Художник Юрий Купер рассказал в Воронеже о своих встречах с Катрин Денёв и Марчелло Мастрояни
Живописец и театральный художник презентовал в Воронеже автобиографический роман «Сфумато»
Вчера, 9 сентября, в книжном клубе «Петровский» прошла презентация автобиографического романа московского художника Юрия Купера «Сфумато». Большой зал еле вместил желающих пообщаться с Купером. Художник известен тем, что он сотрудничал с именитыми режиссёрами — Никитой Михалковым, Александром Сокуровым, разрабатывал декорации для Большого театра, знаком с такими мировыми знаменитостями, как французская актриса Катрин Денёв, итальянский актёр Марчелло Мастрояни и другими. О многих из этих людей он рассказал в своей книге «Сфумато».
Юрия Купера многое связывает с Воронежем. Он разработал интерьер в отреставрированном театре драмы им.А. Кольцова. А недавно сделал проект храмового комплекса в честь Святителя Митрофана. Правада, одобрят ли проект художника, пока неизвестно. А в 2013 году воронежцы могли познакомиться с живописными работами Юрия Купера на его персональной выставке в музее им.И. Н. Крамского. Основной приём, который художник использует в своих работах, это и есть сфумато, что в переводе с итальянского означает «исчезающий, как дым». Из-за туманности в работах невозможно просто пройти мимо картины, дымка заставляет вглядываться в изображение.
— Я очень люблю Воронеж, когда я сюда приезжаю, мне кажется, что я дома, — рассказал в интервью «МОЁ!» Юрий Купер. — Я здесь встретил много теплоты и поддержки.
— Юрий Леонидович, есть и у вас работа, которая вам особенно дорога?
— Да, это моя первая студенческая серьёзная работа. Со своими однокурсниками мы поехали на Белое море, где должны были написать картины. Я ходил по деревне и не знал, что мне писать. И как-то я зашёл в деревенский клуб, где были солдаты, а с ними танцевали две женщины, играл баянист. Я стал каждый вечер ходить туда рисовать и сделал картину. Мой учитель в Москве увидел её и сказал, что это моя первая картина, я стал художником, и посоветовал никому её не отдавать. У меня был приятель Валя Рыжов, написавший сценарий к «Белому солнцу пустыни». Картина ему очень нравилась, я ему её подарил на пятидесятилетие. А потом картина куда-то затерялась. У меня остались только её фотографии.
— В 70-е годы вы уехали из России, жили в Израиле, Франции и США. Как думаете, если бы вы остались в нашей стране, удалось бы добиться тех же успехов в творчестве?
— Я даже не знаю. В советское время, к сожалению, нельзя было по-другому посмотреть мир. Если ты уезжал из страны, то больше не мог вернуться. А мне хотелось учиться за рубежом. Зато сейчас я больше времени провожу в России, здесь у меня много проектов.
Кстати, именно во Франции произошла для меня важная и поворотная встреча. Я познакомился с фотографом Джоном Стюартом, когда он увидел мои работы, сказал: «Ты тонкий художник, а занимаешься какой-то ерундой. Почему просто не пишешь реальность, предметы, которые тебя окружают?». А я как раз уехал, когда в СССР был период некого постсюрреализма. И после разговора со Стюартом я стал писать свою мастерскую, предметы в ней в своей технике.
— Одно время журналисты приписывали вам роман с актрисой Картин Денёв. Как вы познакомились?
— Нас познакомил французский офортист, с которым я работал. Мы с Катрин нередко встречались на выставках. Но у нас были только тёплые, дружеские отношения. Я ей подарил несколько своих работ, а две картины она у меня приобрела.
— А кто из ваших друзей-актёров вас особенно поразил при первой встречи?
— В Риме я работал над спектаклем «Механическое пианино», который ставил Никита Михалков. Там играл Марчелло Мастрояни. Когда я впервые с ним встретился, был поражён. Он прирождённый актёр. А ещё он оказался блестящим рассказчиком. Частенько рассказывал про женщин, которые его бросали. Он сильно переживал.
— В последнее время люди искусства, в том числе и ваш друг режиссёр Никита Михалков, высказываются на политические темы. На ваш взгляд, стоит ли смешивать искусство с политикой?
— Мне кажется, это личная позиция каждого человека. Никиту я считаю таким поэтом-гражданином. Он искренне переживает за то, что в стране происходит, лично старается в чём-то участвовать. Если болит душа, почему бы и нет. А есть режиссёры, которые, напротив, дистанцируются от политики. И это тоже их дело.
— Вы известны не только как художник, но ещё как коллекционер старинных вещей. Расскажите о своём недавнем приобретении.
— Магазинчик, где я заказываю рамы, торгует ещё антиквариатом. Совсем недавно я там нашёл итальянскую литографию. Она была настолько ветхая, рваная и мятая, вся в подтёках. Но при этом она — драгоценное произведение искусства, не удержался и купил её.
СПРАВКА
Юрий Купер (родился в 1940 г. в Москве) — художник, график, иллюстратор, сценограф, ювелир, чьи работы выставляются в музеях и галереях по всему миру. Художник-постановщик фильма «Солнце» Александра Сокурова, автор книги «Московский натюрморт» (Лондон, 1975), пьесы «12 картин из жизни художника», а также декораций и костюмов к спектаклю по ней в постановке Владимира Петрова (МХАТ, 2007). В 2012 году жители нашего города получили от него особый подарок — интерьер Зимнего театра (театр драмы им.А. Кольцова). А год спустя в Воронеже прошли «Дни Купера в Воронеже» с выставкой и совместным концертом с Александром Маршалом, где художник исполнил песни из собственного альбома «Ностальгия» (2012).
Читать все комментарии