Евгения Симонова в Воронеже: «Актёрство – постоянное насилие над собой»
Артистка рассказала, какой спектакль ей помог справиться со страхами и как Олег Табаков уговорил её на роль отрицательной героини
Завершившийся 16 июня девятый Платоновский фестиваль искусств оказался как никогда звёздным по составу участников. Среди гостей форума искусств была актриса, народная артистка России Евгения Симонова. У воронежцев была возможность увидеть её великолепную актёрскую игру в спектакле «Русский роман» Московского академического театра имени Маяковского. Постановку Миндаугаса Карбаускиса дважды показали в Воронежском концертном зале.
Евгения Симонова в «Русском романе», премьера которого состоялась в 2016 году, играет жену Льва Толстого Софью Андреевну. За эту работу она получила «Золотую маску» в номинации «Лучшая женская роль». Кстати, «Русский роман» был награждён ещё двумя «Масками» как лучший драматический спектакль большой формы и в номинации «Лучшая работа драматурга». Драматург Марюс Ивашкявичюс и режиссёр Миндаугас Карбаускис создали спектакль, в котором переплетаются произведения и события личной жизни Толстого. Зритель видит жизнь писателя глазами Софьи Андреевны. Сам же Лев Николаевич на сцене так и не появляется, режиссёр низводит его до легенды, о которой все говорят, спорят и ждут встречи.
В Воронеже Евгения Симонова рассказала о своей роли и о том, как восстанавливается после эмоционально сложных спектаклей.
– Евгения Павловна, для вас Софья Андреевна – покровительница Льва Толстого или скорее крест, который ему достался?
— Для меня Софья Андреевна – женщина, с которой у Льва Толстого был самый счастливый период в жизни. В это время он написал свои самые великие произведения. Она была всем для него. Она была его помощницей, возлюбленной, матерью его детей. Потом, когда у него начался этот перелом, она уже не смогла ему соответствовать, тогда их отношения перешли в мучительную фазу. Я думаю, что там не было правых и виноватых, просто так сложилось. Толстой был великий гений. Она была потрясающая женщина, но всё-таки простая смертная. Софья Андреевна мне близка. Она так детей любила! И я тоже люблю своих детей и внуков. Для меня семья – это главное.
— В спектакле есть персонаж – издатель и друг Толстого Владимир Чертков, который также связан и с Воронежем, у него в Россошанском районе было имение. У Черткова был конфликт с Софьей Андреевной. Как вы его роль в жизни Толстого оцениваете, он для вас злой гений, как его часто называют?
— Он действительно был злой гений. У Толстого осталось огромное количество потомков. Те из них, с кем я общалась, кто приходил на наш спектакль – это Владимир Ильич Толстой и Фёкла Толстая, с ненавистью говорят о Черткове. Так что так к нему не только Софья Андреевна относилась. Она дико ревновала мужа к Черткову, он уводил его ото всех, не только от неё. Это если ещё не касаться болезненных денежных вопросов. Он же, можно сказать, украл все черновики, все рукописи Толстого, хотя потом и издал его полное собрание сочинений. Мне кажется, его бы и без Черткова издали. Я не верю, что он был искренне предан Толстому. Скорее он фанатично, болезненно, агрессивно был предан. Возле Толстого было полно людей, но Чертков оказался самым жёстким.
— До роли Софьи Андреевны несколько лет назад у вас был моноспектакль, где вы играли Анну Каренину. Персонаж произведения Толстого помог вам лучше понять его жену?
— Между этими ролями нет прямой связи. «Анна Каренина» — это довольно экспериментальная работа для меня, и она была давно. Для меня она оказалась довольно отчаянная и много мне тогда дала. Я преодолела какой-то внутренний страх, и уже больше так бояться ничего не буду. Но Толстой всегда бы моим любимым писателем. И Софья Андреевна у меня всегда вызывала интерес, я много читала её дневников. Так что эти две роли связаны только этим фантастическим и гениальным автором.
— Евгения Павловна, есть ли что-то, на что вы никогда не решитесь на сцене?
— На плохую пьесу уже имею право не соглашаться. А вот на отрицательную роль соглашусь. У меня был спектакль по пьесе Артура Стриндберга «Отец» в «Табакерке». Гениальная пьеса, но очень страшная. Я играла женщину Лауру, которая сводит своего мужа с ума. В конце он умирает от сердечного приступа. Эту роль мне предложил Олег Павлович Табаков, я сначала хотела отказаться, сказала ему: «Эта женщина не имеет ко мне никакого отношения, даже не представляю, как к ней подступиться». И он мне сказал: «Знаешь, в нас так много всего намешано, если порыться, можно столько всего найти». И потом я с таким удовольствием её играла! Моя старшая дочь была на спектакле, после она мне сказала: «Мам, какая же ты сволочь».
— Ваши роли в спектаклях требуют огромной эмоциональной отдачи, особенно когда приходится искать какие-то внутренние ресурсы. Как вы потом восстанавливаетесь?
— Мы все себя перемалываем каждый день. Репетиция – это расшатывание нервной системы. Актёрская профессия – постоянное насилие над собой. Потом ты от этого насилия начинаешь получать удовольствие некоторое даже, но не всегда. Меня спасает сон, я сплю как бревно.
Справка «Ё!»:
Евгения Симонова – советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. В 1976 году окончила высшее театральное училище имени Щукина и была приглашена в Московский академический театр имени Маяковского, где служит до сих пор. Первый фильм с Евгений Симоновой «Десять зим за одно лето» вышел в 1969 году. Актриса сыграла около 70 ролей в кино и сериалах. Евгения Симонова снялась в таких фильмах. как «В бой идут одни старики», «Афоня», «Школьный вальс», «Дети солнца», «Иван Грозный», сериале «Метод». Среди наград артистки: премии «Ника», «Хрустальная Турандот», «Золотой орёл», «Золотая маска» и другие. У актрисы две дочери и двое внуков.
Читать все комментарии