"Чиновники сами убеждают селян уводить детей из школ"

Бывший сельский учитель Юлия Костюкова рассказывает о том, почему в деревнях исчезают школы

04.09.2012 17:50
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

"Прочитала в прошлом номере газеты «МОЁ!» о школе в селе Курлак Аннинского района. Там замечательный музей и планетарий. Но детей вот совсем немного. Но мне кажется, что главная проблема сельских школ не в демографическом спаде и опустении наших деревень, а в чиновниках.

В 2010 году меня пригласили на работу в роли учителя русского языка, литературы и культуры общения в школу с. Щербаково Воронежской области. Педагогического образования нет – не помеха. Детям на тот момент уже три месяца не преподавался русский язык, поэтому директор обрадовалась, когда я со своим образованием журналиста согласилась помочь. Уже после недели работы я поняла, в каком плачевном состоянии находятся российские сельские школы. Ни тебе оборудования, ни наглядных материалов, компьютер – один, и то появился незадолго до моего прихода. По-моему, местные власти уже давно «списали» эту маленькую школу.

Я считаю большим заблуждением мнение, что сельская школа не дает должного образования. Компьютеры, лаборатории, проекторы и другие достижения информационных технологий – это всего лишь хорошее подспорье, но никак не основной параметр, по которому нужно оценивать качество образования. Всё зависит от мотивации учителя и ученика. Получив классное руководство, я активно начала это доказывать.

Классная работа, внеклассные мероприятия; личный контакт с каждым учеником, к каждому индивидуальный подход. Плюс желание научить! И стали мои мальчишки и девчонки выигрывать олимпиады, занимать призовые места. Литературный конкурс – читаем вместе, разбираем, сочиняем, проводим ролевую игру для наглядности… Фотоконкурс – камеры в руки - и на улицу, искать подходящий сюжет и ракурс. Я старалась сделать так, чтобы ученики проявляли как можно больше активности, чтобы сами хотели принимать участие в конкурсах.

Первый месяц прошел, и кажется, будто знаю своих ребят уже очень давно, и стали они мне такими близкими и родными. Союз наш продлился недолго. В конце апреля люди стали поговаривать, что школу хотят закрыть, а на ее место перенести медпункт. Наверное, это проще всего: вместо того чтобы делать в старом здании медпункта ремонт, забрать помещение у детей. А их самих под предлогом отсутствия соответствующей материальной базы отправить в другую школу, даже не задумываясь о судьбе детей. Зима и холод, осень и дождь, весна и слякоть – в любую погоду ждать автобус. После уроков сидеть в школе, не имея возможности уехать раньше. Ведь автобус забирает детей в 3 — 4 часа дня. А то, что детей вырывают из их привычного и полюбившегося коллектива?

Как раз в этот период Владимир Путин выступил с заявлением о том, что надо любыми способами сохранять малокомплектные школы. Это придало нашему коллективу храбрости. И началась борьба за школу! Выяснилось, что закрыть школу могут только сами жители села, приняв такое решение на сходе граждан. Первый сход граждан прошёл благополучно, школу отстояли. И как ни пытались местные власти убедить людей, что перевод детей в соседнюю школу пойдёт всем на пользу, закрыть её жители не дали. Большинством голосов школа продолжала жить. На этом местное управление не остановилось. Чиновники поняли: если нельзя закрыть школу, надо сделать так, чтобы она просто не могла существовать. Они собрали родителей и нашли к каждому «свой подход». Что скрывать, в селе не все родители знают свои права, а вот чиновников боятся почти все. Каким образом и что конкретно было сказано, осталось для меня тайной, но вскоре больше половины родителей забрали документы и отдали их в другую школу. В результате учиться стало некому. Школу закрыли. Цель достигнута. И не докажешь никому, что школа людям нужна, местным властям - совсем нет."

Юлия Костюкова.