На претензии антиникелевого движения обратят внимание?

Следственный комитет займётся проверками законности действий предпринимателей и должностных лиц

24.06.2013 17:33
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Из-за поджога буровых в Новохопёрском районе планируемая добыча никеля в Воронежской области впервые прогремела на всю страну. И пожалуй, впервые мнение недовольных стало играть хотя бы какую-то роль. Так, тщательно разобраться в событиях 22 июня пообещал Следственный комитет России. «В том числе следователи будут выяснять причины, из-за которых около тысячи местных жителей вышли на митинг, чтобы выразить свое несогласие со строительством никелевого предприятия», — говорится в сообщении Следственного комитета. — «Для этого следователи проверят законность действий предпринимателей, а также должностных лиц районной и областной администраций, контролирующих органов, в обязанности которых входило обеспечение соблюдения норм природоохранного законодательства при решении вопросов о никелевых разработках».

Здесь нелишним будет напомнить, каковы же основные претензии противников добычи никеля. 

— Нет гарантий, что добыча никеля будет безопасна для окружающей среды

«МОЁ!» не раз рассказывала, что главная опасность при добыче никеля, по мнению независимых специалистов, может быть связана не с самой рудой, а с методами её добычи. На пути к твёрдой породе, содержащей медь и никель, будут лежать как минимум три водоносных горизонта. Первый — питьевой, из него берёт воду весь Новохопёрский район. В одном из других будут бром-йодные воды, непригодные для питья.

В идеале разработчики никеля должны, во-первых, ни в коем случае не допустить смешения водоносных горизонтов (иначе вода в близлежащих населённых пунктах превратится в смесь морской воды с канализационными стоками). А во-вторых, не допустить попадания бром-йодных вод на поверхность (по составу такие воды похожи на рассол, поэтому они убивают растительность). Для этого при прокладке ствола шахты необходимо изолировать водоносные горизонты друг от друга. А в случае, если бром-йодные воды всё же просочатся в шахту, возвращать их нужно исключительно обратно в водоносный горизонт.

Однако ни одна проверка, тем более проверка Следственного комитета, таких гарантий сейчас дать не сможет. Просто потому, что по условиям лицензии, которую получила УГМК, детальный проект разработки должен быть представлен на госэкспертизу лишь после завершения поисково-оценочных работ. То есть в 2016 году. 

Работы ведутся на землях сельскохозяйственного назначения

УГМК получила от Роснедр лицензию на поисково-оценочные работы на месторождениях. Но активисты антникелевого движения долгое время рассчитывали остановить все работы на месторождениях в последний момент — с помощью общественных слушаний. Дело в том, что земли над месторождениями считаются землями сельскохозяйственного назначения.

И для того чтобы перевести их в другую категорию — например в земли промышленного назначения, — нужно провести общественные слушания.

Естественно, недовольные жители Новохопёрского района постарались бы сделать так, чтобы положительное решение на этих слушаниях не было принято никогда. Но никаких слушаний так и не состоялось. Заместитель директора УГМК Евгений БРАГИН объяснил это тем, что переводить земли из одной категории в другую компания собирается только после завершения поисково-оценочных работ. Координатор движения «В защиту Хопра» Константин РУБАХИН заявляет, что это грубое нарушение земельного кодекса и ряда других законов об обороте земель. Однако прокуратура Воронежской области в мае заявила, что «нарушений условий пользования недрами не установлено».

— Но мы ведь говорили о земле, а не о недрах, — говорит Константин Рубахин. — То есть это равносильно тому, что мы говорим: «Чикатило — маньяк», — а нам отвечают: «Чикатило не вор». 

— Не состоялся ни референдум, ни соцопрос

Весной прошлого года ряд общественных организаций попытался инициировать областной референдум с вопросом, стоит или нет добывать никель. Однако областная Дума заявила, что такой референдум в пределах области невозможен. Дума сослалась на то, что по закону «О недрах» месторождения находятся в совместном ведении Российской Федерации и Воронежской области, а значит, референдум должен был общероссийским. То есть идея была похоронена, ведь для проведения общероссийского референдума инициативная группа должна собрать в его поддержку два миллиона подписей, причём во всех регионах страны. Также пока не состоялся соцопрос, обещанный властями, который должен выявить общественное мнение по добыче никеля среди жителей Новохоперского района.

Любимые читатели, как вы считаете, изменится ли отношение властей к никелевой проблеме после событий, произошедших на прошедших выходных?

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.