Воронежские власти потратят на ЖКХ на 20% меньше в следующем году
На чём они планируют экономить, читайте в нашем материале
Осенью «МОЁ!» традиционно познакомила читателей с проектами федерального бюджета и бюджета области. Федеральный бюджет уже утверждён, областной на пути к утверждению. Завершением этой кампании традиционно становятся местные бюджеты. В том числе бюджет Воронежа, который утверждается в самом конце года.
Распределение полномочий между органами власти сейчас таково, что задач у городских властей заметно меньше, чем это было в начале нулевых. Муниципалитет сегодня отвечает за материальную базу образования (школ, детских садов), культуры (детских школ искусств), муниципальных спортивных учреждений, благоустройство города, строительство дорог и тротуаров, а также за их ремонт, содержание и освещение. В случае с жилищно-коммунальным хозяйством в зону ответственности мэрии входят муниципальные сети, которые были переданы в концессию. В 2025 году пропорции финансирования различных работ будут меняться. Кого-то это обрадует, кого-то огорчит, поэтому расскажем подробнее.
Как в 2025 году изменятся доходы и расходы города
План на 2024 год | План на 2025 год | Разница | С учётом инфляции в 8,5% | |
---|---|---|---|---|
Доходы | 38,810 млрд руб. | 43,971 млрд руб. | +13,30% | рост |
Расходы | 40,141 млрд руб. | 45,321 млрд руб. | +12,90% | рост |
Дефицит | 1,331 млрд руб. | 1,350 млрд руб. | +1,40% | рост |
Собственные доходы города | 14,524 млрд руб. | 17,767 млрд руб. | +22,30% | рост |
Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов | 24,286 млрд руб. | 26,204 млрд руб. | +7,90% | падение |
Бюджет — живой документ. В течение года он корректируется в зависимости от того, как в казну поступают доходы. Поэтому для корректности сопоставления мы сравнили проект бюджета на 2025 год с проектом на 2024-й.
Так как цены растут ежедневно и одни и те же работы сейчас стоят дороже, чем год назад, то в этом сопоставлении нельзя не учесть инфляцию. В выводах о росте или падении доходов и расходов по каждой статье мы учли уровень инфляции 2024 года. Мы пользовались последними официальными оценками Минэкономразвития и Банка России. Правда, как и все, видим, что цены явно растут быстрее.
Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов — это в основном целевые средства. Такие поступления точно нельзя назвать подарком. К примеру, весь транспортный налог, который платят автомобилисты Воронежа, поступает в областной бюджет. В областной казне он попадает в дорожный фонд. Областной дорожный фонд, в свою очередь, выделяет средства на строительство, ремонт и содержание дорожной сети Воронежа.
Почему городской бюджет во многом зависит от наших зарплат
Воронеж — далеко не бедный город. Оборот предприятий и организаций составляет сотни миллиардов рублей. К примеру, в первом полугодии нынешнего года он составил порядка 654 миллиардов. Но по Бюджетному кодексу России из общего объёма налоговых поступлений в местные бюджеты направляются только налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество физлиц, земельный налог, налог, взимаемый с предпринимателей, которые применяют упрощённую систему налогообложения, и ещё несколько налогов, поступления которых не столь значимы.
Основа собственных доходов города долгие годы — налог на доходы физических лиц. Из-за дефицита кадров и из-за роста оборотов бизнеса уходящий 2024 год оказался уникальным. Практически во всех сферах бизнеса опережающими инфляцию темпами росли фонды оплаты труда и средние зарплаты. Соответственно, чтобы исполнить майские указы президента, областные и городские власти выше плановых значений увеличили и фонды оплаты труда в бюджетной сфере. С зарплат в бюджетной сфере также уплачивается НДФЛ.
В итоге если в 2023 году городские власти ставили себе ориентир по поступлению НДФЛ в бюджет в размере 8,4 миллиарда, то в уходящем 2024-м рассчитывают получить почти 10 миллиардов. И это, кстати, вполне реально. По данным управления финансово-бюджетной политики мэрии, за 10 месяцев года поступления НДФЛ составили почти 8,2 миллиарда рублей.
Всё это дало возможность городским властям включить в бюджет 2025 года поступления НДФЛ на уровне уже 12 миллиардов. То есть планируется, что фонды оплаты труда в целом по городу в следующем году вырастут в среднем сразу на 20%. Насколько эти планы окажутся реалистичными в свете нынешних событий в экономике, покажет только время.
На чём ещё зарабатывает город
Большую долю в собственных заработках городской казны занимают так называемые неналоговые доходы. Здесь первую скрипку играет арендная плата за земельные участки. В уходящем году, по планам мэрии, она должна составить 540 миллионов рублей.
Ещё 196 миллионов — это платежи строительных компаний за право заключения договоров комплексного развития территорий (КРТ). Напомним, суть КРТ в том, что застройщики по договорённости с жильцами за свой счёт расселяют кварталы ветхих и аварийных домов и получают возможность возводить на освободившихся землях высотные дома.
А вот платежи за право заключения договоров на размещения киосков и павильонов и право на установку различных рекламных конструкций по меркам доходов города, оказывается, невелики. В 2024 году они составляют 103 миллиона рублей и 134 миллиона рублей соответственно.
Как в 2025 году изменятся расходы города по главным муниципальным программам с учётом инфляции 8,5%
Сфера | План на 2024 год | План на 2025 год | Разница | С учётом инфляции в 8,5% |
---|---|---|---|---|
Формирование городской среды (реконструкция общественных пространств и ремонт дворов) | 514 млн руб. | 176 млн руб. | снижение в 3 раза | падение |
Охрана окружающей среды | 535 млн руб. | 550 млн руб. | +2,8% | падение |
Культура | 1,521 млрд руб. | 1,652 млрд руб. | + 8,6% | на уровне |
Физкультура и спорт | 1,619 млрд руб. | 1,947 млрд руб. | +20,3% | рост |
ЖКХ | 2,603 млрд руб. | 2,075 млрд руб. | -20,3% | падение |
Администрация города, Гордума, управы | 2,825 млрд руб. | 3,256 млрд руб. | +15,3% | рост |
Содержание и ремонт дорог, благоустройство, транспорт | 4,712 млрд руб. | 6,872 млрд руб. | +45,9% | рост |
Образование | 22,717 млрд руб. | 25,028 млрд руб. | +10,2% | рост |
На чём власти планируют экономить
В первую очередь это так называемые капитальные вложения, то есть проектирование и новое строительство.
На строительстве новых школ
В расходах на образование капитальные вложения в 2025 году всё ещё будут велики — почти 4,6 миллиарда рублей. Однако в основном речь идёт о завершении уже начатых работ. В частности, о продолжении строительства школы в Шилово и детского сада на Остужева, завершении строительства школы в ЖК «Каштановый» (мкр-н Подгорное). А также о завершении капитальной реконструкции школы № 45 (ул. 9 Января) и приобретении в муниципальную собственность уже возведённого застройщиком детского сада на 600 мест по Московскому проспекту.
А вот начало нового строительства не запланировано. Начать проектировать планируется всего один объект — современную пристройку к детсаду № 178. Глава Воронежа Сергей Петрин в беседе с «МОЁ!» объяснил такой подход в первую очередь ростом цен. По его словам, благоразумнее сейчас будет сосредоточиться на капитальных ремонтах уже работающих школ и детских садов.
На строительстве объектов ЖКХ
В жилищно-коммунальном хозяйстве ситуация примерно такая же. Если в бюджете 2024 года вложения в инфраструктурные проекты составляли более 2 миллиардов рублей, то на следующий год запланировано 706 миллионов. На эти деньги планируется завершить строительство водоподъёмной станции № 21 и реконструкцию водоподъёмной станции № 9, а также продолжить проектирование напорных канализационных линий по улице Изыскателей.
На благоустройстве общественных пространств
В 2025 году по сравнению с 2024-м планируется заметно снизить расходы на благоустройство общественных территорий и дворов — с 514 млн рублей до 176 млн. Судя по проекту бюджета, продолжится именно благоустройство дворов, так как заявки выстроены в очередь уже на несколько лет вперёд.
И в случае с коммунальным хозяйством, и в случае с благоустройством причина в том, что большую часть средств на эти работы выделялась из федерального бюджета — в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда». В 2024 году нацпроект завершился. Минстрой сообщил, что в дальнейшем задачи этого проекта будут решаться в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Однако новый проект, похоже, скромнее и экономнее. Когда номер готовился в печать, стало известно, что благоустройство общественных пространств, скорее всего, всё же продолжится. Но уже на средства областного бюджета.
в тему
Федеральному бюджету помог рост цен на нефть
Министерство финансов России опубликовало отчёт об исполнении федерального бюджета за январь — ноябрь нынешнего года. Как указано в публикации, объём доходов за 11 месяцев составил 32,65 триллиона рублей, что на 25,8% больше относительно того же периода 2023 года. Объём расходов вырос на 23,7%, до 33,03 триллиона рублей.
Нефтегазовые доходы с начала года составили 10,34 триллиона рублей. Это на 25,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как уточняет Минфин, рост доходов в первую очередь связан с ростом цены на нефть. Так называемые ненефтегазовые доходы федерального бюджета в январе-ноябре составили 22,31 триллиона рублей и увеличились по сравнению с минувшим годом на 25,8%. Здесь причина роста в увеличении поступлений налогов.
Автор:
Комментарии (7)