Леонид Броневой: «Отличительная черта Воронежа – доброта его жителей»
Один из самых любимых советских и российских артистов четыре года служил в Воронежском театре драмы и сыграл много разноплановых ролей – от чеховских героев до Ленина
Сегодня, 17 декабря, исполняется девять дней, как не стало одного из самых любимых советских и российских артистов – Леонида Броневого. «А вас я попрошу остаться!», «Заметьте, не я это предложил!» - эти фразы его героев Мюллера и Велюрова из фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Покровские ворота» давно стали крылатыми. Но давайте вспомним, что «звёздную» роль «этого фашиста», как сам артист называл Генриха Мюллера, он сыграл в 45 лет, а в остальных знаковых фильмах («Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», «Формула любви») снялся ещё позже.
Талантливому актёру никогда ничего не падало с неба. В первый свой столичный театр, Московский театр на Малой Бронной, он устроился в 34 года, больше десяти лет отработав в провинции. «У меня амплуа провинциальное, на все руки!» - смеясь, говорил Леонид Сергеевич. Воронежский театр драмы имени Кольцова стал его четвёртым театром после Оренбурга, Грозного и Иркутска. В нашем драмтеатре артист служил с 1958 по 1961 год. И несмотря на непростые личные обстоятельства о нашем городе актёр всегда вспоминал с теплотой.
«Хватит дурака валять, будешь Лениным!»
В наш город Леонид Сергеевич приехал из Иркутска по личному приглашению директора Воронежского драмтеатра Фёдора Гурского. Тот заприметил актёра на гастролях иркутского театра в Москве – молодой Броневой с коллегой Диной Поповой блистательно играли в постановке «Шестой этаж». В столицу Черноземья Броневой перебрался не один, а с женой Валей Блиновой, актрисой, выпускницей Щукинского училища. С ней он познакомился ещё в Москве, учась в Школе-студии МХАТ. Супруги вместе служили в театрах Грозного и Иркутска. Вскоре после переезда в Воронеж у молодой пары появилась дочка – молодой папа настоял, чтобы её тоже назвали Валей, как и жену.
Первое время Броневые ютились в гостиницах, а в нашем театре Леонид Сергеевич играл, в основном, второстепенные роли.
” - В то время в нашем театре был исключительно сильный актёрский состав, - рассказывает «МОЁ!» театральный критик, архивариус Воронежского театра драмы имени Кольцова, Николай Тимофеев. - Поэтому на руках Броневого у нас точно никто не носил – молодым приезжим актёрам нужно было потрудиться, показывая, на что они способны. При этом Броневой был в очень хороших отношениях с режиссёром театра, Фирсом Шишигиным. Его сын Николай рассказывал, что он часто приходил к ним в гости, с гитарой, Леонид Сергеевич всегда был очень музыкальным. И однажды Фирс Шишигин ему заявил, мол, хватит дурака валять, будешь играть Ленина!
Надо сказать, что к тому времени тридцатилетний Броневой уже успел сыграть двух вождей революции – в Грозном Сталина, а в Иркутске Ленина. Но воронежская роль в спектакле «Третья патетическая», судя по отзывам критиков, получилось очень яркой и успешной. А на фотографиях, сохранившихся с тех лет, нельзя не увидеть, что Броневой в гриме поразительно похож на Ильича. За эту роль Леонид Сергеевич получил в Воронеже долгожданную квартиру в доме на улице Чайковского.
«Почему? Она ведь даже не курила!»
После Ленина Броневой стал одним из ведущих актёров театра – он сыграл Сорина, брата Аркадиной в «Чайке» Чехова, матроса Вайнонена в «Оптимистической трагедии» Вишневского, был занят в спектаклях «Трасса», «Миллион за улыбку», «Океан», «Остров Афродиты». Коллеги рассказывали о его удивительной способности к перевоплощению. Например, репетируя пьесу Александра Штейна «Океан» о моряках и их непростых судьбах и отношениях, он внезапно обиделся на режиссёра. Тот пытался понять, в чём дело, пока Броневой не рассмеялся и не объяснил, что это он так входит в роль.
В 1959 году в воронежском театре вышла ещё одна премьера, которую полюбили наши театралы – очень популярная в то время драма Афанасия Салынского «Барабанщица» о подвиге советских разведчиков в годы войны. В спектакле Леонид Броневой сыграл влюблённую пару с нашей примой, красавицей Риммой Мануковской. Дуэт получился очень органичный, спустя многие годы после отъезда из Воронежа Леонид Сергеевич очень тепло вспоминал «Риммочку» и расстроился, узнав, что она умерла.
Иногда Леонид Сергеевич выходил на подмостки вместе с женой. Например, они сыграли в постановке по пьесе братьев Тур «Побег из ночи» - о писателе, который в годы гражданской войны уехал из России в Париж и теперь мечтает вернуться на родину. Но Валя выходила на сцену не очень часто. Вскоре после переезда в Воронеж и рождения дочки она начала прихварывать. Врачи обнаружили у молодой женщины рак лёгкого. «Почему? Она ведь даже не курила!» - сокрушался в одном из интервью Леонид Сергеевич. Возможно, причиной послужила профессиональная травма – однажды девушка упала на сцене и сильно ударилась грудной клеткой.
Леонид Сергеевич пытается спасти жену, бросает всё и уезжает в Москву, показать её столичным медикам. Но вскоре Валентины не стало – ей на тот момент исполнилось всего 29 лет. Броневой с четырёхлетней дочкой остаётся в Москве – у родных покойной жены. Но ещё несколько лет приезжает в Воронеж, чтобы выйти на сцену в спектакле «Барабанщица»…
Целый год после переезда в столицу Броневой не мог найти работу. Чтобы прокормиться, вынужден был играть в домино на деньги. В 1962 году он устраивается в Московский драматический театр на Малой Бронной (а с 1988 года переходит в «Ленком»), вскоре начинает играть в кино. Через тридцать с лишним лет, когда Народному артисту Леониду Броневому исполнилось 75 лет, его с юбилеем поздравили и воронежские актёры, прислав картину, где он в образе Ленина изображён вместе с Риммой Мануковской. Растроганный артист тогда сказал, что отличительная черта Воронежа – доброта его жителей…
В тему:
«Актёрство – женская профессия»
Броневой признавался, что пошёл в артисты не по зову души, а потому, что не было выбора.
Не все знают, что звучная фамилия Леонида Сергеевича – это псевдоним, да и отчество у него другое. Отца будущего артиста, майора КГБ звали Соломон Иосифович Факторович, маму – Белла Ландау. По семейной легенде, фамилия Броневой у братьев Факторовичей возникла после 1918 года, когда брат Соломона — токарь Абрам Факторович, бывший «красным дружинником» революционной Одессы, уничтожил броневик гранатой. После этого братьев стали называть «бронированными» или «броневыми». В 1936 году был арестован как «троцкист-двурушник».
Артист Леонид Броневой рассказывал об отце: «Когда отца арестовали, мама сетовала: «Тонны золота через его руки прошли — хотя бы крупицу себе оставил!». Я уверял: «Мамочка, он же порядочный…». — «Но дурак! Порядочный дурак!». Много лет спустя я у мамы спросил: «Почему, когда его арестовывали, ты даже слезинки не проронила?» Она ответила: «Потому что все слезы я выплакала, когда умоляла его в ОГПУ не идти». После этого Белла Львовна развелась с мужем, поменяла сыну отчество и уехала с ним из родного Киева в Кировскую область. Несмотря на это, «сыну врага народа» были закрыты дороги в дипломатию, международную журналистику, о которой мечтал юноша.
«Актёрство – женская профессия, я никогда к нему не стремился, - признавался позже Броневой, - но деваться мне было некуда, в театральный брали и детей репрессированных». Он закончил Ташкентский театрально-художественный институт, а затем Школу-студию МХАТ.
Единственная дочь Броневого, Валентина, работает переводчиком, у неё есть дочка Ольга. К сожалению, в последние годы у неё с отцом и его второй женой были сложные отношения.
Благодарим архивариуса Воронежского театра драмы имени Кольцова, литературного и театрального критика Николая Тимофеева за помощь в подготовке материала
Читать все комментарии