Как пенсионерку из воронежской глубинки посадили на 12 лет за пищевой мак
62-летнюю женщину осудили за «сбыт наркотиков»
В 2017 году в Бутурлиновском районе судили 62-летнюю Людмилу Косинову (имя и фамилия изменены). Её признали виновной в торговле наркотиками и дали 12 лет. Пенсионерка и подумать не могла, что 63 килограмма пищевого мака — 768 пачек, купленных, по её словам, исключительно для кулинарных нужд себе и родне, — сыграют с ней такую злую шутку. Прикупила по случаю в соседней области. В суде же ей не поверили. Не помогли и смягчающие обстоятельства. Пенсионерка никогда не имела проблем с законом, ухаживала за мужем-инвалидом (у него ампутирована нога) и тремя родственниками в почти 90-летнем возрасте. О том, как деревенская женщина превратилась в преступницу, — в материале «МОЁ!».
Коробейники с большой дороги
Людмила Косинова четверть века оттрубила зоотехником в Новохопёрском районе. После переезда семьи в Бутурлиновку трудилась на одном из местных заводов. За 42 года трудового стажа заработала пенсию — 8,7 тысячи рублей. Муж, двое детей, внуки — в общем, обычная жизнь. Но на старости лет её угораздило вляпаться в историю.
Цитата из обвинительного заключения: «Людмила Косинова приобрела наркотическую смесь в крупном размере, состоящую из семян растения рода мак и наркотического средства — маковой соломы, хранила её у себя дома с целью дальнейшего сбыта».
Пенсионерка же божилась, что и представить не могла, куда заведёт её любовь к стряпне. В ноябре 2013-го, с её слов, она с мужем отправилась в Ростовскую область в гости к знакомым, а запрещёнку купили случайно. На трассе «коробейники» задёшево продавали масло, сгущёнку и тот самый пищевой мак.
— У нас в то время мак был в дефиците, а я люблю печь. Думаю, куплю. И сёстрам тоже — у меня их две. Но у продавцов мака оказалось всего несколько пачек, посоветовали проехать до ближайшего села около километра. Там в магазине мы и купили 768 пачек, — делилась Людмила с журналистом «МОЁ!».
Сотрудники ДПС остановили Косиновых в посёлке Чертково Ростовской области. Открыли багажник, увидели мак в упаковках. Вызвали дознавателя, тот сказал, что это пищевой мак. Полицейская собака тоже отреагировала на пачки спокойно.
— Мак всё-таки забрали на экспертизу. Сказали, если всё чисто — отдадим. Не возвращали больше двух месяцев. Мы пожаловались в прокуратуру. В январе 2014-го отдали мак после экспертизы. Она показала, что мак — пищевой, примесей в нем нет никаких, — рассказывала Косинова.
По словам женщины, в следующий раз она встретилась с правоохранителями в марте 2015 года. По признанию Людмилы, они с мужем ездили к сыну в Ростовскую область и на обратном пути решили заехать к её сестре — завезти якобы тот самый, 2013 года покупки мак.
Полицейские остановили автомобиль супругов в Богучаре. В машине нашли 317 пачек мака в фабричной упаковке. Провели обыск дома — обнаружили ещё 15 пачек по 90 г. Правоохранители сказали, что в сумках, где хранился мак, есть остатки соломки. На пенсионерку надели наручники и увезли в СИЗО.
Крупный размер
— Я сроду не была в тюрьме. А тут забрали под белы рученьки и бросили в кутузку. Это настоящий ужас! У меня давление скакнуло до 240! Врача не вызывали, пока муж не нанял адвоката и тот не настоял на медосмотре. Через два дня после задержания повезли в суд — снова в наручниках, будто я злодей какой. Следователь вышел с ходатайством об аресте на два месяца, поскольку меня подозревали в сбыте наркотиков. Спросили, признаю ли я себя виновной. А я только глаза вытаращила: «В чём виновна-то?!» После этого я десять месяцев провела в изоляторе, — рассказывала Косинова.
Согласно экспертизе «вещество общей массой 59 803,12 г, изъятое при обыске из автомобиля Косиновой, являлось смесью мака и маковой соломы весом 9,178 г в высушенном состоянии, что приравнено к крупному размеру». Экспертизу проводили сотрудники службы наркоконтроля.
Людмиле Косиновой вменили шесть эпизодов сбыта наркотических средств и их хранение (ст. 228.1 УК РФ). В общей сложности полицейские изъяли около 63 кг мака в фабричных упаковках, произведённого, если верить этикетке, в Днепропетровске.
Закон предусматривает за сбыт и хранение наркотической смеси в таком объёме от 10 до 20 лет лишения свободы. Пенсионерка же стояла на своём: изъятый продукт — пищевой мак, который разрешён к продаже и наркотиком сроду не был.
Признали виновной
Судья Виталий Науменко вызвал в суд эксперта Лискинского экспертно-криминалистического центра Александра Крячкова.
— Через прозрачную упаковку было видно, что масса неоднородная. Я дал заключение, что это семена растений мака и маковая соломка. Про наркотическую смесь ничего не говорил, — пояснял Крячков.
Защита Косиновой вышла с ходатайством направить мак на повторную независимую экспертизу. Её сделали, но провели всё те же сотрудники УФСКН, что и первую. Результаты оказались аналогичными.
Два человека из Павловска и два из Бутурлиновки в ходе следствия дали показания, что покупали у Косиновой мак вовсе не для булочек. В суде, к слову, они от своих слов отказались.
По мнению адвоката обвиняемой Вячеслава ЧУПРИНА, готовых к сотрудничеству наркоманов просто «нашли». У одной из «покупательниц» маковой соломки в крови обнаружили героин и амфетамин, но никакого опия. Другой свидетель, как сказано в материалах дела, «имея целью получение от Косиновой наркотической смеси, подыскивал заинтересованных в её приобретении лиц, которым назначал время и место сбыта. Он же совместно с Косиновой сбывал наркотическую смесь». В суде этот подельник заявил, что из него эти показания выбили.
— Ни одной экспертизы, подтверждающей, что в этом пищевом маке примешан наркотик, нет. Тот мак, что изъяли у Косиновой, невозможно было использовать как наркотик. Эксперты обнаружили в семенах остаточные микронаслоения, которые есть в любом маке, — настаивал адвокат. — Больше всего возмущало то, что в деле говорилось только о полимерных пакетах, ни слова о том, что мак находился в заводских, запаянных промышленным способом упаковках. Когда делали экспертизу, все эти пакеты разорвали и мак ссыпали в один мешок. Зачем это было делать? Всё это проходило без Косиновой или её защитника. Что могли туда всыпать заинтересованные лица? — возмущался он.
По мнению защитника, после того как пенсионерка отсидела в СИЗО десять месяцев, на оправдательный приговор надежды не было.
— Человека закрыли почти на год. Это скольких же людей, завязанных на этом деле, пришлось бы наказывать, компенсации выплачивать? — вздыхал Чуприн.
Он оказался прав. Людмилу Косинову в мае 2017 года за сбыт наркотиков приговорили к 12 годам колонии общего режима. Женщину признали виновной по пяти эпизодам сбыта и покушении на сбыт мака и маковой соломки. Её защитник подал апелляцию и через полгода наказание смягчили на пять месяцев. Итог — 11 лет 7 месяцев.
У сотрудников Бутурлиновского суда журналисты «МОЁ!» в день, когда Косиновой выносили приговор, поинтересовались, какой самый суровый вердикт и за что выносили в этих стенах в последнее время. Вспомнили злодея, изнасиловавшего свою годовалую племянницу в ноябре 2015 года. На следствии и в суде насильник полностью признавал свою вину, и ему дали 14 лет строгого режима. Прокурор Александр Игнатенко попросил для Людмилы Косиновой 17 лет.
В ТЕМУ
Не первый случай
Широкий резонанс получило в своё время дело о «маковых булочках» воронежской семьи Полухиных, владельцев кафе. В феврале 2016-го каждому из четверых членов семьи назначили более восьми лет колонии за незаконный сбыт и хранение наркотических веществ.
СМИ и общественность обсуждали семейную трагедию пять лет, пока шли следствие и суды. Полухины в своём маленьком кафе якобы продавали простые булочки с маком, а судили их как наркодилеров. В истории смущало количество изъятого мака — 5 тонн. Для сравнения: среднему хлебозаводу нужно 50 кг мака в месяц. Так что и 63 кг семян, найденных у Косиновой, — достаточно внушительный объём.
По мнению одного из адвокатов Полухиных Владимира Моргунова, сравнивать ситуацию Косиновой с делом о «маковых булочках» не совсем корректно.
— У Полухиных хотя бы был спорный момент — где они приобретали этот мак. А здесь на 12 лет сажать пожилого человека… Найти наркомана-свидетеля и заставить его признаться в чём угодно, особенно под ломкой, — вообще не проблема, — уверен Моргунов.
КСТАТИ
Мак с мусором — коробочками, кусочками стеблей, соломкой — стали завозить в Россию в 2006 году. Семена мака безвредны, но мусор содержит алкалоиды и наркотик. Мак с примесями долго продавался свободно, пока в январе 2010 года не изменился ГОСТ-52533. По новым техусловиям содержание наркотических средств в маке не допускается.
Читать все комментарии