Председатель Центробанка рассказала, почему и когда россиян ждут новые «всплески цен»
По оценке Эльвиры Набиуллиной, российская экономика сможет жить на запасах ещё два-три месяца, а затем начнётся период вынужденной трансформации
Представители экономического блока российского правительства продолжают давать оценки нынешней ситуации в России и делать прогнозы. Гостем сегодняшнего совместного заседания комитетов по финансовому рынку, по бюджету и налогам, по экономической политике и по контролю была председатель Центрального Банка России Эльвира Набиуллина. Формально свой ежегодный доклад она должна была посвятить итогам ушедшего года. Но на этих итогах остановились лишь вкратце, так как на сегодня от них мало что зависит. Когда председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказывал, что в 2021 году активы банковской системы выросли на 16%, кредитование юридических лиц — на 12%, физлиц — на 20%, ипотечное кредитование показало рост в 30%, а россияне активно переходили на брокерский рынок, Эльвира Набиуллина выглядела грустной.
Своё выступление она начала с того, что все эти достижения всё же помогли банковской системе реагировать на нынешний кризис. И с рассказа о том, для чего потребовалось резкое повышение ключевой ставки.
— Санкции против России в первую очередь сказались на ситуации в финансовом секторе, привели к росту спроса на валюты, ускоренной продаже финансовых активов, оттоку наличности из банков, а также к возникновению ажиотажного спроса на товары, — констатировала Эльвира Набиуллина. — Для купирования рисков финансовой стабильности Банк России предпринял комплекс мер — это повышение ключевой ставки, элементы контроля за движением капитала, приостановка организованных торгов, введение регуляторных послаблений, поддержка заёмщиков банков и введение при повышении ключевой ставки льготных программ кредитования малого бизнеса. Повышение ключевой ставки позволило вернуть деньги населения в банковскую систему. Ставки по депозитам резко выросли. И люди, которые в конце февраля — начале марта забирали с депозитов больше наличных, чем в декабре 2014 года, начали активно возвращать деньги в банки. Восстановление пассивов банков — это принципиальное условие для дальнейшего расширения кредитования. В нашей экстремальной ситуации высокая ставка защитила, а не подорвала возможности банков по кредитованию. Рост ключевой ставки также способствовал быстрому торможению скачка инфляции.
Далее председатель Центробанка аккуратно, но достаточно прямо спрогнозировала новые витки инфляции.
— Наша экономика, действительно, вступает в непростой период — структурных изменений, связанных с санкциями, — рассказала Эльвира Набиуллина. — Санкции в первую очередь сказались на финансовом рынке. Но сейчас они всё больше начнут сказываться и на реальных секторах экономики. И основные проблемы будут связаны не столько с санкциями на финансовые институты, сколько с ограничениями на импорт, логистику внешней торговли, а в дальнейшем, возможно, и с ограничениями на экспорт российской продукции. Вы прекрасно знаете, что производство товаров в современном мире устроено так, что практически любой товар производится с той или иной долей импортных составляющих. И если даже эта доля мала, производство может критически зависеть от какой-нибудь детали или компонента… Конечно, ограничения потребуют от российских компаний поиска новых партнёров, новых логистических путей доставки продукции, перехода на производство компонентов у себя. И мы все прекрасно понимаем, что это будет занимать определённое время. На настоящий момент эта проблема, может быть, не так сильно чувствуется, потому что в экономике ещё есть запасы. Но мы видим, что санкции ужесточаются практически каждый день. Период, когда экономика может жить на запасах, он конечен. И во втором квартале — начале третьего квартала мы войдём уже активно в период структурной трансформации, поиска новых моделей бизнеса для многих предприятий. Как Центральный банк мы прекрасно понимаем, что этот период может сопровождаться всплеском цен на отдельные товары. Поэтому инфляция будет выше цели. И нужно понимать, что такое превышение будет во многом связано не с высоким спросом, а с ограничениями на стороне предложения. Мы не будем пытаться любыми методами сделать её ниже. Это помешало бы адаптироваться бизнесу, для которого сейчас поставки необходимых импортных компонентов сложнее и дороже, и это неизбежно отразится на цене конечной продукции. А нам надо обязательно пройти этот период адаптации.
— Но при этом мы понимаем, что инфляция не должна быть неконтролируемой, — добавила Набиуллина. — Той инфляцией, которая обесценивает сбережения и доходы людей. Поэтому мы будем проводить такую денежно-кредитную политику, которая вернёт инфляцию к цели в разумные, обозримые сроки, но не слишком резко. Мы рассчитываем вернуться где-то к 4% в 2024 году.
Автор:
Комментарии (18)
Зилочка
19.04.2022 05:56
Она забыла добавить «и чтоб жизнь мёдом совсем не заказалась, мы не забудем поднять коммуналку на 10%, как и было запланировано»
Анаконда
19.04.2022 10:03
Про деньги все понятно.
А для людей что-то хорошее предусмотрено, Ну, там для облегчения жизни… для всех простых людей? а?
Samsv
19.04.2022 19:24
В марте 2020 года сахар стоил 26 руб. за кг., а спустя 2 года - в три раза дороже!!!