Еда, ночлег, гигиена: как организован быт отправившихся в крестный ход воронежцев?
Паломники рассказали о своём опыте преодоления почти 130 километров во время крестного хода
Митрофано-Тихоновский крестный ход, собравший тысячи участников разных возрастов, вышел из Воронежа утром 20 августа. Жара выше 30°, палящее солнце, а после обеда дождь, дорога длиной почти 130 километров… кто видел тысячи верующих в колонне крестного хода, наверняка задавался вопросом, как люди это выдерживают? Мы поинтересовались у участников крестного хода бытовой стороной этого мероприятия. Где они спят, что едят, есть ли где умыться в дороге, можно ли принять душ?
Эти вопросы интересовали и участников самого крестного хода, ведь каждый год к паломникам присоединяются новые люди, которые ничего не знают о предстоящей дороге. Опытные паломники всегда охотно отвечают на вопросы новичков.
Перед началом Митрофано-Тихоновского крестного хода, который ежегодно проходит 20 августа, люди собираются на территории Благовещенского кафедрального собора. Идёт служба. Кто-то стоит в очереди, чтобы прикоснуться к мощам святителя Митрофана, которые хранятся в храме, а кто-то просто дожидается в тенёчке начала крестного хода. Пока есть время, люди знакомятся, ищут себе пару (когда есть попутчик, который будет тебя ждать в пути, дорога легче), общаются. Мы нашли нескольких бывалых паломников, которым задали вопросы о том, что ждёт в пути.
Где спать, что есть?
В графике крестного хода прописаны остановки в пути: на обед и на ночлег. Например, к концу первого дня пути паломники должны дойти до храма в честь Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи в Староживотинном Рамонского района. Там их уже ожидают.
— На ночлег в храме располагаются, — рассказала паломница по имени Наталья. — Там пол коврами устилают. Хочешь, в храме ночуй, а хочешь — на улице устраивайся, сейчас тепло. У многих одеяла с собой есть, они на траве ложатся.
У многих паломников с собой походные рюкзаки. В них туристическая палатка, коврик и спальный мешок — амуниция та же, что в походе.
Как нам рассказали, некоторые паломники ходят в крестный ход не первый год. У них уже есть знакомые в точках остановки. Их принимают на ночлег в дома.
Готовят для паломников в полевой кухне. Пища простая, например, гречневая каша и салат из свежих овощей плюс компот.
— С едой всё отлично, — говорит Наталья. — Раздают и воду, и печенье в дорогу!
График у паломников, как нам рассказали, такой: подъём в 7 — 8 утра, служба, завтрак, выход в путь, остановка на обед, прибытие к точке ночлега. За день люди преодолевают около 20 километров.
Как с гигиеной?
Храмы оснащены коммуникациями — электричеством, водой. Так что набрать воды или умыться — проблем нет. Если принять душ, можно попроситься к кому-то из местных на постой. Кстати, паломники нам рассказали, что перед началом крестного хода им подарили по тюбику зубной пасты.
Если в пути станет плохо?
По 20 километров пешком в день — это большое испытание даже для тех, у кого нет проблем со здоровьем. А ведь в колонне идут и люди с различными недугами, и пожилые, и маленькие дети. Поэтому у паломников большое сопровождение. С колонной едут скорая помощь, полиция, казаки. При желании вещи можно положить в машину, которая довезёт их до места стоянки. Если кому-то становится плохо в пути, врачи всегда окажут помощь. Да и сами паломники в беде не оставят.
— И люди, которые идут рядом, всегда помогут, — говорит Наталья. — И попить дадут, и водичкой спрыснут, если плохо станет. Тут потрясающая взаимовыручка!
На наш вопрос, что самое трудное в пути, одна женщина немного приподняла длинную юбку и показала сильно отёкшие ноги.
— Куда дойду, туда дойду, — решила она и всё равно отправилась в путь.
Всем ли удаётся пройти 130 км?
Идти ли до конца маршрута — на усмотрение каждого. Люди сходят с маршрута только тогда, когда сами решают. Если человек хочет идти — ему помогут. Некоторые присоединяются к паломникам, чтобы пройти только часть маршрута, например, от Благовещенского собора до первой остановки — храма блаженной Ксении Петербургской в Северном микрорайоне. Кому-то здоровье не позволяет идти дальше, кому-то — возраст, кому-то — дела. И это нормальная ситуация.
— По-разному бывает, — говорит руководитель крестного хода, протоиерей Николай Бабич. — Бывает, что человек побыл два дня, потом вернулся домой, чтобы рабочие моменты решить. А бывает, что на первую половину крестного хода он не попадает. Тогда приезжает на вторую половину и идет с паломниками до Задонска.
Зачем люди идут в крестный ход?
— Да неважно, сколько ты пробежишь, расстояние значения не имеет, — говорит Наталья. — Главное, чтобы в пути в душе благодарить Бога. Когда уже сил нет, Бог всё равно их тебе даёт, чтобы ты закончил путь. Это ощущение прям до мурашек. Красота небесная!
— Я с родителями ходил в крестный ход лет с 6 или 7 каждый год, — рассказал 18-летний Михаил. — В прошлом году прошёл весь путь, а до этого только частично. Тут каждый сам выбирает, сколько хочет пройти. Я намерен дойти до Задонска и приложиться к мощам.
— Зачем иду? Вам быстрый ответ? Для спасения души, чтобы Бога поблагодарить за всё, а просить мне и нечего, у меня всё есть, — говорит паломница Татьяна.
Читать все комментарии