«Они стоят с полвосьмого, трясутся и ждут «Боярышник»

24.12.2016 11:36
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Продавец одного из воронежских магазинов говорит, что лосьоны «Боярышник», «С перцем», «Хлебный» и «На бруньках» покупают не только опустившиеся бомжи.

Трагедию в Иркутске уже сравнивают с крупными терактами — с 17 по 23 декабря 74 человека умерли от отравления косметическим средством «Боярышник», 31  до сих пор находится в больнице. В «Боярышнике», который продавался как косметическое средство для принятия ванн, обнаружили метанол, или метиловый спирт — опаснейший яд, который приводит к отравлению, даже если вдыхать его пары, не говоря уже о приёме внутрь. При этом он по цвету и запаху неотличим от этилового спирта, который, по идее, и должен входить в состав косметического средства.

Тот факт, что жители Иркутска употребляли средство для ванн «Боярышник» вовнутрь, мало кого удивил. Маленькие, 100 мл, бутылочки, их ещё называют «фанфурики», с якобы косметическими средствами «Боярышник», «Кедровый», «Ржаной», «На бруньках», уже давно пользуются большой популярностью среди пьющего народа именно как горячительное. И вряд ли мы ошибёмся, если скажем, что и изготавливаются они именно для этих целей, а вовсе не для втирания в голову или принятия ванн. На это явственно намекает хотя бы то, что вторым по величине шрифтом после названия на этикете набрана цифра, сообщающая о содержании в настойке чистого спирта (обычно это 75%) — при том, что на обычных косметических средствах процент содержания спирта даже не указывается. При этом «фанфурики» не облагаются акцизом, это ведь «косметика», а потому стоят дёшево (от 25 до 40 рублей) и приносят изготовителям огромные прибыли, которые идут мимо госказны.

«МОЁ!» не раз пыталась бить тревогу, публикуя статьи о том, что в киосках свободно продаётся сомнительная спиртовая продукция, но во всех ведомствах разводили руками, мол, вся документация на косметическую продукцию у производителей есть, а кто может помешать свободным гражданам пить лосьоны? После массового отравления в Иркутске управление Роспотребнадзора по Воронежской области начало проверку торговых точек на предмет торговли «фанфуриками», но какие именно цели она преследует — проверить наличие этих бутылочек или отдать их на экспертизу, — в ведомстве пока не пояснили. Тем временем «Боярышник» и ему подобные исчезли с прилавков и из киосков — некоторые СМИ даже поспешили обрадоваться, мол, их теперь в Воронеже не купишь. Вот именно, что поспешили — на самом деле «фанфурики» по-прежнему продаются, только из-под полы.

— Мы их продаём, но только своим, знакомым, — на условиях анонимности рассказывает нам продавец одного из продуктовых магазинов города. — Сейчас такая бутылочка стоит 28 рублей, и покупают в среднем по 10 штук в день, иногда до 20 штук. Кто? Да те, у кого нет денег. Они попрошайничают на остановке, а потом идут к нам. Покажут пальцами знак, как будто воображаемый флакончик держат, и мы их понимаем. Покупают и сразу, у прилавка, залпом опрокидывают их в себя.

Обычно большой наплыв у нас с утра, когда им похмелиться надо. Магазин в восемь открывается, так они уже с полвосьмого стоят, трясутся и ждут «Боярышник». Кстати, один раз нам привозили ещё одну разновидность: эссенцию для пропитки коржей с 70%-м содержанием спирта — тоже разлетелась вмиг! Тройной одеколон и огуречный лосьон тоже у некоторых спросом пользуются. Один покупатель периодически приходит со словами: «Дай-ка мне одеколону, ко мне сегодня гости придут!» И он не брызгаться им собрался!

По словам нашей собеседницы, «боярышниковые» фанаты — это не только опустившиеся дяденьки и тётеньки за 40, бывают и совсем молодые парни.

— Один, помню, с утра зашёл к нам и заявил: «Мне сегодня нельзя, на утренник к дочке иду, надо протрезветь после вчерашнего!» Ходил по улице, трезвел, пока один из собутыльников сердобольно не протянул ему «фанфурик». Тот не сдержался и хряпнул… Таких очень жалко — видно, что эти парни не совсем пропащие…

Кстати, настойка боярышника по-прежнему продаётся в воронежских аптеках, только в качестве «веселящего» средства она непопулярна. Во-первых, это чаще всего пузырьки по 25 мл, во-вторых, они дорого стоят — 25 — 30 рублей за крошечный флакончик.