Как воронежцев обманули на путёвках в Турцию на 130 тысяч
Жительница Воронежа Татьяна Масьянова лишилась и отдыха, и кругленькой суммы денег
В редакцию «МОЁ!» обратилась 34-летняя мама двоих детей Татьяна МАСЬЯНОВА. Два года они всей семьёй копили на отпуск, и в итоге частный турагент, пообещав им варианты по очень привлекательной цене, оставила их и без путёвок, и без денег. При этом полиция почему-то не считает, что в этой истории есть основания для возбуждения уголовного дела.
В конце марта Татьяна через подругу познакомилась с индивидуальным предпринимателем Мариной Леонидовной, которая работает турагентом. Та предложила ей две отказные путёвки в Турцию на конец июня и начало июля. По её словам, их забронировала какая-то компания, но затем отказалась. Поэтому две путёвки на два лица каждая на 10 дней в пятизвёздочном отеле Cesars Temple De Luxe Hotel в Белеке от туроператора «Пегас» на двоих Марина Леонидовна предлагала всего за 110 тысяч рублей, обещая перебронировать тур. Татьяне решила согласиться, поверив рекомендации подруги. В итоге со всеми доплатами получилось 130 тысяч рублей, которые Татьяна отдала Марине Леонидовне наличными, взамен получив от неё чек к приходно-кассовому ордеру. От оформления договора турагент под разными предлогами уклонялась, а в итоге совсем перестала выходить на связь.
26 июня Татьяна подала заявление в отдел полиции №6 по месту жительства. Но говорит, что сотрудничество с правоохранительными органами её разочаровало – с ней никто не связывался, а 5 июля ей пришло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В постановлении говорится, что в возбуждении дела по статье 159 ч.1 («Мошенничество») отказано по причине «отсутствия события преступления». То есть вся ситуация как бы преступлением и не является. При этом позже через систему «Правосудие» (базу судебных дел) Татьяна выяснила, что Марина Леонидовна подобным же образом оставила без отдыха многих людей, которые подавали на неё в суд. Так от неё в прошлом году пострадали восемь семей из Новой Усмани, а в этом году – группа ещё из 13 человек. Татьяна не понимает, почему полиция до сих пор бездействует. Подробности этой истории читайте в цифровой версии нашей газеты «МОЁ! Плюс». А вот на что эксперты советуют обращать внимание туристам:
"Письменный договор обязателен"
Наталья БОНДАРЧУК, директор турагентства АВС «Пилот +»:
-- При покупке тура туристы обязательно должны заключать с турагентством письменный договор, если под разными предлогами агентство уклоняется от этого – насторожитесь;
-- Когда вы оплатили тур, агентство должно выдать вам платёжный документ. По закону это может быть либо кассовый чек, либо бланк строгой отчётности. Все другие виды квитанций, чеков являются недействительными;
-- Турагент обязательно должен сказать вам номер вашей заявки – по ней на сайте туроператора вы можете узнать состояние вашего тура, забронирован ли он, оплачен ли…
-- Также в Воронеже работают представительства большинства крупных туроператоров России. При необходимости, вы можете обратиться за консультацией к ним.
-- Любое турагентство является или юридическим лицом, или ИП. Поэтому его деятельность можно проверить на сайте nalog.ru. Если выяснится, что налоги контрагент не платит и деятельность его приостановлена, связываться с ним, разумеется, не стоит.
-- Перебронирование отказных путёвок – это тоже очень нелёгкая задача. Чаще всего туроператоры разрешают агентствам менять максимум три символа в фамилии или паспортных данных туристов. Перебронировать туры они разрешают редко и в том случае, если путёвки очень дорогие. В основном, агентствам приходится аннулировать тур и далее продавать его заново. Поэтому в случае с недорогой Турцией предложение перебронировать отказные путёвки тоже выглядит подозрительно.
"Не нужно ссылаться в претензии на статьи закона"
Руководитель МООЗП «Лига потребителей» Александра ТИЩЕНКО:
-- В данном случае Татьяна имеет право обратиться в суд на основании законов «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в РФ». Тут два основания: во-первых, с ней не был заключен письменный договор, во-вторых, услуга была не оказана в срок. В первую очередь, потребитель должен направить продавцу претензию – или лично передать турагенту (чтобы он расписался в получении на втором экземпляре), или отправить заказным письмом с уведомлением.
Важный момент, претензию нужно направить в 20-дневный срок после неоказания услуги, в данном случае, после окончания несостоявшегося тура. В противном случае, в суде придётся просить восстановить этот срок. Многие потребители ссылаются в претензиях на разные статьи закона, и зачастую сами себя подводят, если статьи указаны неправильно. Лучше этого не делать, а просто описать всю ситуацию и потребовать вернуть деньги. Если в 10-дневный срок продавец не исполнил требования, можно писать заявление в суд. Суд взыщет с ответчика не только убытки, но и неустойку, моральный вред, а также штраф в пользу государства.
«На бездействие полиции обязательно надо жаловаться»
Адвокат Евгений ЕРМИЛОВ:
-- Дела о мошенничестве специфические – здесь нужно доказать, что у виновного (в вашем случае – у турагента) изначально был злой умысел, взять деньги и не предоставлять путёвки. Тут нужно собирать доказательства, в общем, полиция не любит возбуждать уголовные дела по статье «Мошенничество». Однако в данном случае я, как юрист, считаю, что основания для возбуждения уголовного дела есть. Ваша героиня абсолютно правильно сделала, что пожаловалась в прокуратуру. Однако, чтобы жалоба возымела эффект, нужно знать несколько нюансов. Во-первых, её надо направлять одновременно в прокуратуру и в ГУВД. В вторых, в ней нужно указать конкретно, какие действия могла бы предпринять полиция, но не сделала этого. В данном случае она могла бы:
-- Истребовать данные из налоговой инспекции об ИП этой Марины Леонидовны, изъять у неё бухгалтерскую документацию на предмет её соответствия закону (кстати, в интернет-базах по предпринимателям её ИП значится, по этим данным оно зарегистрировано в 2014 году и работает как туристическое агентство –Ё!)
-- Истребовать данные о том, где прописана Марина Леонидовна, и наведаться к ней (а не только сходить по адресу, который дала Татьяна);
-- Запросить у туроператора «Пегас» письменный ответ, что туристы такие-то не покупали через них путёвки;
-- Допросить саму Татьяну на предмет различных подробностей дела, не указанных в заявлении;
Также Татьяна может обратиться в суд в рамках закона «О защите прав потребителей», но я считаю, что её нужно добиваться возбуждения уголовного дела. Тогда турагент скорее пойдёт на контакт. Что касается суда, да, она может отсудить и всю сумму, и ущерб, и неустойки. Только по факту окажется, что имущества у этой Марины Леонидовны нет и платить ей нечем. А полицейские в этом случае не станут возбуждать уголовное дело, аргументируя это тем, что мол, пострадавшая уже разбиралась с турагентом в рамках гражданско-правовых отношений.
Читать все комментарии