Евгения Симонова в Воронеже: «Актёрство – постоянное насилие над собой»

Артистка рассказала, какой спектакль ей помог справиться со страхами и как Олег Табаков уговорил её на роль отрицательной героини

18.06.2019 21:21
МОЁ! Online
13

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Завершившийся 16 июня девятый Платоновский фестиваль искусств оказался как никогда звёздным по составу участников. Среди гостей форума искусств была актриса, народная артистка России Евгения Симонова. У воронежцев была возможность увидеть её великолепную актёрскую игру в спектакле «Русский роман» Московского академического театра имени Маяковского. Постановку Миндаугаса Карбаускиса дважды показали в Воронежском концертном зале.

Евгения Симонова в «Русском романе», премьера которого состоялась в 2016 году, играет жену Льва Толстого Софью Андреевну. За эту работу она получила «Золотую маску» в номинации «Лучшая женская роль». Кстати, «Русский роман» был награждён ещё двумя «Масками» как лучший драматический спектакль большой формы и в номинации «Лучшая работа драматурга». Драматург Марюс Ивашкявичюс и режиссёр Миндаугас Карбаускис создали спектакль, в котором переплетаются произведения и события личной жизни Толстого. Зритель видит жизнь писателя глазами Софьи Андреевны. Сам же Лев Николаевич на сцене так и не появляется, режиссёр низводит его до легенды, о которой все говорят, спорят и ждут встречи.

В Воронеже Евгения Симонова рассказала о своей роли и о том, как восстанавливается после эмоционально сложных спектаклей.

– Евгения Павловна, для вас Софья Андреевна – покровительница Льва Толстого или скорее крест, который ему достался?

— Для меня Софья Андреевна – женщина, с которой у Льва Толстого был самый счастливый период в жизни. В это время он написал свои самые великие произведения. Она была всем для него. Она была его помощницей, возлюбленной, матерью его детей. Потом, когда у него начался этот перелом, она уже не смогла ему соответствовать, тогда их отношения перешли в мучительную фазу. Я думаю, что там не было правых и виноватых, просто так сложилось. Толстой был великий гений. Она была потрясающая женщина, но всё-таки простая смертная. Софья Андреевна мне близка. Она так детей любила! И я тоже люблю своих детей и внуков. Для меня семья – это главное.

Евгения Симонова на пресс-конференции в Воронеже
Фото с сайта domjourvrn.ru

— В спектакле есть персонаж – издатель и друг Толстого Владимир Чертков, который также связан и с Воронежем, у него в Россошанском районе было имение. У Черткова был конфликт с Софьей Андреевной. Как вы его роль в жизни Толстого оцениваете, он для вас злой гений, как его часто называют?

— Он действительно был злой гений. У Толстого осталось огромное количество потомков. Те из них, с кем я общалась, кто приходил на наш спектакль – это Владимир Ильич Толстой и Фёкла Толстая, с ненавистью говорят о Черткове. Так что так к нему не только Софья Андреевна относилась. Она дико ревновала мужа к Черткову, он уводил его ото всех, не только от неё. Это если ещё не касаться болезненных денежных вопросов. Он же, можно сказать, украл все черновики, все рукописи Толстого, хотя потом и издал его полное собрание сочинений. Мне кажется, его бы и без Черткова издали. Я не верю, что он был искренне предан Толстому. Скорее он фанатично, болезненно, агрессивно был предан. Возле Толстого было полно людей, но Чертков оказался самым жёстким.

— До роли Софьи Андреевны несколько лет назад у вас был моноспектакль, где вы играли Анну Каренину. Персонаж произведения Толстого помог вам лучше понять его жену?

— Между этими ролями нет прямой связи. «Анна Каренина» — это довольно экспериментальная работа для меня, и она была давно. Для меня она оказалась довольно отчаянная и много мне тогда дала. Я преодолела какой-то внутренний страх, и уже больше так бояться ничего не буду. Но Толстой всегда бы моим любимым писателем. И Софья Андреевна у меня всегда вызывала интерес, я много читала её дневников. Так что эти две роли связаны только этим фантастическим и гениальным автором.

Евгения Симонова в спектакле «Русский роман»
Фото Андрея ПАРФЁНОВА

— Евгения Павловна, есть ли что-то, на что вы никогда не решитесь на сцене?

— На плохую пьесу уже имею право не соглашаться. А вот на отрицательную роль соглашусь. У меня был спектакль по пьесе Артура Стриндберга «Отец» в «Табакерке». Гениальная пьеса, но очень страшная. Я играла женщину Лауру, которая сводит своего мужа с ума. В конце он умирает от сердечного приступа. Эту роль мне предложил Олег Павлович Табаков, я сначала хотела отказаться, сказала ему: «Эта женщина не имеет ко мне никакого отношения, даже не представляю, как к ней подступиться». И он мне сказал: «Знаешь, в нас так много всего намешано, если порыться, можно столько всего найти». И потом я с таким удовольствием её играла! Моя старшая дочь была на спектакле, после она мне сказала: «Мам, какая же ты сволочь».

— Ваши роли в спектаклях требуют огромной эмоциональной отдачи, особенно когда приходится искать какие-то внутренние ресурсы. Как вы потом восстанавливаетесь?

— Мы все себя перемалываем каждый день. Репетиция – это расшатывание нервной системы. Актёрская профессия – постоянное насилие над собой. Потом ты от этого насилия начинаешь получать удовольствие некоторое даже, но не всегда. Меня спасает сон, я сплю как бревно.

Справка «Ё!»:

Евгения Симонова – советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. В 1976 году окончила высшее театральное училище имени Щукина и была приглашена в Московский академический театр имени Маяковского, где служит до сих пор. Первый фильм с Евгений Симоновой «Десять зим за одно лето» вышел в 1969 году. Актриса сыграла около 70 ролей в кино и сериалах. Евгения Симонова снялась в таких фильмах. как «В бой идут одни старики», «Афоня», «Школьный вальс», «Дети солнца», «Иван Грозный», сериале «Метод». Среди наград артистки: премии «Ника», «Хрустальная Турандот», «Золотой орёл», «Золотая маска» и другие. У актрисы две дочери и двое внуков.