитку: «Дед, беги отсюда, а то вместе с домом в овраг улетишь!» Слава богу, добрые люди «УАЗик» к дому подогнали, мы собрали всё, что можно было, и бегом отсюда. Пока переселились к знакомым. В этом доме мы живём с 1979 года, всё всегда вроде спокойно было. А что теперь? Вот во дворе уже земля вся в трещинах, бабка виноград только в прошлом году посадила. А теперь он точно улетит под откос, — переживает пожилой хозяин.
«Подумала: война началась!»
Улица Пролетарская, идущая фактически по берегу Хопра, самая низкая в городе. Она частично просыпана отсевом, по которому можно проехать в любое время. А другой её участок — это просто просёлочная дорога с неизменной весенне-осенней грязюкой. Оползень перерезал улицу на две части, и потому она теперь стала условно проезжей. Спецтехника сюда, конечно, доберётся, как уже говорилось выше, несколько раз в неделю проезжает «Нива», отвозит местных жителей в центр города по делам.
Жительница улицы Валентина Жогова встретила мэра города и журналистов «МОЁ!» с пилой в руке.
— Это мы тут с дядей Сашей Алёшиным пытаемся пропилить проход наверх в цивилизацию по нашим косогорам взамен тропинки, исчезнувшей вместе с оползнем, — рассказала она. — Примерно в 20:00 16 марта у нас на улице выключился свет, треск пошёл, будто автоматные очереди. Подумала: война началась! А это, оказывается, трещали провода и валились деревья. И попёр этот оползень с Карла Маркса, потом начали валиться столбы, провода замкнули, начался фейерверк, думала, сейчас всё загорится. А утром вышли, как посмотрели! Тут участок дачников из Мурманска, что к нам на лето приезжают, они в доме мебель поменяли, отремонтировали его, видеокамеры поставили, уже купили билеты, чтобы сюда приехать. И всё снесло — дача под слоем земли, все завалено. Ручеёк тут был, так несколько лет назад он пропал, видимо, из-за мусора запруда где-то образовалась, может, подземное озеро, вот и рванула вода, как потеплело.
Житель улицы Пролетарской степенный пенсионер Александр Алёшин добавил:
— Сейчас главное — тут ничего не трогать, оползень вроде бы остановился, закупорил движение земли сверху сюда к нам. А тронешь её, не дай бог, опять полезет. В тот вечер я стоял на крыльце своего дома, слышу — какой-то шум. Подумал, что кто-то залез в пока пустующие дачные дома. Подумал, что дом разбирают. Думаю, надо глянуть, хотя в мои 74 года по башке получать от каких-то уродов не очень-то хочется. Глянул на столб, а по проводам вспышки пошли, замыкание началось. Мы сразу позвонили в МЧС, тут же приехал наш мэр Мурат Валерьевич. Мы с ним вот на этом месте стояли, а сверху с Карла Маркса в течение двух часов шёл громадный оползень, до 22:30 примерно всё это продолжалось. Потом всё остановилось и осталось в том виде, что вы видите сейчас. Мы точно знали, что в трёх повреждённых домах почти не было людей. В одном доме только был мужик, но он бывший морпех, быстро сориентировался, надел тапочки и отбежал от опасного места. Но всё равно проверили все дома. Дача мурманчан завалена полностью, два дома повреждены. Теперь бы нам пеший подъём вверх к магазинам обустроить вместо того, что обвалился. Да только тут гора крутовата, может, ступеньки какие-то сделать. У нас по улице недавно газ провели, дорогу обещали дальше защебенить — живи и радуйся! И вот такая напасть приключилась...
Каких-то прогнозов относительно развития событий в Новохопёрске сегодня никто не даёт. Сначала надо провести массу экспертиз, понять, что будет дальше, и уже потом компенсировать ущерб людям. Но это дело небыстрое. В отличие от оползня, который за три неполных часа своей жизни сумел натворить много бед...
Комментарий специалиста
«Будущего для проживания там людей я не вижу»
Доцент кафедры физической географии и оптимизации ландшафта ВГУ, кандидат географических наук Валерий БЕВЗ так прокомментировал эту ситуацию:
— На самом деле оползни не такая большая редкость для Воронежской области. Достаточно крупные районы, связанные с ними, — это окрестности придонского села Белогорье Подгоренского района, село Сторожевое 1-е Острогожского района, Новохопёрск тоже в этом ряду. Здесь благоприятные условия для развития оползней: высокие обрывистые склоны, состоящие из водно-ледниковых отложений, то есть песчано-глинистых. На этих глинах формируются горизонты грунтовых вод, где могут происходить оползневые смещения, а песок — вымываться. С учётом нынешней снежной зимы склон начал таять, объём грунтовых вод — увеличиваться, и внутри склона могло возникнуть сильное гидростатическое давление. Плюс рядом дома и надворные постройки добавили склону нагрузки. Подобные оползни мы называем многоцикличными, то есть они могут развиваться очень долго, с большой вероятностью повторения. Предсказать это очень сложно, они активизируются каждую весну, потому думаю, что у территории, затронутой этим оползнем, будущего для проживания там людей я не вижу. В этом году повезло, обошлось без жертв, а что будет дальше в этом районе? Думаю, что этот оползень своего движения не закончил. Бороться с оползнями можно — надо вычислять все тамошние горизонты грунтовых вод, дренировать, а если что-то строить, то глубоко забивать сваи. Но стоимость этих работ будет зашкаливать, куда проще расселить людей из этого опасного места.
КСТАТИ
- Дом № 50 по улице Карла Маркса, над которым нависла опасность, является памятником архитектуры — в нём в 1943 году жил будущий лидер Чехословакии Людвиг СвОбода. В 1943-м в Новохопёрске формировалась чехословацкая бригада, чтобы отправиться на фронт.
- В правительстве Воронежской области «МОЁ!» сообщили, что следят за работой муниципалитета по устранению последствий и при необходимости готовы включиться в решение возникших проблем.
Автор:
Комментарии (8)