Почему в Воронежской области не решается проблема нелегальных газовых заправок. И к каким последствиям это может привести

17.10.2017 11:00
МОЁ! Online
9

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Газовая «бочка с пистолетом», которая спряталась в кустах рядом с оживлённым рынком или многоэтажкой, — это примета столицы Черноземья и региона в целом. Ни в Липецкой, ни в Белгородской области такой «взрывоопасной» темы просто не существует. Как и самих нелегальных газовых заправок. Зато у нас редко, но метко происшествия с "левыми" АГЗС делают рейтинги новостным сайтам. То в Новой Усмани или Эртиле цистерна взлетит на воздух, то в самом Воронеже пожар на заправке взметнётся выше домов.

При этом, по словам Игоря Татаринова, руководителя компании «ИНТРАНСГАЗ» (является одной из крупнейших сетей АГЗС и поставщиком сжиженного углеводородного газа — СУГ — в Воронежской области), ситуация после этого едва ли улучшается. Если десять лет назад в регионе было, по самым скромным подсчётам, около 70% нелегальных заправок, торгующих СУГ, то сегодня всего лишь на 10% меньше. Динамика не впечатляет.

Именно эти заправки сегодня влияют на общее мнение о рынке газомоторного топлива в целом и качестве СУГ в частности, затягивая легальные компании в свою орбиту. И этот негативный информационный фон достаточно сильно тормозит переход автолюбителей на газ. Хотя доказано, что на сегодняшний день это не только более экологичное и безопасное в эксплуатации топливо, но и экономически выгодное: каждые 10 000 км пробега на газе будут обходиться в среднем дешевле на 21 000 рублей, чем при использовании бензина.

По каким ещё причинам "топливо будущего" пока не может получить массовое признание и легко ли следить за его качеством? На эти и многие другие вопросы Игорь Татаринов, имеющий 17-летний опыт работы на рынке газомоторного топлива, даёт откровенные ответы.

— Игорь Николаевич, уже несколько лет в нашей стране на самых высоких уровнях звучат заявления о необходимости стимулировать переход простых автомобилистов и организаций на газомоторное топливо. Скажите, почувствовали ли вы какие–то подвижки за последние годы в этом направлении?

— Всё, что вы слышали, касается в основном природного газа метана (его ещё называют сжатым или компримированным), который продвигает один из его крупнейших производителей. Но дальше деклараций в этом отношении дело пока не движется: в нашем регионе, например, сегодня пока нет и одной заправки, предлагающей сжатый газ.

Впрочем, и рынок сжиженного углеводородного газа (смеси пропана и бутана), который представляем мы, особо не развивается. На это влияют сразу несколько факторов.

Так, например, оформление пакета документов на газомоторное топливо сегодня стало обходиться примерно в 8 000 рублей. Кроме того, автосалоны при установке газового оборудования на новый автомобиль тут же снимают его с гарантии, мол, это "кустарное" вмешательство в его конструкцию. На заводах же этим не занимаются, поскольку нет соответствующей госпрограммы. Думаю, не скажу что-то новое, приписав это сильному влиянию "бензиновых королей».

А в последнее время на СУГ ещё и цена существенно выросла. Дело в том, что приоритет производители сегодня отдают зарубежным партнёрам. Российский газ в основном сегодня уходит на Украину, где порядка 70% автотранспорта переведено на пропан-бутан, а также в Европу, где для автолюбителей, переходящих на более экологичное топливо, предусмотрены льготы и налоговые послабления. Так что сегодня на внутренний рынок фактически поступают остатки. Создается искусственный дефицит, который и повлёк за собой рост цен.

Так что, развития нашего рынка находится пока в туманной перспективе. Никаких льгот, одни законодательные и иные препятствия. Именно поэтому в нашем регионе сегодня не более 2% автопарка использует СУГ. Думаю, в решении этого вопроса необходима просто политическая воля на самом верху.

— Несколько лет назад слышал мнение, что едва ли не половина газозаправочных станций в нашем регионе — это нелегальные заправки, торгующие без всякой разрешительной документации и с нарушением норм безопасности. Как, на ваш взгляд, сегодня обстоят дела?

— И здесь в общем-то ничего не изменилось. Как минимум 60% АГЗС в Воронежской области сегодня работают не по правилам. Но что интересно, после резонансных происшествий надзорные органы начинают трясти… именно легальные заправки! А «бочки с пистолетами» как стояли в кустах, так и продолжают это делать. Даже если их и пытаются призвать к ответу, то исключительно в связи с административным нарушением. Копеечные штрафы при сверхприбылях ничуть не останавливают людей. Вы только посчитайте: подержанная цистерна с подержанной колонкой стоит около 300 тысяч. Больше никаких затрат, максимум — отсыпать к ней дорогу щебёнкой.

А чтобы построить заправку по всем правилам, требуется минимум 12 миллионов.

Например, на наших заправках стоят произведённые по последним стандартам безопасности итальянские колонки — несколько миллионов рублей каждая! Я уж не говорю об оформлении земли, разрешительной документации, мероприятиях по технике безопасности и т.д. Так что, идти в легальный газомоторный бизнес сегодня очень накладно. Проще с бочкой…

И здесь для ликвидации "чёрного" рынка СУГ я считаю, нужна лишь политическая воля. Только уже на региональном уровне. Ведь справились же с нелегальным газозаправочным бизнесом в соседних Белгородской и Липецкой областях много лет назад.

Кстати, и у нас в регионе есть пример положительных решений, которые можно приписать политической воле. Я говорю о ситуации с рекламными перетяжками на воронежских улицах. Вспомните, раньше по улицам едешь — небо от них не видно. Убрали, и хуже не стало. Сегодня в этом же ключе ведётся борьба с разномастными киосками и неорганизованными рынками. Уверен, с их исчезновением Воронеж станет более цивилизованным городом.

Надеюсь, что на очереди рынок газомоторного топлива. И не потому, что "левые" заправки являются ценовыми конкурентами цивилизованных. Просто затрагивается вопрос безопасности сотен, если не тысяч людей, а также репутация всего рынка СУГ.

— В последнее время, насколько я знаю, владельцы автомобилей на газомоторном топливе жалуются на ухудшение качества сжиженного газа в регионе. Причём даже на АГЗС с хорошей репутацией. Возможно ли такое, с вашей точки зрения, если на заправке клятвенно заверяют, что топливо ГОСТовское, и могут предоставить все необходимые документы? Какие могут быть причины для жалоб, не связанные с качеством сжиженного газа?
 
— Факторов, которые могут повлиять на это, множество. В первую очередь я бы рекомендовал проверить объем газового баллона. Дело в том, что заводская погрешность при его изготовлении может составлять 10%! А это существенно укорачивает расстояние, пройденное на одной заправке. Зависит всё и от пропорции содержания в смеси пропана и бутана.

Впрочем, расскажу историю одной «жалобы» в наш адрес. В одном из районов области мы заключили контракт на заправку газом автобусов местной автоколонны. От водителей сразу же пошли жалобы на некачественный сжиженный газ. Мы договорились с директором и опломбировали оборудование. Через некоторое время проверили — всё чисто. Впоследствии оказалось, что водители заправлялись на «своей» АГЗС, где можно было обналичить часть денег. А когда с нашим приходом такой источник дополнительного заработка исчез, он и договорились массово жаловаться.

— Как вы контролируете качество топлива?

— Контроль его качества мы ведём в собственной лаборатории на нашей газонаполнительной станции в Усмани Липецкой области.

Могу сказать, что у нас газ на выходе даже лучше, чем приходит с завода. Дело в том, что там очень часто содержание пропана сильно "плавает": иногда в одной цистерне смесь к нам приходит с содержанием пропана 40%, в другой — больше 50%. Тогда мы уже на месте добавляем в неё пропан в нужной пропорции (благодаря этому автомобиль "тянет", а расход топлива оказывается меньше).

Кроме того, на базе мы откачиваем из пришедших емкостей с газом воду, а также дополнительно очищаем топливо с помощью фильтров. Таким образом, на все заправки СУГ уходит близким к идеальному качеству.

Что касается объёма налива топлива непосредственно на АГЗС, то работы по регулировке колонок проводятся у нас ежедневно. Ведь сжиженный газ — это довольно капризное топливо, которое зависит даже от погодных условий. Температура на улице упала или поднялась, колонка уже льёт по-другому. Чуть изменилось качество газа, колонка льёт по-другому… При этом корректировку проводят директора, ни один сотрудник АГЗС не имеет доступа к внутреннему устройству колонок. На каждой заправке «ИНТРАНСГАЗ» стоят камеры, которые в режиме онлайн передают картинку происходящего на АГЗС, и я могу в любой момент увидеть, что там происходит. Клиенты и самостоятельно могут проверить объём залитого топлива: на всех наших заправках имеются мерники.

— А где вы берёте газ?

— У нас несколько поставщиков, но основным партнёром всё же является ПАО «СИБУР». Я считаю, что это лучший сжиженный газ в стране — поверьте моему 17-летнему опыту.

На любой АГЗС имеются паспорта качества от нашего основного поставщика. Но если всё же возникли какие-то сомнения, тут же, на заправке, можно набрать бесплатный номер 8 (800) 250-88-77. В течение нескольких минут приедет директор, который беспристрастно разберётся с претензиями.

— Сегодня известные сети АЗС не только продают топливо, но и стремятся расширить спектр дополнительных услуг и сервисных возможностей. А как обстоит дело у такой сети газовых заправок, как «ИНТРАНСГАЗ»?

— На сегодняшний день у нас 30 заправок, которые прошли полную модернизацию. На каждой из них есть магазины, где можно приобрести газобаллонное оборудование, автохимию, а также еду и напитки. Их поставщиков я отбирал лично, так что могу гарантировать высокое качество не только топлива на заправках «ИНТРАНСГАЗ», но и всех сопутствующих товаров.

Безусловно, для постоянных клиентов (как частных, так и организаций) у нас также разработаны привлекательные дисконтные программы.

Да, мы сегодня идём по пути развития дополнительных возможностей, но качество топлива остаётся нашим главным преимуществом. И я за него готов отвечать лично.

На правах рекламы