Прислать новость Магазин

На презентации книги Александра Лапина обсудили, как найти путь к самореализации 

Именно об этом новая книга автора «Святые грешники» – как современный человек ведет поиск мира в душе и ищет смысл своего существования. А главное, могут ли религия и вера прекратить его метания?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

0

Читать все комментарии

930

В Москве в Центральном Доме журналиста прошла презентация книги известного писателя и публициста Александра Лапина «Святые грешники». Мероприятие носило формат круглого стола, темой которого стала давно вызревающая в обществе мысль: «Успешный человек в России обречен на поиски смысла жизни». Именно об этом новая книга автора – как современный человек находит путь к самореализации, ведет поиск мира в душе и ищет смысл своего существования. А главное, могут ли религия и вера прекратить его метания?

«Безусловный шаг вперед в плане писательского мастерства»

Со вступительным словом к участникам круглого стола обратился главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев:

Сергей Дмитриев
Главный редактор издательства «Вече»

- Мы знаем Александра Алексеевича как автора шеститомного романа-эпопеи «Русский крест», а новая книга – это как бы продолжение, однако не совсем. Издания похожи по оформлению, подаче, но этот роман, на мой взгляд, более философский. Для автора это безусловный шаг вперед в плане писательского мастерства. Ну а если говорить о квинтэссенции романа...

В Казани есть, правда недостроенный, храм всех религий, в котором пытаются воплотить идею объединения всех конфессий под одной крышей. Мысли, движущие его зодчими, понятны – несмотря на все границы, религиозные и общественные разногласия, каждый человек рано или поздно самостоятельно приходит к одинаковым для всех истинам и ценностям. И я рад, что Александр Алексеевич сделал нам такой подарок в виде книги «Святые грешники», которая лишний раз напоминает нам об этом и заставляет задуматься о самых глубоких и философских вещах в жизни.

«Человек неизбежно обращается к чему-то вечному»

Сегодня люди, воспитанные на просторах СССР в атеистическом государстве, активно обращаются к религии. Почему идет такой процесс? Данные тезисы послужили зачином к следующему выступлению – заместителя директора института стран СНГ, доктора исторических наук Владимира Егорова. По словам выступавшего, религиозное сознание так же естественно для человека, как и его физиологическая или социальная составляющая:

- Когда вы оцениваете себя в бесконечном мире, то не можете обойтись только рациональными практиками.

Владимир Егоров

По мере того как активизируются темпы социального процесса, человек неизбежно обращается к чему-то вечному, незыблемому и всегда приносящему умиротворение. Такими первоосновами являются, конечно же, вера и религия.

Было время, ученые нам пытались доказать, что движение вперед – это всегда отрицание традиции. Мол, все, что связано с устоявшимися нормами – это рудимент. Но наша жизнь сама доказывает обратное. Традиция – это необходимый конструкт нового, отказавшись от которого нельзя позитивно двигаться вперед. А религиозное сознание является очень важной частью традиции, которая позволяет идентифицировать себя во многих планах – культурном, социальном...

Нам говорили, что для того, чтобы вестернизироваться, мы должны обратиться в западную либеральную религию и ее мир ценностей. Но я считаю, что наш внутренний мир не сводится к какому-то бесконечному и банальному потреблению. У нас еще есть душа, сердце, и мы ищем Бога, - поделился политолог.

Российская модель успеха отличается от западной

В таком случае логично встает вопрос, что же такое вообще успех для русского человека, раз он всем своим нутром отрицает навязанные извне ценности? По мнению директора Евразийского института социально-политических исследований, кандидата философских наук Ольги Ефановой, понимание успеха, которого сегодня многие пытаются достичь, в нашем обществе весьма упрощено:

Ольга Ефанова
Директора Евразийского института социально-политических исследований, кандидата философских наук

- Дело в том, что успех – вещь очень разносторонняя. Он напрямую связан с системой ценностей человека, которая определяется культурной традицией. То, что нам сегодня транслируется через различные тренинги, курсы, книги, фильмы и СМИ, – это западная модель успеха. Она базируется на утилитарных ценностях. И основные критерии в такой модели – социальный статус и общественное признание.

Но моделей успеха в современном мире гораздо больше. Есть, например, успех преодоления, успех самоопределения, успех призвания.

Если же говорить о российской модели успеха, то она очень сложна и многомерна. Ее система  весьма противоречива и состоит из смеси наших традиционных ценностей и западных. Запад нам предлагает индивидуализм, рационализм и либерализм. Нашей же традиции характерны такие черты, как державность, соборность и духовность. И сейчас обе эти системы самым причудливым образом сочетаются в нашем обществе.

Хорошо, что успех для нас не ограничивается только лишь достижением материального благополучия. Но то, что именно такая модель превалирует – факт тревожный. Ведь она изначально агрессивная и буквально захватывает все сферы жизни. В итоге мы пришли к тому, что уже сам Бог становится объектом потребления. Люди приходят к всевышнему не для успокоения души, а за помощью в каких-то материальных вопросах», – посетовала Ольга Алексеевна.

«Если мы не верим в бессмертие души, то все рассыпается в прах»

Выходит, что человек сегодня, по сути, закрылся от Бога и ищет только материального благополучия? На этот вопрос попробовал ответить член Международного общества Достоевского, кандидат философских наук Алексей Григорьев:

Алексей Григорьев
Член Международного общества Достоевского, кандидат философских наук

- Я хотел бы напомнить знаменитую притчу, которая приписывается Паскалю. В ней полемизирует верующий и неверующий. Суть в том, что неверующий доказывает, что весь мир материален, все отношения материализуются через деньги, предметы и так далее. Поэтому он и остается атеистом. Но верующий ему возражает: представь, что мир не только материален. И где-то есть Господь. А значит, я как верующий обретаю после смерти все, а ты – все теряешь.

То, что успешность не определяется материальными благами, можно доказать просто. Спросите себя, например, успешен ли Моцарт? Ведь он даже похоронен в общей могиле. Но когда понимаешь, что такие, как он, по сути, вошли в вечность – все встает на свои места. Точно так же в любой религии речь идет о том, что наша душа бессмертна.

Если мы в это не верим, то все рассыпается в прах. Но для любого человека рано или поздно встает вопрос: а весь ли он уйдет в прах, или что-то останется? Поэтому в душе каждого есть этакий вечный зов – тяга понять, кто он таков. Но вне религии это невозможно.

«В мире катастрофически теряется чувство греховности»

Продолжил тему православный священник, протоиерей Сергей Заруцкий:

- Очень хорошо, что книга Александра Алексеевича свела нас сегодня всех вместе, чтобы поговорить о наиважнейшем – поиске смысла существования. Мне нравится, что наш автор действительно открыт миру, а главное, искренен в своей книге.

Сергей Заруцкий
Православный священник, протоиерей

Для меня само понятие «Святые грешники» изначально требовало разделения. Святые «тире» грешники. Хотя можно вспомнить послание апостола Иоанна: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас».

Сегодня в мире катастрофически теряется чувство греховности. Мы находимся в таком состоянии, что воспринимаем существующую жизнь нормальной. То есть те нормы, которые приходят извне, для новых поколений кажутся абсолютно приемлемыми. А вот ощущение этой всеобщей греховности для тех, кто еще умеет самостоятельно размышлять, приводит к возникновению страхов и фобий, что конец времени близок.

Жизнь вне духовных ценностей приводит к очень трагическим переменам. Достаточно вспомнить то, как наше большое государство СССР без этой основы мгновенно рухнуло. Произошло это, потому что те ценности, которые существовали в нашей любимой стране, были по существу копированы с Божьих заповедей, кроме первых двух. Они исчезли – и пропало в итоге государство. Точно так же можем вспомнить Византийскую империю – всякое государство, в котором атеизм становится главной религией, гибнет.

Наша задача - отделить в себе человека и грех. Осудить все низменное, греховное и совершать эту работу до конца жизни. И либо мы поднимаемся по этой лестнице вверх, к покаянию. Либо мы считаем, что находимся в нормальном состоянии, и автоматически медленно начинаем спускаться в бездну.

Поэтому я рад, что появилась книга, ясно и просто дающая ответы на сложные вопросы. Наверное, это первый случай в современной художественной литературе, когда автор обратился к теме поиска смысла жизни и любви к Богу и ближнему своему. Именно последнее может объединить нас как народ», – сказал отец Сергей.

«Лапин не играет с англо-саксонской моделью развития литературы»

От темы поиска Бога к поиску писателем своего места в жизни и его духовным исканиям плавно перешел главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев: 

- Говоря о духовном поиске как о новом тренде, мы эту новизну, так или иначе, связываем с теми событиями, которые произошли после 1991-го. Потому что в такой изменившейся реальности изменилось все. В том числе и место писателя, и сам объект духовного поиска.

Что получилось в 1991 году? Наши хорошо живущие писатели немного постанывали. Мол, нет свободы, обманывают, не дают переводиться, где надо, хорошо платят, но не тем. Они были недовольны той системой, которая существовала. И наша страна, которая тогда активно проповедовала вхождение в цивилизованный мир, предложила им новую реальность, живущую по законам конкуренции, где уж точно нет никакого радушия и любви к ближнему.

И вот мы взяли за образец англо-саксонский пример развития литературы, когда в книге есть элемент развлечения, а читателю главное – хорошо провести время, где художественность и образность произведения – далеко на втором плане, и где изначально условия рынка предполагают, что важна продаваемость книг, а не их качество. Духовный поиск во всей этой истории не учитывается вообще. И вдруг выяснилось, что на огромном Евразийском пространстве литература как была, так и осталась основанной на поиске духовного смысла. Писатель в русской традиции не опускается до уровня своей целевой аудитории, а ведет читателя туда, куда хочет – сквозь собственный поиск и мысли.  Туда, где чтение – большая духовная работа.

Слава Богу, Александр Лапин не играет в эту игру с англо-саксонской моделью. Он пишет в старой русской традиции – создает свой мир и ведет по нему читателя.

«Не надо ныть! Нужно делать свое дело!»

Ну а в конце 1-й секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов прочитал пару своих стихотворений, созвучных теме встречи, и поделился личным отношением к творчеству автора:

- Если говорить очень коротко, то я вижу в Александре этакого пассионария, который прошел через многие несправедливости и преодоления. Я думал, зачем начинать писать человеку, который состоялся как журналист, вполне успешен в финансовом плане? И сам для себя нашел ответ: именно из-за чувства справедливости и желания сказать что-то мощное и значительное о русском человеке, народе, стране.

В современном творчестве очень сильно присутствует чувство неверия в будущее России. Так вот, на мой взгляд, один из главных постулатов Александра Алексеевича, который можно увидеть в его творчестве – не надо ныть! Нужно делать свое дело!

«Мы нуждаемся в религии творчества»

Александр Лапин подытожил выступления участников круглого стола, поделился своими мыслями о новой книге и высказал суждения о сути духовных поисков современного человека:

Александр Лапин

 - Я 25 лет занимаюсь изучением различных конфессий, и моя задача как автора художественного романа заключалась в том, чтобы выжать главное из этих изысканий и отразить в «Святых грешниках». При этом сделать так, чтобы книгу было интересно читать. Поэтому в романе несколько основных героев, каждый из них идет своей дорогой, и в разных частях книги я использовал для рассказа об их судьбах разные жанры – где-то это мистический триллер, где-то детектив, есть часть, в которой даже эротический роман просматривается… Но это все для того, чтобы подвести читателя к главной теме: по моему глубокому убеждению, сегодня мы нуждаемся именно в понимании Бога. И не только пассивном: мы нуждаемся в религии творчества. Сама жизнь требует от нас такого подхода. Более того, если мы хотим сохраниться как народ – мы должны стать творцами. Ведь творчество – это и есть жизнь. Если мы им не занимаемся, не развиваемся, остаемся депрессивными потребителями – душа умирает, – сказал автор в завершение встречи.

На правах рекламы