«Рука у мамы была тяжёлая». Девочка, дважды лишившаяся родителей, ищет семью в Воронеже
Настя хрупкий и невероятно нежный ребёнок
Газета «МОЁ!» совместно с воронежской областной благотворительной общественной организацией «Общие дети» реализует социальный проект «Мама, папа, я здесь!». В рамках проекта при поддержке правительства и министерства соцзащиты Воронежской области будут опубликованы истории детей, которые очень хотят в семью.
«Мне 13 лет, но скоро 14», — тихо говорит мне Настя Дедова. У девочки 10 декабря день рождения. Спрашиваю, что она хотела бы получить в подарок. «Телефон», — отвечает девочка. Сейчас она просит телефон у воспитателей, и его могут выдать строго на 2 часа в день. Если телефон занят, то воспользоваться интернетом можно, придя в компьютерный класс. У кого-то из ребят есть свои телефоны, которые дарят им опекуны, спонсоры или наставники — люди, помогающие им подготовиться к жизни за стенами детского дома. У Насти такой опекун есть — её зовут Оксана. С ней девочка в выходные гуляет по городу, ездит в кафе, ходит в храм. Правда, девушка-опекун скоро родит ребёнка и забот у неё прибавится. Кто знает, сможет ли она приезжать сюда так часто?
«Какой у тебя маникюр!» — делаю Насте комплимент, видя её ногти, накрашенные стальным лаком. Оказывается, девочка живо интересуется этой темой и задумывается в будущем выучиться на мастера маникюра. А пока она уже четвёртый год живёт в детском доме. У неё есть два старших брата, которые уже выпустились из детдома: один служит на СВО, второй пытается подрабатывать, учась в колледже.
В два года Настю изъяли из родной семьи, а в семь она попала с братьями в больницу, где их заметила женщина — приёмная мать тогда уже 12 детей. Она начала общаться с девочкой, обходительно спрашивала, как она здесь оказалась, а потом решила забрать её и братьев к себе.
— У нас не было задушевных разговоров с приёмной мамой, но другие её дети приняли нас хорошо. Правда, до поры до времени… Чуть позже одна из её приёмных дочек начала говорить, что я краду деньги, хотя сама подкладывала их мне под подушку. За это нас начали избивать. А рука у приёмной мамы была тяжёлая... — вспоминает Настя и бегло смотрит на психолога, словно ища поддержки.
Нежная, хрупкая, невероятно ранимая девочка. Она то теребит пальцы, то сжимает их в кулаки, то опускает глаза и начинает говорить так тихо, что едва разбираешь слова.
— Приёмная мама при органах опеки была паинькой, нежно и ласково общалась с нами, а как только они выходили за дверь, снова начинала нас воспитывать. Я иногда называла её мамой, когда её можно было так назвать, — добавляет она.
Детские надежды на любовь и ласку, которые теплились в душе, были избиты кулаками. Старшие братья пожаловались в опеку на то, что приёмная мать их бьёт. Сотрудники стали частыми гостями в их доме, а потом изъяли детей. Так она попала в детский дом.
Настя, уже находясь здесь, пыталась общаться с мамой, отсылая ей редкие сообщения: «Мам, ты нас заберёшь отсюда?» На что получала ответ, что надо накопить денег, что она восстановится в правах, но… Позже директор детского дома по закону запретила Насте общаться с матерью, чтобы не травмировать и без того израненную душу девочки. Дети ждут, но к ним никто не приезжает. Настя отчаянно хочет обрести любящую семью, в которой сможет оттаять и обрести душевный покой.
в тему
Зачем ребёнку из детского дома нужен наставник?
Наставник — это человек, который помогает воспитаннику детского дома подготовиться к взрослой жизни. Существует два условия для того, чтобы стать наставником, — возраст старше 24 лет и возможность видеться с ребёнком как минимум один раз в неделю. Но даже при условии выполнения требований куратор и психолог могут рекомендовать кандидату повременить с участием в проекте, если у человека нет чёткой мотивации и он не понимает, почему хочет стать наставником. В рамках проекта подбирают не ребёнка для взрослого, а взрослого для ребёнка, чтобы помочь помочь ему социализироваться. Наставнику нужно иметь достаточное количество временных ресурсов и моральных сил, чтобы сделать это. Важно предоставить психоэмоциональную безопасность всем участникам проекта.
— Основной задачей наставника является помощь в адаптации подростка к взрослой жизни, — говорит президент благотворительной организации «Общие дети» Ксения Пенькова. — Воспитанник детского дома выпускается практически несоциализированным: у него недостаточно навыков по самообслуживанию, потому что в учреждении большая часть вопросов решается за него. Ребёнок не знает, как ходить по магазинам, как приготовить еду, как экономно тратить деньги, как планировать свой день, свою жизнь, как решать простейшие бытовые вопросы: заплатить за квартиру, вызвать сантехника и т. д. Таким детям сложно выстраивать отношения с людьми. Сказывается их негативный опыт изъятия из кровной семьи и, соответственно, нарушения привязанности, а также общение с замкнутым кругом людей в учреждении. Наставник не изменит кардинально всю жизнь ребёнка в детском доме, но он может внести значительный вклад в формирование его жизненного опыта. Он задаёт для ребёнка новый формат отношений, в которых он важен как личность. Наставник станет близким взрослым, который будет присутствовать в жизни ребёнка стабильно, будет заинтересован его жизнью. Может повысить самооценку ребёнка, помочь ему поверить в себя, научить разбираться в своих переживаниях и чувствах, понимать других людей.
Чтобы стать наставником, нужно:
- заполнить анкету на сайте: https://nastavnichestvo.org;
- пройти два бесплатных тренинга и пообщаться с психологом проекта;
- команда проекта подбирает ребёнка. Важно, чтобы взрослый и ребёнок подходили друг другу по возрасту, полу, особенностям характера и поведения.
Самый волнительный момент — знакомство! На первой встрече с ребёнком вас будет поддерживать наш психолог.
С этого момента вы являетесь полноценным участником проекта: общаетесь с ребёнком раз в неделю в удобное для вас и него время, участвуете во всех мероприятиях проекта, развиваете вашу дружбу.
Автор:
Комментарии (4)