«Саша Белов был простым парнем – лишь на площадке он становился великим»
Воронежец Евгений Васильев играл на одной площадке с героем легендарного баскетбольного финала 1972 года СССР – США Александром Беловым
Фильм «Движение вверх» режиссёра Антона Мегердичева, вышедший в прокат перед Новым годом, побил все рекорды по кассовым сборам. Спортивная драма о легендарном баскетбольном матче СССР – США на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году вызвала огромный интерес у зрителей. Напомним, в том матче советская сборная впервые выиграла у непобедимых на тот момент американцев. Причём решающий мяч был заброшен Александром Беловым буквально с финальной сиреной.
Если для многих этот фильм стал просто красивой историей о легендарном матче, то для 68-летнего воронежца Евгения Васильева картина «Движение вверх» стала поводом вспомнить молодость. В 1970-е Евгений Васильевич выступал за свой вуз в первенстве ленинградского «Буревестника» и в нескольких матчах приходилось играть против команды Александра Белова.
” - Первый раз мне довелось встретиться на одной площадке с Сашей Беловым в 1971 году, - вспоминает Евгений Васильев. – Я тогда жил в Мурманске и серьёзно занимался баскетболом. Перед поездкой на финальный турнир в Череповец сборная Мурманской области, в составе которой играл и я, по договорённости между тренерами клубов, проводила товарищеский матч против дубля ленинградского «Спартака». Впервые на площадке я и увидел в игре Белова. Нашим центровым было очень тяжело бороться с ним под обоими щитами, а в защите под своим щитом он просто был хозяином положения.
На первенстве ленинградского «Буревестника» Евгению Васильевичу снова пришлось увидеть в игре Сашу Белова, который в то время учился в институте советской торговли.
- А летом частенько в выходные дни в приморском парке Победы (рядом со стадионом им. Кирова) на спортивных площадках собирались баскетболисты сборных вузов и играли своими пятёрками до 5 бросков в так называемый «уличный» баскетбол под интерес, - вспоминает Евгений Васильев. - Баскетбол был без традиционных правил. Там держали, висли на тебе. Игра была очень контактная. Не чуждались участвовать в таких «турнирах» и маститые баскетболисты из команды мастеров. Приходили играть и ребята из «Спартака», среди которых были Саша Белов, Иван Дворный (ещё один участник легендарного матча СССР – США, - «Ё!»). Вот так, запросто, гоняли мяч с любителями.
По словам Евгения Васильева, Александр Белов в жизни был очень простой человек.
” - Никакой заносчивости, никакой звёздной болезни, - рассказывает наш собеседник. - Знаменитая баня в Фонарном переулке была любимым местом всех спортсменов Ленинграда. Приходилось и там встречаться с мастерами баскетбола. Но только когда Белов выходил на площадку, ты понимал, что перед тобой великий игрок. Массы у него мышечной особой не было. Плечи были широкие, прямые. Но что его отличало – его мощные, быстрые и прыгучие ноги и очень длинные руки. Он с места доставал до верхнего края щита. На площадке я играл на позиции разыгрывающего. Белов был центровым от Бога. Удавалось ли мне хоть раз забить из-под Белова? О чём вы говорите! Мне с моим ростом 176 см лезть под щит, под которым «хозяином» был А. Белов, было просто бессмысленно.
Сам фильм «Движение вверх», по словам Евгения Васильевича, ему понравился.
- Конечно, там есть немного вымысла и несоответствия, но это ведь художественный фильм, - признаёт он. – Мы ходили на фильм с внуком, и у обоих глаза были «на мокром месте».
Финальный матч Олимпиады 1972 года Евгений Васильев помнит, как будто это было вчера. Как и вся страна, в тот момент он прильнул к экрану телевизора.
- Всё сошлось в последних трёх секундах в одну счастливую звезду удачи - и идеальный пас Едешко, и выбор места под щитом и фантастический прыжок в борьбе за мяч с двумя американцами Белова, - вспоминает Евгений Васильев. - Для меня игра СССР - США была и навсегда останется самым лучшим матчем в истории. Я не только баскетбольный болельщик, но и футбольный, хоккейный. Но ни один матч, который я смотрел после этого, для меня больше не сравнится по накалу, сюжету и значимости с той игрой…
Читать все комментарии