Как короткие ролики из интернета влияют на мозг человека 

Когда люди смотрят такие видео, у них вырабатывается гормон удовольствия дофамин

12.09.2025 17:31
0 2401
undefined

Вы решили немного отдохнуть и посмотреть короткие смешные ролики, но не заметили, как прошло полчаса? Час? Два? А потом не можете сосредоточиться на работе, учёбе, чтении новостей? Это эффект от просмотра в социальных сетях видео, которые называются рилсами (от reels — «бобина», «ролик») или шортсами (от shorts — «короткий»).

Речь о вертикальных видеороликах длительностью до минуты. Формат используется в интернете для встраивания в тренды, создания приколов, мемов, рекламы и т. д. Впервые рилсы появились ещё в начале 2010-х. Позже формат вирусных коротких роликов стал известен благодаря Tik-Tok. Затем он перешёл на другие платформы.

Недавно короткие видео начали связывать и с другим понятием — brainrot (дословный перевод с английского — «гниение мозга»). Брейнрот — это тип развлекательных роликов без умственной нагрузки. Люди испытывают радость от мемов и коротких смешных видео, таким образом отвлекаются от тяжёлых мыслей.

При этом специалисты считают, что из-за постоянного их просмотра могут снижаться когнитивные способности. С этим связано и понятие «клиповое мышление» — когда человек усваивает информацию быстро, однако фрагментарно и поверхностно.

Учёные из разных стран выяснили, что у людей, подсевших на короткие ролики, снижается концентрация, может ухудшиться память. Постоянно меняющаяся лента с бесконечными роликами не требует устойчивого внимания и сосредоточенности, как, например, при чтении книги, что не самым лучшим образом сказывается на умственной деятельности человека, особенно подростков.

Исследование Чжэцзянского университета показало: когда люди смотрят такие видео, у них вырабатывается гормон удовольствия дофамин. Пользователь крутит ленту соцсетей в поисках следующего выброса дофамина. Но чтобы испытать ту же радость, нужно всё большее количество гормона и контента. Так формируется зависимость. Люди снимают часть стресса рилсами, но в долгосрочной перспективе это им вредит.

Алгоритмы соцсетей способствуют формированию зависимости, подстраиваясь под интересы пользователей. Даже если человек не лайкнул видео, а задержался на нём, алгоритмы будут рекомендовать подобные ролики. Кое-где рекомендации строятся так, чтобы не каждый ролик был интересным. Пользователь должен пролистать несколько видео, прежде чем он получит дофаминовый выброс. Да и сама соцсеть заточена под бесконечный просмотр. Нет паузы между видео и кнопки дальше. Только свайп (то есть пролистывание).

Психолог Артём Сазыкин считает, что новый тип восприятия нельзя назвать хорошим или плохим, клиповое мышление — это данность времени. При этом сравнивает зависимость от роликов с вредными привычками:

Артём Сазыкин

— Это как, например, с сигаретами — человек покурит, никотин выйдет, и курильщику захочется снова. Так работает дешёвый дофамин, в том числе даже от рилсов.

Дешёвый дофамин возникает из источников удовольствия, не требующих усилий (фастфуд, шопинг). А дорогой дофамин требует времени и труда. Его можно получать в процессе учёбы, волонтёрства, спорта и т.д.

— Чтобы не листать рилсы часами, нужно найти источник дорогого дофамина. Прежде всего — своё дело, цель. Человеку необходимо знать, зачем он что-то делает. Если же у него нет мотивации, он продолжит отвлекаться на работе или учёбе, — уверен психолог.

И целью должно быть не просто зарабатывание денег. Дело должно приносить человеку пользу. Тогда он будет автоматически делать что-то, чтобы получить результат. Такое занятие станет приносить долгосрочное счастье, а не дешёвый дофамин.