Как заставить управляющую компанию снизить тарифы
Плата за содержание и текущий ремонт с июля выросла на 6,3%, снизят её только тем, кто проведёт общее собрание или будет обращаться в контролирующие органы
Тарифы на коммунальные услуги — электричество, газ, водоснабжение — устанавливает государство. Поэтому потребители изменить их не в силах, и рост тарифов остаётся принимать как данность. Но кроме тарифа на коммунальные услуги в счетах воронежцев есть и строка «Плата за жилое помещение». Это плата за содержание и текущий ремонт дома, которая перечисляется управляющей компании. По Жилищному кодексу её вправе устанавливать и менять сами жильцы — на общем собрании. Однако который год подряд управляющие компании поднимают плату за содержание и текущий ремонт без всяких общих собраний.
«Приготовьтесь доплатить»
Любопытная приписка к счёту за услуги ЖКХ появилась в квитанциях, которые воронежцы получили в июне. Управляющие компании города информировали «уважаемых собственников и нанимателей» о том, что «во исполнение распоряжения правительства России и постановления правительства Воронежской области» плата за содержание и текущий ремонт «подлежит ежегодной индексации». И поэтому, как говорится в извещении, с 1 июля 2014 года управляющие компании увеличат плату за жилое помещение на 6,3 %. Подобные извещения получили как минимум 60% владельцев квартир — в основном клиенты управляющих компаний, входивших в «Воронежскую коммунальную палату».
Повышение стоимости услуги воронежцы почувствуют в августе, когда получат квитанции за июль. Средний тариф на содержание и текущий ремонт по городу колеблется в районе 16 — 17 рублей с квадратного метра квартиры в месяц. То есть плата с июля выросла в среднем на 1 рубль с квадратного метра. С одной стороны, вроде бы повышение не очень заметно. К примеру, квартира площадью 60 квадратных метров будет доплачивать около 60 рублей в месяц. Но в год выходит уже больше 700 рублей. И если вспомнить, что владельцы такой квартиры и так ежегодно платили за содержание и текущий ремонт около 12 тысяч, то сумма не кажется смешной. Ведь жалоб на то, что из представителей УК жильцы видят только дворника, да и то не всегда, меньше не становится, и многие жильцы считают плату за услуги УК своеобразным оброком неведомому барину.
«Управляющие компании занимаются подменой понятий»
Одной из первых тревогу забила консультант главы города по вопросам ЖКХ Светлана КРАВЦОВА.
— Произошла подмена понятий, — считает Светлана Кравцова. — Управляющие компании пишут, что поднимают плату содержание и текущий ремонт «во исполнение» распоряжения правительства России и постановления правительства Воронежской области. Со стороны выглядит солидно. Но указанные документы не то, что не поднимают эту плату, а вообще не имеют к ней никакого отношения! В начисление платы за жилищные услуги федеральные и областные власти вообще не вмешиваются. В статье 156 Жилищного кодекса чёрным по белому написано — плату за жилое помещение устанавливают сами жильцы на общем собрании. УК может лишь вносить предложения о новом тарифе. И если жильцы с предложениями не согласны, тариф остаётся на прежнем уровне.
Возмущение Светланы Кравцовой наверняка разделяют многие воронежцы. И конечно же, возникают вопросы — что дальше и кто исправит несправедливость? Ответ для жильцов, увы, неутешительный — вмешиваться в ситуацию централизованно органы власти не собираются.
Как снизить плату
Почему же так вышло? Одна из причин — многословные и взаимоисключающие российские законы. В представляющем управляющие компании пресс-центре ЖКХ «МОЁ!» сообщили, что УК повысили плату в соответствии с договорами управления, которые они заключили с жильцами. Как оказалось, тот же Жилищный кодекс разрешает прописывать в договорах порядок определения размера платы. Вот УК и прописали, что в случае если жильцы не провели общее собрание и не проголосовали за тариф на содержание и текущий ремонт, плата за эту услугу раз в год автоматически индексируется на уровень инфляции. В подтверждение своей позиции УК приводят и письмо Минрегиона, который, оказывается, разрешил так поступать. Большинство жильцов, расписываясь в договоре с УК, хитрого пункта об индексации платы, естественно, не заметили.
Если говорить о таких договорах с «сюрпризами», то здесь вспоминается, что ещё четыре года назад правительство области хотело попробовать навязать управляющим компаниям типовой договор обслуживания многоквартирного дома — без всяких «подводных камней». Однако на сегодня такого договора так и нет. Разработать его теперь пытается федеральное министерство строительства и ЖКХ. Но в успехе этого занятия есть сомнения уже сейчас. Ведь УК — коммерческие организации и навязать им что-то государство сможет только снова «национализировав» сферу ЖКХ, которую отдало на откуп рынку в 2006 году.
«Как мы перевоспитали управляющую компанию»
Сейчас у жильцов, как говорит Светлана Кравцова, есть право обратиться с жалобой на действия УК в прокуратуру, государственную жилищную инспекцию или управление муниципального жилищного контроля. Образец заявления в жилищную инспекцию мы публикуем ниже. Ещё один способ оставить плату на прежнем уровне — провести общее собрание и проголосовать за такой тариф на услуги УК, который вас устраивает.
На днях корреспонденты «МОЁ!» побывали в доме, жильцы которого воспользовались этими советами. Это двухподъездный 80-квартирный дом 12 по улице Костромской. Председатель совета дома Александр ДАВЫДОВ встретил нас у подъезда в компании маляров, нанятых «Управляющей компанией Левобережного района». Маляры вовсю красили козырёк подъезда. Александр Давыдов уверял, что это не постановка.
— Просто мы постоянно жалуемся во все проверяющие органы на то, что УК не исполняет различные обязанности по содержанию дома, и УК исправляется, — рассказывает Александр Давыдов. — А на днях мы провели общее собрание на котором жильцы проголосовали за то, чтобы не увеличивать тариф на содержание и текущий ремонт.
В пресс-центре ЖКХ говорят, что «УК Левобережного района» исполнит решение собрания жильцов дома 12 по Костромской.
Однако на ситуацию в городе в целом такие частные примеры, к сожалению, влияют мало. Управляющие компании Воронежа обслуживают около 4 тысяч многоквартирных домов, но лишь в 200 — 300 из них есть работающие советы дома, которые могут организовать общие собрания либо обратиться в проверяющие органы.
Образец заявления.
Автор: