Пять причин, по которым воронежцы платят огромные деньги за ОДН
Как никогда много жалоб на огромные суммы в коммунальных квитанциях по строке «Доля на общедомовые нужды» (ОДН) поступает в редакцию «МОЁ!» в последние месяцы. Печальны и результаты опроса воронежцев на портале «МОЁ! Online», в котором участвовали больше тысячи человек. 46% опрошенных вынуждены платить за общедомовые нужды столько же, сколько они платят за воду и электричество в своей квартире.
«МОЁ!» решила выяснить, в чём же причины появления высокой доли на ОДН.
Причина 1. Поставщики услуг химичат с общедомовыми счётчиками
В большинстве домов жильцы вообще никак не контролируют снятие показаний общедомового счётчика. Сложно ли поставщику услуг ввести в счётчик нужные показания или коэффициенты, корректирующие показания в большую сторону?
«МОЁ!» уже рассказывала, как в подвале одной из воронежских девятиэтажек корреспонденты обнаружили счётчик тепла и горячей воды с крайне подозрительными показаниями. Выходило, что за девять дней девятиэтажка потребила столько же воды, сколько обычно потребляет за месяц.
Эксперты в сфере ЖКХ согласны с тем, что махинации со стороны поставщиков вполне могут иметь место.
— В нашем многоквартирном доме поставили систему погодного регулирования, которая помогает экономить, — рассказывает руководитель городского центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ольга ФРОЛОВА. — Мы начали платить за тепло заметно меньше. Через год поставщик тепла снял счётчик, мотивируя это тем, что нужна поверка. Когда счётчик поставили обратно, платежи за тепло по счётчику снова стали высокими и никакое погодное регулирование уже не помогает. На Плехановской, 35 председатель ТСЖ отдала счётчик тепла на поверку в Центр стандартизации, метрологии и сертификации… И оказалось, что счётчик завышал показания почти в полтора раза. Но найти виноватых и доказать умысел здесь крайне сложно.
Причина 2. Жильцы занижают показания счётчиков
Редкий воронежец не встречал объявления о продаже неодимовых магнитов, с помощью которых можно остановить электросчётчик. Остановить счётчик воды ещё проще…
— Ко мне на приём приходят люди, которые уверяют, что в месяц по счётчику расходуют всего 2 — 3 кубометра воды на человека, — рассказывает руководитель общественной организации «Жилищный контроль» Татьяна ГОЛОВАЧЁВА. — Но это противоречит даже санитарным и физиологическим нормам. Лишь на один смывной бачок в месяц уходит не менее 1,5 кубометра воды...
В итоге поставщики услуг всё равно не в убытке. Всё, что недоплатили остановившие счётчик жильцы, раскидывается на весь дом как доля на ОДН.
Кстати, компания «ТНС энерго» с апреля начала ставить на электросчётчики в квартирах антимагнитные пломбы. При попытке поставить на счётчик магнит стеклянная пломба из-за воздействия магнитного поля взрывается. И если контролёры дважды обнаружат взорвавшуюся пломбу, владельцу счётчика выставят счёт по специальной формуле примерно на 7 тысяч рублей.
Причина 3. Поставщики услуг не снимают показаний общедомового счётчика
Как выяснилось, бывает и такое. Раньше показания счётчиков снимали управляющие компании. Но в последнее время поставщики ресурсов активно переходят на прямые расчёты с жильцами. И тут возникла проблема — поставщики не хотят увеличивать штат сотрудников, которые будут снимать показания.
Так, в ходе подготовки этого материала мы выяснили, что компания «РВК-Воронеж» около года не снимала показания общедомового счётчика воды в доме № 4 на площади Ленина. И сейчас, когда поставщик наконец-то это сделал, жильцов ждут большие доначисления на ОДН. Причём формально законом такой порядок расчётов не запрещён.
Причина 4. Незаконное подключение к общедомовым коммуникациям
Этот пункт в особых комментариях не нуждается. «МОЁ!» рассказывала про жильцов, которые, устав от высокой доли на ОДН, всё же заставляли управляющие компании провести проверки. И оказывалось, что к общедомовым счётчикам подключены магазины, кафе и парикмахерские на первых этажах жилых домов, за которые в итоге платят владельцы квартир.
Причина 5. Квартиранты
Большинство владельцев квартир, сдающих своё жильё внаём, специально не ставят счётчики. В итоге в квартире зарегистрирован один человек, а на самом деле проживают пятеро. Но плата за воду и свет начисляется по нормативу — за одного человека.
Вполне возможно, что в ближайшее время хотя бы эта проблема будет решена. Минстрой выступил с предложением увеличить норматив для тех, у кого нет счётчиков, как минимум в три раза.
Читать все комментарии