Рассекреченные материалы: вся правда о геноциде на воронежской земле
Какие тайны о том, что творили гитлеровцы в Воронежской области, можно узнать из рассекреченных документов ФСБ?
Тому, какие зверства над мирным населением чинили фашистские захватчики на оккупированных территориях Воронежской области, в своё время в «МОЁ!» был посвящён целый цикл публикаций. В феврале 2017 года на страницах нашей газеты стартовал проект «Подвиг народа», посвящённый памяти простых жителей Воронежской области – женщин, детей, стариков, прошедших весь ужас оккупационного режима. Об их подвигах не рассказывают на уроках истории, к их могилам не возлагают торжественно венки 9 Мая, имена многих из них забыты.
Благодаря историку Николаю Сапелкину, проделавшему большую исследовательскую работу в архивах, мы публиковали данные о зверствах фашистов в разных районах нашей области с описанием героического сопротивления оккупационному режиму со стороны мирных граждан, а также информацию о погибших жителях с описанием обстоятельств и мест их гибели и фамилиями. Эти данные мы брали из актов о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков, которые составлялись специальными чрезвычайными комиссиями на основе заявлений граждан, опроса потерпевших, свидетелей, врачебных экспертиз и осмотра места совершения преступлений. Большая часть этих материалов никогда и нигде не публиковалась. Десятки лет они хранились в архивах.
Накануне Дня Победы в распоряжении редакции «МОЁ!» появилась новая порция данных о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории оккупированных районов Воронежской области, которые никогда и нигде до этого не публиковались. Они касаются не только преступлений в отношении мирного населения, но и зверств по отношению к военнопленным. Эти данные мы получили благодаря сотруднику Воронежского краеведческого музея Леониду Страхову, который проанализировал рассекреченные материалы архива УФСБ России по Воронежской области и написал большую исследовательскую работу «О причастности националистических вооружённых формирований к массовому уничтожению военнопленных и мирных жителей оккупированных районов Воронежской области в июне 1942 – январе 1943 годов».
Эти материалы проливают свет на истинные причины фашистских злодеяний, позволяют ответить на многие вопросы, которые до этого оставались без ответа, а главное – подтверждают, что нацистский режим на оккупированных территориях Воронежской области во многом попадает под определение геноцида.
Что скрывалось за отговоркой о борьбе с партизанами?
Одной из главных целей нацистских карателей на оккупированных территориях была борьба с партизанами. Необходимостью этой борьбы немцы, венгры и итальянцы оправдывали массовые аресты и расстрелы. Однако архивные материалы показывают, что каратели не стремились проводить объективные расследования. Под предлогом противостояния партизанам отдельные военнослужащие буквально давали волю своим садистским наклонностям.
В селе 1-е Сторожевое Давыдовского района (ныне — Острогожский район) нацистские захватчики заподозрили наличие группы партизан. Однако немцы не стали проводить расследование. Они просто согнали 150 местных жителей и расстреляли, объявив их партизанами. Другой акт свидетельствует, что в августе 1942-го в Погореловске Подгоренского района был замучен 80-летний колхозник колхоза им. Ворошилова Краснопольский А.В. Он искал свою корову, захваченную венгерскими солдатами. Был задержан патрулём и отправлен в штаб венгерского карательного отряда. Старика, который с трудом передвигался, обвинили в принадлежности к партизанам! Выбивая признания, перед расстрелом ему «топором отрубили конечности пальцев, прорубили спину, отрубили нос, отрубили руки, выкололи глаза».
И таких материалов – множество. Все они показывают, что подобные преступления носили массовый характер и не пресекались со стороны командования и руководства гражданской оккупационной администрации. Это свидетельствует о том, что к массовым преступлениям были причастны не только особые карательные структуры, но и обычные фронтовые части, то есть все элементы обширной нацистской системы.
Кто на самом деле занимался грабежом на оккупированных территориях?
Грабёж мирного населения носил как организованный (вывоз продукции сельского хозяйства и животноводства, иных товаров и ценностей по распоряжению нацистских властей), так и стихийный характер, когда солдаты и офицеры отбирали у советских граждан на оккупированных территориях абсолютно любые вещи. В результате после успешных наступлений в отбитых у немцев окопах, блиндажах и ДЗОТах красноармейцы обнаруживали детские вещи, одежду, бельё и часы-ходики. В обозе в подготовленных к отправке в Германию посылках изымались женские вещи, крестьянские ковры, овечьи шкуры, валенки, платки и детские игрушки. В некоторых районах даже немецкие власти пытались бороться со стихийным грабежом. В частности, в Богучарском районе развешивались приказы о запрете изымать у населения скот и вещи. Тем не менее солдаты противника продолжали заниматься грабежом. Причём подобные преступления совершали не только венгры (которых даже немцы порой считали отребьем), но и сами немцы, обладавшие более высоким уровнем жизни по сравнению с гражданами СССР.
В некоторых районах оккупационные власти стремились наладить мирную жизнь. В частности, крестьяне наделялись земельными участками из расчёта 1 га на семейный крестьянский двор и 0,5 га – одиночкам. Как свидетельствуют агентурные данные НКВД, это «в высшей степени удовлетворяло индивидуальные запросы крестьянства». На 15 - 20 душ выделялась лошадь для обработки земли. «Все эти начинания настраивали крестьянство на мирное содружество с немцами, но всё это ломалось появлением проходящей фронтовой части, которая, не считаясь ни с чем, отбирала у населения фураж, свиней, била людей и сводила на нет всю хитроумную политику организаторов нового порядка на оккупированной территории». Таким образом, по материалам НКВД видно, что часто инициаторами репрессий выступали фронтовые части, действовавшие вопреки интересам оккупационных властей.
Почему в концлагерях для военнопленных так плохо кормили?
Во многих источниках приходится читать, что немцы не кормили должным образом пленных красноармейцев, потому что у них просто не хватало продовольственных ресурсов для такого огромного числа военнопленных. Однако рассекреченные документы УФСБ показывают, что противник целенаправленно морил людей голодом.
Из показаний жителя Острогожска Мищенко К.И.: «Все военнопленные в лагерях у немцев жили в ужасных условиях. По нескольку человек умирало за день от голода и от рук немецких палачей. Как-то узнав о том, что в лагерях есть наши острогожские люди, мы решили с сестрой сходить и узнать, быть может, в плену есть кто из наших. Это было в последних числах октября 1942 г. Когда мы пришли к лагерю, нас близко не подпускали, так как стоял часовой и грозил нам винтовкой. Отойдя метров на 50 – 60 от изгороди, мы увидели, как один красноармеец, весь изорванный и измученный, просил у нас что-нибудь поесть. Одна женщина дала нам хлеба кусок и груш, и мы решили передать ему. В то время как мы уже почти подошли к нему, нас увидел часовой и начал кричать на нас. Надзиратель и комендант лагеря, взяв за ворот красноармейца, волоком потащили к башне, которая была посредине двора. Собрав всех военнопленных, комендант взял доску шириною 10 – 12 см и несколько раз ударил по голой спине красноармейца. Он упал, его товарищи взяли и понесли, не знаем куда. Был ли он жив или мёртв – не знаем».
Таким образом, нацисты препятствовали мирным жителям подкармливать заключенных лагерей. Следовательно, военнопленных целенаправленно морили голодом, то есть оккупанты проводили политику геноцида.
Для чего красноармейцев водили по улицам в лохмотьях?
О зверствах в отношении военнопленных написано много. Однако архивные материалы позволяют выделить ещё одну цель преступного обращения с содержащимися в лагерях красноармейцами. Из показаний жителя Криниченского сельсовета Острогожского района Пикулина И.В. следует, что немецкие и венгерские офицеры организовали в селе Криница «пропускник» для «обработки» военнопленных. Сюда приводили только что захваченных красноармейцев. Нацисты «снимали тёплую одежду и обувь, надевали лохмотья на пленного и бросали на несколько дней в погреб. Есть не давали. После того как человек истощал, измученный и убранный в лохмотья, тогда разрешалось его сопровождать в тыл через сёла, демонстрируя перед населением, что «вот какая Красная армия». Это делалось с той целью, чтобы внушить населению временно оккупированных районов, что Красная армия разута, раздета и голодная. Таким образом, античеловеческая политика в отношении пленных проводилась и в пропагандистских целях.
Почему вербовали в первую очередь украинцев?
Теми же методами оккупанты вербовали на службу. Путём создания нечеловеческих условий у пленных ломали волю к сопротивлению. Людей фактически ставили перед выбором: либо служба нацистам, либо мучительная смерть.
В материалах разведки НКВД сохранилось описание типичного лагеря на территории Воронежской области. Немцы организуют лагеря на голой земле, сгоняя от 1 000 до 3 000 человек. Людей огораживают колючей проволокой «и начинают под открытым небом морить голодом, выдавая на день стакан шелухи от гречихи с горячей водой или стакан подсолнухов. Так проходит 7 – 8, а иногда и 20 – 30 дней, слабые гибнут, затем приходит офицер или переводчик и начинается запись желающих работать».
Разведчик сам же даёт оценку данным фактам: «Конечно, умирать не хочется, от желающих отбоя нет. Выбирают поздоровее, зачисляют в обоз, кормят неплохо. начинается обработка о добровольном вступлении в армию немцев, в частности в национальные части, украинские и народов Востока».
Агент отмечает роль переводчиков в организации национальных армий на стороне противника. Немцы осознают важность услуг данных людей, поэтому переводчики получают жалование и льготы на уровне офицеров.
По данным агента НКВД, немецкое командование использует национальные формирования украинцев и восточных народов (в этих частях состав немцев от 10 до 15%) для выполнения карательных заданий, в том числе на территории Воронежской области. О составе и деятельности этих формирований ещё только предстоит узнать. Однако уже понятно, что противник делал ставку на украинский национализм не только применительно к регионам Западной Украины, но и даже в пограничных УССР областях с исторически незначительной долей украинского населения.
Кто такие Люди «И»?
Помимо установления максимально жестокого режима нацисты стремились оказывать на военнопленных идеологическое давление и вести среди них пропагандистскую работу. Об одном из эпизодов данной работы свидетельствуют рассекреченные материалы о так называемых Иббенбюренских людях, или Людях «И» – добровольцах из числа военнопленных украинской национальности, проходивших под руководством Абвера специальную подготовку в лагере «Команда № 1750» (находился рядом с г. Иббенбюрен, Вестфалия) в целях ведения диверсионной работы в советском тылу.
Фактически после прохождения курса обучения в «Зондерлагере» большая часть слушателей возвращались в прежние лагеря военнопленных для проведения активной пропагандистской работы против советской власти, за создание самостоятельной Украины, а также с заданием по выявлению среди советских военнопленных лиц, настроенных против немцев. О таких следовало секретно доносить администрации лагеря. Также некоторые слушатели «Команды № 1750» получали особые секретные задания и покидали территорию лагеря.
Сколько платили изменникам Родины?
В архиве УФСБ России по Воронежской области недавно был рассекречен интересный документ о штате и уровне заработной платы (за 2 недели октября 1942 г.) сотрудников россошанской вспомогательной полиции, которая состояла из советских граждан, которые стали работать на оккупантов. В состав вспомогательной полиции входили начальник (получил 619 руб. 20 коп.), заместитель начальника (432 руб.), помощник начальника (432 руб.), следователь (378 руб.), 3 агента (378 руб.), секретарь (180 руб.), машинистка (135 руб.), 2 старших по смене (436.50 руб.), уборщица (67.50 руб.), повар (135 руб.), помощник повара (90 руб.), 2 конюха (108 руб.), кладовщик (180 руб.), 2 разводящих (178.20 и 237.60 руб.), 18 часовых (от 129 до 306 руб.).
Подчеркнём, речь идёт о заработке всего за 2 недели. Месячный заработок рядового россошанского полицая был в районе 435 руб., а у вышестоящих должностей доходил до 850 – 1 250 руб. Для сравнения, рабочие на военных заводах получали по 600 – 700 руб., рабочие прочих отраслей и на вспомогательных производствах – 300 – 600 руб.
Кто был главным палачом Воронежа?
В июне 1966 г. во 2-м отделе УКГБ по Воронежской области была составлена справка «О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Воронеже и Воронежской обл.». В документе приводятся имена нацистов, уличённых в массовых убийствах.
Одним из главных палачей Воронежа был руководитель особого карательного отряда Зондеркоманды 4а Вальдемар фон Радецкий. Именно он отдавал приказ о расстреле в Песчаном логу в конце августа 1942-го, ставшем одним из самых массовых убийств за время оккупации Воронежа. Фашисты вывезли сюда и расстреляли в общей сложности 452 мирных жителя, среди которых было 35 детей. Именно ему принадлежит приказ, чтобы все жители, оставшиеся в Воронеже, покинули его, а тот, кто останется в городе, будет расстрелян или повешен. Многочисленные виселицы на городских фонарных столбах, оградах и даже на руке памятника Ленину – тоже «заслуга» фон Радецкого.
Как заявлял он сам: «Мне нужны порядочные люди, которые помогли бы мне произвести чистку города (Воронеж), так как практика показала, что в тех местах, в которых мы это делали не сразу, мы потом имели много осложнений». Примечательно, что фон Радецкий, который по происхождению является балтийским немцем, родился в Москве. Этот военный преступник, на счету которого тысячи жизней ни в чём не повинных людей, был приговорён Нюрнбергским трибуналом к 20 годам заключения. Однако уже через 3 года освободился по амнистии. Умер фон Радецкий в феврале 1990 года в возрасте 79 лет в городе Гессен (Германия), где после освобождения активно участвовал в культурно-исторической деятельности диаспоры балтийских немцев.
Читать все комментарии