Лучший воронежский участковый спасает бабушек, бывших зэков и алкоголиков
Лучший участковый области капитан Максим Стряпчих рассказал «МОЁ!», что привело его в профессию
«C таким чувством юмора и харизмой тебе в театральный институт нужно поступать, а не мечтать о карьере сельского участкового», — пытались отговорить от профессии своего артистичного сокурсника Максима Стряпчих курсанты Института МВД.
Но переубедить молодого человека им не удалось — тот мечтал работать полицейским и именно «на земле», а не в начальственных кабинетах. Во-первых, чем не профессия для энергичного и общительного парня? А во-вторых, уважение к форме ему с малых лет привили родители: мама работала в патрульно-постовой службе, а отец плавал на военных кораблях. Сейчас оба уже на пенсии, но их сын продолжает достойно нести службу в каширском отделе полиции.
О том, что Максим Стряпчих — хороший участковый, говорят не только служебные показатели, но и местные жители. В октябре в ходе областного конкурса «Народный участковый» за 27-летнего капитана полиции Максима Стряпчих проголосовало около тысячи человек, в результате чего он победил. Учитывая, что о подобных конкурсах знают далеко не все и что в некоторых деревнях до сих пор нет интернета (голосование проходило на сайте регионального Управления МВД), количество набранных голосов впечатляет.
«На преступления толкает алкоголь»
Чем так полюбился жителям Каширского района участковый Стряпчих, МОЁшники решили выяснить, проведя с участковым один рабочий день. Начиналось всё довольно обыденно: составление отчётов, оформление служебных бумаг…. Мы уже было заскучали, но тут в кабинет уполномоченного участкового ворвалась испуганная старушка.
— Максим Игоревич, спасайте! Я боюсь за свою жизнь! — с порога начала изливать душу жительница села Рябчево.
— Присядьте, Вера Владимировна, успокойтесь, попейте водички… — как с родной, начинает разговор капитан полиции. — А теперь рассказывайте, что стряслось.
— За то, что вы зятя моего задержали, который на меня с пистолетом набросился, вам, конечно, спасибо, — искренне благодарит пенсионерка. — Но что мне делать, когда он выйдет?! Деда у меня нет, кто же меня защитит?
— Ну, вы рассмешили, Вера Владимировна, кто его просто так выпустит? — успокоил старушку Стряпчих. — На этот раз зять ваш перестарался. Помимо того что набросился на вас, он ещё успел набедокурить. Помните, букет цветов вашей дочке подарил? Выяснилось, что деньги на него он украл у своих знакомых. Теперь ему грозит наказание и за кражу. Так что скорого его возвращения вы не ждите…
Участок Максима Стряпчих — семь сёл, и о том, что происходит за каждым забором, он должен знать
Когда пенсионерка уходит, Максим вздыхает:
— Жалко, что так получается, зять-то у неё парень неплохой. Только пьёт много, алкоголь и толкает на преступления…
По словам Максима Стряпчих, по этой причине в деревнях совершается большинство правонарушений и преступлений. Его участок — семь сёл, в которых живут более четырёх тысяч человек. Для кого-то просто цифра, а для Максима это сотни сложных людских судеб.
«Даю последний шанс»
Село Данково расположено в 20 километрах от райцентра Каширское.
— Это благополучное село, потому что здесь работают крупные фермы и большинство местных жителей трудоустроены, — объясняет участковый. — Но проблем всё равно хватает…
Навстречу нам идёт, спотыкаясь, небрежно одетый мужчина.
— О, Максим Игоревич, приветствую! — подтянулся он при виде полицейского. — Видишь, как и обещал, не пью, иду на работу устраиваться!
— Григорий Иванович, один протокол за появление нетрезвым в общественном месте у тебя уже есть, второй тебе ни к чему, понимаешь? — доверительно пожимает ему руку Максим Стряпчих.
Самое важное направление в работе уполномоченнного — профилактика правонарушений.
— Здесь у нас живёт преуспевающий фермер Иван Иванович, — говорит Стряпчих, заходя во двор дома, который хаотично заставлен сельхозтехникой. — Но есть у него слабость — очень любит 40-градусные напитки.
— Максим Игоревич, как хорошо, что вы зашли! — выбегает босиком на крыльцо супруга фермера Елена. — Ну что делать?! Урожай нужно собирать, за скотиной ухаживать, а он из запоя выйти не может!
Максим Стряпчих молча, но уверенно направляется в одну из комнат.
— Максим, ко мне тут знакомые приходили, смеялись, что меня пьяного по телевизору показали! — жалуется фермер.
— А что тебе не нравится? Ты же сам был не против поучаствовать в программе о работе полиции, а сейчас, когда стал знаменитым, уже недоволен? — иронично спрашивает участковый и переходит к делу: — Я что, собственно, зашёл, Иван Иванович. Вижу, пить ты не бросаешь, жена жалуется на тебя, будем составлять объяснение.
Стряпчих демонстративно достаёт из папки лист бумаги.
— Максим Игоревич, я брошу пить, обещаю, только не надо ничего составлять. Просто работа у меня очень тяжёлая. После неё невозможно не выпить… — просит фермер.
— Последний шанс тебе даю исправиться, — говорит капитан полиции, убирает бланк протокола и направляется по следующему адресу.
Помимо пьяниц жизнь в селе будоражат ранее судимые граждане. Но и к ним Максим Стряпчих нашёл подход.
” — Живёт тут у нас один местный житель, который долгое время держал в страхе всё село, — рассказывает участковый. — Сам он крупного телосложения, пугал всех своими судимостями. Однажды на него в очередной раз поступила жалоба. Когда мы приехали, выпивший дебошир пытался и нас запугать. Но как дело дошло до задержания, гроза деревни неожиданно упал на колени и стал умолять не сажать его на сутки. Как выяснилось, ранее он действительно был судим. Правда, отсидел всего месяц за кражу спичек. В тот раз я не стал его задерживать и дал ему шанс исправиться. После нашего разговора больше жалоб не поступало. Порой ранее судимые граждане ведут себя очень агрессивно из-за недоверия к ним со стороны местных жителей. Не знаю, как в больших городах, но на моих участках общий язык можно найти со всеми…
К слову, чаще всего в сельской местности возбуждают уголовные дела по кражам, угрозам убийством и побоям. И хотя участковые не расследуют преступлений века, время от времени и им приходится рисковать жизнью. Когда Максим Стряпчих в 2012 году начал служить уполномоченным участковым полиции, в Каширском районе на трассе М4 участились разбойные нападения на автозаправки. Во время очередного сообщения о преступлении тогда 22-летний Максим Стряпчих лично догнал бандита и обезвредил его. Как выяснилось, разбойник был вооружён гранатой, карабином и обрезом.
После этого случая Максиму предлагали перевестись на другие должности, а также перебраться в областной центр, однако сельский участковый не согласился.
— Куда же жители моих сёл без меня! — с юмором отвечал Стряпчих начальству.
По мнению подопечных Максима Стряпчих, он заслуживает звания лучшего участкового не только области, но и страны.
Поможем земляку выиграть всероссийский конкурс!
Сейчас Максим Стряпчих борется за звание лучшего участкового России. Голосование за его кандидатуру началось на сайте Главного управления МВД РФ в среду, 1 ноября, и продлится десять дней. Любимые читатели, давайте поддержим нашего земляка!
Тем более что голосовать можно несколько раз, но не чаще раза в день. Помимо голосования воронежцы могут обсудить в комментариях работу службы участковых уполномоченных полиции, высказать свои пожелания и слова благодарности, поделиться интересной историей.
Читать все комментарии