Подешевеет ли топливо в Воронеже после введённых правительством ограничений на экспорт?
На фоне резкого роста оптовых цен на бензин и дизтопливо власти РФ ввели временный запрет на их экспорт
На фоне резкого роста оптовых цен на бензин и дизтопливо власти РФ ввели временный запрет на их экспорт. «Решение принято для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке», — говорится в сообщении пресс-службы правительства. Ограничение вступило в силу с 21 сентября 2023 года.
В Минэнерго пояснили, что ограничения позволят пресечь «серый» экспорт топлива (когда участники рынка покупают его на внутреннем рынке по внутрироссийским ценам и продают за рубежом по более высоким) и насытить внутренний рынок, что может привести к дополнительному снижению цен. Эти ограничения будут действовать бессрочно, заявил первый замминистра энергетики России Павел Сорокин.
«Мы уже видели, что с начала этой недели (минувшей. — «Ё!») цена бензина АИ-92 упала примерно на 10%, дизель подешевел примерно на 2,5 — 3%. Данная мера должна дать эффект очень быстро, потому что прекратится вымывание [объёмов на экспорт]», — отметил Сорокин.
Отметим, кстати, что в 2022 году экспорт бензина из России составил 5,2 млн тонн. В первом полугодии 2023 года он достиг 3,5 млн тонн, увеличившись на 30%.
Вот как известный эксперт — профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич — прокомментировала рост цен на горючее в России.
— Причины топливного кризиса в том, что заметно выросли экспортные цены на нефтепродукты. Существует механизм, так называемый «обратный демпфер» — обратный акциз, выплаты из бюджета нефтеперерабатывающим заводам, которые позволяют компенсировать разницу между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью бензина АИ-92 или дизельного топлива на внутреннем рынке. То есть государство мягко просит топливные компании меньше экспортировать горючее, а оно за это им частично компенсирует разницу в ценах на внутреннем рынке и на мировом. Кстати, в 2022 году в рамках того самого «обратного акциза» бюджет заплатил нефтеперерабатывающим заводам более 2 триллионов рублей, а в этом году хотели сэкономить. Демпферные выплаты в сентябре (2023 года) были уменьшены вдвое, и, конечно, компаниям стало выгоднее продавать нефтепродукты за рубеж, чем на внутреннем рынке, тем более что цены на мировом рынке на топливо выросли. Соответственно, в России вырос спрос. Кроме того, в сентябре в России обычно нефтеперерабатывающие заводы встают на плановые ремонты — эти причины сошлись в одно время. Сейчас силовым решением большую часть производимого у нас дизтоплива и бензина будут оставлять на российском рынке.
Между тем вряд ли стоит рассчитывать на снижение цены топлива вследствие запрета на его экспорт, скорее всего, производители как минимум удержат завышенные цены или завысят их ещё больше, обосновав это как раз своими потерями от запрета экспорта.
Из ответа, полученном «МОЁ!» на прошлой неделе из департамента предпринимательства и торговли области, следует, что согласно данным мониторинга роста цен территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области за период с 4 по 11 сентября 2023 года на территории региона отмечено повышение цен на дизельное топливо на 2,09% (61,37 руб. за литр).
«По мнению УФАС России по Воронежской области, факторами, оказывающими влияние на формирование цен на дизельное топливо, являются сезонный спрос на нефтепродукты; динамика (рост) налоговой нагрузки; динамика (рост) мировых цен; рост отраслевых издержек; профилактика и плановые ремонты российских нефтеперерабатывающих заводов; динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями; условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных ёмкостей с целью накопления запасов (создания резервов)»,— отметили в департаменте предпринимательства и торговли Воронежской области
А в другом профильном департаменте областного правительства — промышленности и транспорта — добавили, что согласно информации, полученной от 50 автотранспортных предприятий региона, стоимость дизельного топлива на 19 сентября 2023 года варьировалась от 56,8 руб. до 77,0 рубля за литр. Оптовый рынок располагал на тот день достаточными резервами:
— Ежемесячный расход дизельного топлива на подведомственных автотранспортных предприятиях области варьируется и составляет около 166 тонн. Ежегодное увеличение потребления топлива наблюдается в третьем квартале с нарастанием максимальных значений в августе — сентябре, вызванных уборкой и севом сельхозкультур, а также сезоном отпусков. Начиная с октября объёмы потребления топлива снижаются, а дефицит топлива не наблюдается,— отметили в департаменте промышленности и транспорта.
Отметим, что на конец минувшей недели средняя цена на дизтопливо по Воронежской области составляла 61,01 рубля за литр, неделей раньше— 60,11 рубля за литр, а в первую неделю сентября она была 59,70 рубля за литр.
Автор:
Комментарии (19)