Откровения воронежского солдата-кремлёвца: «Однажды на меня наорал министр»

Председатель воронежского союза предпринимателей «Опора» Сергей Наумов рассказал о своей службе в Кремлёвском полку в 1970-х

20.12.2017 11:26
МОЁ! Online
8

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

4765
  

Он охранял тело Ленина в Мавзолее, встречал 37-го президента США Ричарда Никсона и премьер-министра Индии Индиру Ганди, общался почти со всеми космонавтами своего времени и видел, как Брежнев катается на машинах из своей огромной коллекции. Много ли кто может похвастать такими воспоминаниями о срочной службе в армии? А вот председатель воронежского союза предпринимателей «Опора» Сергей Наумов может. В 1975 – 1977 годах он служил в Кремлёвском полку.

«Мы должны были знать в лицо всех руководителей политбюро, КГБ и ЦК КПСС»

– Когда меня направили в Кремлёвский полк, честно сказать, я поначалу даже немного расстроился, - признаётся Сергей Наумов. – Я был спортсмен, очень хотел в морской десант. А тут: «Вы едете в Кремлёвский полк». Я даже толком не знал, что это такое.

Впрочем, узнать всю серьёзность самого престижного полка в Советской армии Сергею Наумову пришлось довольно быстро – уже во время учебки в подмосковной Новой Купавне.

- Кроме строевой и военной подготовки, была очень сильная идеологическая и политическая подготовка, - рассказывает Сергей Дмитриевич. - Наизусть учили уставы. Наизусть учили всех руководителей политбюро, КГБ, ЦК КПСС. Причём их нужно было знать не только по имени, но и в лицо. Психологи изучали, какая у кого память, какая реакция. На основе этих данных распределяли по батальонам.

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Теракт в Мавзолее

Сергею Наумову достался пост в Мавзолее. Спецкараул внутри Мавзолея состоял из 30 человек. Одним из них был – рядовой Сергей Наумов.

- Наша задача была – направлять толпу посетителей Мавзолея, распределять их по парам, следить, чтобы между парами было определённое расстояние - рассказывает Сергей Дмитриевич. – Если с маленьким ребёнком – ребёнка нужно взять на руки, вещи – подмышку, пакет или сумку – на руку повесить. Чтобы руки были открыты, и было видно, что держит человек. Каждого человека одними лишь глазами, без движения головы, незаметно надо было осмотреть с головы до пят, чтобы в руках ничего не нёс, чтобы ничего из кармана не оттопыривалось. Но вида не подавать, иначе может начаться давка или паника. Говоришь ему деликатно: «Подвиньтесь», - а сам ощупываешь незаметно, что в кармане.

Фото из личного архива Сергея НАУМОВА.

Уже тогда было известно, что такое теракты. 1 сентября 1973 года произошёл взрыв внутри Мавзолея. Неизвестный пронёс самодельное взрывное устройство и привёл его в действие непосредственно у саркофага вождя. Погибли 3 человека, включая самого террориста, и получили тяжёлые ранения четверо школьников.

– Нам внушали, что Мавзолей – это стратегический объект, а накрыть своим телом террориста со взрывчаткой для кремлёвского солдата – не героизм, а норма, - рассказывает Сергей Наумов. - Мавзолей, Красная площадь и Александровский сад – только здесь было в несколько раз больше задержаний людей с оружием и без документов, чем во всей остальной Москве. Правда, в основном это были не злоумышленники, а обыкновенные ротозеи. К примеру, охранница на железной дороге сменилась, спрятала пистолет за пазуху, забыла про это и пришла в Мавзолей. Или офицер какой-то, не сдавший оружие вовремя. Мы находили всё.

Булочки от космонавта Леонова и угрозы от министра внутренних дел Щёлокова

Фото из архива С. Наумова.

Находясь в парадном оцеплении на Красной площади во время различных праздников, Сергею Наумову приходилось не только видеть, но и общаться с первыми людьми государства.

- К примеру, с космонавтами я почти со всеми разговаривал, - рассказывает Сергей Дмитриевич. – Больше всего мне Леонов запомнился. Такой открытый добрый мужик. То булочки нам притащит из буфета, то сигареты предложит.

А однажды, находясь в оцеплении, Сергей Наумов не пропустил самого министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова.

- Он решил срезать путь и подняться на трибуну через наше оцепление, - вспоминает Сергей Дмитриевич. - Я его не пропустил. У нас в инструкции было никого не пропускать. Он начал орать. Угрожал, что у меня будут проблемы, что меня посадят. Сзади ротный стоял – так он даже отвернулся на всякий случай. Но в результате мне объявили благодарность.

«Феноменальная память? Вовсе нет – просто тренировка»

Довелось Сергею Наумову постоять на посту на входе в Арсенал Московского Кремля, где расположены казармы Кремлёвского полка и административные службы комендатуры Кремля.

- Мы должны были знать все 19 видов документов, которые действовали на этом посту: паспорта, удостоверения личности и т.д., - рассказывает Сергей Дмитриевич. - Водяные знаки, какие нюансы у этого паспорта, где что прощупывается. Ты должен на ощупь знать, на просвет. Как скрепка скрепляет, какое расстояние от края. В удостоверении – с какой стороны фото, как печать ставится – справа или слева, печать мастичная или чернильная и т.п. Кроме этого, были раздолбаи, которые теряли удостоверения. В каждом режимном удостоверении есть номера. Номера потерянных удостоверений назывались отбитыми. Все отбитые номера мы должны были знать наизусть. А вдруг это удостоверение кто-то найдёт или украдёт, и по нему захочет проникнуть в Кремль? И таких удостоверений – десятки. А номера – четырёх-, пяти-, шестизначные.

Как вспоминает Сергей Наумов, постоянно устраивались проверки.

- За 2 часа через меня ориентировочно проходило человек 500, - рассказывает он. – На секунду открыл удостоверение и прошёл. За ним – следующий. И вдруг – проверяющий. Он возвращает четырёх человек, прошедших мимо меня, а я должен назвать их фамилии, имена и отчества, звания и должности. Вы скажете, что мы все были гениями или обладали какой-то феноменальной памятью? Вовсе нет. Это тренировка. Любого человека можно научить. К примеру, когда только-только появились сотовые, мне не нужна была записная книжка – любой телефон своего окружения я знал наизусть. Сейчас уже стал забывать. Потому что тренировки нет.

Подписи на дембельском альбоме Сергея Наумова. Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Как и любой, кому посчастливилось служить в Кремлёвском полку, Сергей Наумов службу в армии вспоминает с особой теплотой и ностальгией. Воронежцы были одни из первых, кому было доверена честь служить в этом элитном подразделении. «МОЁ!» уже писала о том, что в Воронеже четыре года назад появился «Союз Кремлёвцев», который объединил ветеранов службы разных лет. Кстати, Сергей Наумов является первым заместителем председателя этой организации.

Справка:

Что такое Кремлёвский полк?

В 1918 году службу по охране Кремля несли латышские стрелки, а после – кремлёвские курсанты 1-й Московской революционной пулемётной школы. В октябре 1935 года задачи по охране были переданы батальону особого назначения, а 8 апреля 1936 года, батальон реорганизуется в Полк специального назначения. Эту дату и принято считать Днём рождения полка. Он несколько раз менял названия – Полк специального назначения, Отдельный полк специального назначения, Краснознамённый Кремлёвский полк. С 1993 года он именуется президентский полк. Раньше полк был в структуре КГБ, сейчас это подразделение Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны (ФСО).

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.