Судья из Воронежской области: «Право на молчание есть у каждого» 

Ирина Соляная рассказала о своём пути в писательстве 

09.10.2025 18:01
2629
1

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Судья из Воронежской области получила признание в литературной среде

Ирину Соляную в родном Калаче знают не иначе как человека в мантии. Её работа — разбираться в том, кто кого обманул, обидел, обокрал, убил. Четверть века она юрист и десять лет в судейском кресле, кандидат юридических наук.

Но уже почти десять лет у неё есть и другая жизнь. Она писатель. Не графоман, который пишет в стол и издаёт опусы за свой счёт, а уважаемый литератор. Победитель несчётного числа литературных конкурсов. Весной этого года, к примеру, её книга «Поморские сказы» (6+) награждена Серебряным дипломом Германского международного литературного конкурса в номинации «Лучшая книга года».

В Москве, Питере, Омске Ирину рвут на части, зазывая на всевозможные встречи, литературные семинары. Когда она в отпуске, время расписано по минутам — она желанный гость на творческих тусовках. О совмещении, казалось бы, несовместимого мы и поговорили с Ириной Соляной.

В Калаче Ирина как писатель не очень известна...

Право на молчание есть у каждого

— Ирина Владимировна, у вас не было желания писать под псевдонимом? Ну, чтобы уж совсем разделить жизнь литературную и бытовую?

— Нет, не считаю нужным что-то скрывать от общества и своих читателей. Я не пишу ничего постыдного. Я всегда держу в голове, что написанное мной будут читать мои дети. Поэтому никаких маскарадов мне не нужно.

— Говорят, в творчестве надо что-то делать, только если ты не можешь этого не делать, если это навязчивая идея и болит. У вас было так с вашим первым литературным опытом?

— Мой первый литературный опыт был просто весёлым настроением, которое воплотилось в юмористический рассказ. Я его выслала в журнал «Аврора». Рассказ очень быстро опубликовали под названием «Народный избранник» (16+).

А вот именно болезненная идея у меня была только в отношении одного романа — «Право на молчание» (16+). Она меня на самом деле очень мучила. Это проблема смертной казни. Я, естественно, как судья, постоянно размышляю над вопросами судьбы человека, правильностью приговора. И вот там было моё видение, как ломаются судьбы людские, соприкасаясь с судебной системой, с исполнением приговоров. Написала про тех, которые нажимают на курок, и тех, которые по ту сторону мушки. Они все, скажем так, страдальцы — каждый в своей степени. Но право на молчание есть у каждого. И об этом мой роман, который действительно не давал мне покоя.

Всё остальное было написано скорее по любви. Просто хотелось показать, насколько клёво я придумываю сюжеты, героев, рассказываю всякие истории.

«Не люблю писать сцены болезни и убийства»

...А знают её в основном как вершителя правосудия

— Работа вам подбрасывает сюжеты?

— Я очень много пишу детективов. Это мой любимый жанр. Считаю, что детективы — самая лучшая форма организации сюжета. Это форма разгадки тайны, не обязательно поиска убийцы. Есть тайна героя, тайна прошлого, тайна, связанная с настоящим или будущим. Её нужно разгадать вместе с читателем. Моя реальная работа не предполагает такого. Всё достаточно стандартно как в уголовных, так и гражданские делах. Служба помогает узнать людей, понять их, лучше представлять побудительные мотивы. Но сюжеты из работы я не беру.

— А персонажей с натуры?

— Всегда это собирательный персонаж. Человек из головы — тот, который лучше всего отражает мою идею. Я буду слишком долго искать такого в своём кругу, лучше уж всё выдумаю.

— Говорят, вдохновение — это для лентяев, а настоящие писатели берут чёткой организацией и крепкой задницей (уж извините). То есть ты просто работаешь изо дня в день, и тогда, может быть, что-то и получится. Как это у вас происходит?

— Без вдохновения нельзя. Оно необходимо в тот момент, когда ты придумываешь свою идею. Этот полёт важен, когда разрабатываешь ключевые точки сюжета, интересные какие-то ходы, миссию героя. Но когда садишься писать, у тебя его на всё может и не хватить. Просто потому, что у тебя 300 000 знаков текста.

И тебе его надо написать. Я вот, например, не люблю писать сцены болезни, убийства, что-то связанное с детьми. Но без этого текст не получится. Тут уж какое вдохновение? Садишься и пишешь. По сто раз переписываешь.

Когда работаю над текстом, важнее вдохновения — найти время, чтобы засесть за рукопись.

Самое приятное в работе писателя получать обратную связь от читателя

Пророк в своём отечестве

— Вас в родном городе знают как судью или как писателя? И как окружающие относятся к вашей творческой составляющей? Судья — это ведь солидная, высокооплачиваемая и очень значимая профессия, а писательство — это в основном богема.

— Мне кажется, что в моём родном городе меня как писателя практически не знают. Я здесь не выступаю. У меня было за всё время всего два мероприятия. Одно в библиотеке, когда вышла книга «Недолюбленные» (16+). Желающих посетить это мероприятие было много, но библиотека оказалась крохотной, всех не вместила. Город не проявляет ко мне никакого интереса как к писателю. При этом я еду в Нижний Новгород, к друзьям — у меня расписаны две недели ежедневных выступлений на разных площадках. В Москве — десятки встреч. В Питере меня просто рвут на части. У меня отпуск — это всегда череда выступлений. В Омске — 150 выступлений, в том числе и на телевидении. В Воронеже, кстати, тоже меня не знают. Про Калач вообще молчу. Ну мои поклонники — пожилые люди, которые меня ещё со школы помнят, — они несколько раз обращались в райадминистрацию с просьбой организовать мой творческий вечер. Там говорят: Да-да», но на этом всё. В родном городе не готовы люди пока со мной общаться как с автором. И поэтому я, наверное, не буду там выступать, даже если и позовут.

Я свою солидную профессию в творчество не тащу. И мне моя судейская мантия в этом смысле никак не помогает. Наоборот, очень многие люди, когда узнают о моем основном месте работы, пугаются. Я их успокаиваю: «Я сегодня не на работе».

В других городах Ирина часто проводит презентации своих книг

«Уйти в отставку, чтобы писать, — ну такое себе»

— Не хотите ли вы писательство сделать своей основной профессией?

— Скажу так: я морально к этому не готова. Потому что придётся работать не только как автор, но в первую очередь как менеджер. Взаимодействовать с блогерами, рекламщиками, издательствами, где очень жёсткие обязательства и т. д. Я выбрала промежуточный вариант. Вечером кое-что пишу, кое-что где-то публикую. Уйти в отставку, чтобы сидеть и писать, — ну такое себе. Люди уходят на пенсию, чтобы наслаждаться жизнью. Пока на своей основной работе я востребована и пока есть здоровье, буду совмещать.

— Как ваши домашние относятся к тому, что вы всегда заняты?

— Все мои домашние меня очень любят. Я, мне кажется, самый любимый человек семьи. Мне очень повезло: проблем у меня вообще никаких нет с объяснением того, что маме нужно остаться наедине со своими мыслями. Во-первых, сейчас уже мои дети выросли. Но и когда мы жили вместе, у меня были мои часы, когда я уходила заниматься своими делами, и никто меня не трогал. Мои родные — мои первые слушатели. Дочь сейчас учится на филфаке. Вот её я, конечно, доставала: «Маша, садись, послушай сюжетный ход». Она кривилась и говорила: «За это тебя читатель загрызёт»… Мама мной вообще очень гордится, считает, что я прям подарок небес. Так что хорошо относятся.

«Не трать время на фигню!

— Были ли у вас предпосылки в семье, чтобы начать писать?

— В семье было очень много пишущих. Дедушка был редактором местной газеты. С маминой стороны два дяди были редакторами районных газет. Мой дядя много лет проработал журналистом в Волгограде. Папа мой был юристом, тоже районным судьёй и при этом писал стихи. Уже после его смерти мы издали сборник его замечательных стихов.

— Как это вас, живущую на юге Воронежской области, угораздило написать северные сказы?

— Я писала стилизованные рассказы в этом духе и раньше. Поняла, что это мне хорошо удаётся. Сейчас в таких формах стилизации вообще очень мало авторов работает. Я изучала поморский диалект, историю Севера, собрала все, что только возможно на эту тему. Начала писать рассказы, былички. У меня таких набралось много, они все практически были где-нибудь опубликованы. Более того, все были победителями литературных конкурсов. Ну вот я их и собрала в книжку.

Все, кто читал мои детективы, говорят: «Ой, Ирочка, пиши детективы! Ты такой классный сюжетный автор!» Те, кто читали сказы, восклицают: «Не трать своё время на фигню! Кроме тебя детективы напишут ещё миллион человек. А вот сказы так писать можешь только ты». И вот я всё время на распутье. Но последние несколько месяцев, наверное, всё-таки я больше пишу сказы. Готовлю вторую книгу.

«Поморские сказы» принесли Ирине множество литературных побед на конкурсах

«Это огромное удовольствие — что-то придумывать»

— Как Вы относитесь к своим многочисленным победам на конкурсах?

— Спокойно. Каждая победа — это просто очередное подтверждение того, что ты всё делаешь правильно. Но я это и так знаю. Если бы очередная победа приносила, например, предложение издания моей книги крупным тиражом, тогда бы я относилась к ним более трепетно.

Мне нужно внимание читателей, но в конкурсах оно точно не приобретается. Я не говорю, что это не нужно вовсе. Просто мне сейчас уже не нужно.

— За что вы любите писательство?

— Мне нравится, когда мне пишет читатель: «Когда будет продолжение»? Или: «Автор, ваш герой дурак, нельзя так было делать!» Вот это самое классное в работе писателя — обратная связь. Моя целевая аудитория — это обычный человек. Он пришёл домой с работы, поужинал, поучил уроки с ребёнком. А потом взялся за книжечку. Чем сегодня Ирина Владимировна удивит?

Ещё классно что-то придумывать, шуршать страничками, подхихикивать в своём кабинете. Это ведь огромное удовольствие — что-то сочинять.

справка «МОЁ!»

О ДОСТИЖЕНИЯХ НАШЕЙ ЗЕМЛЯЧКИ

Ирина Соляная публиковалась в «Авроре», «Южной звезде», «Литературной газете», «Сибирских огнях», «Молоке», «Русском Переплете», «Юности», «Формаслове», «ЛиTTERA», альманахах «45 параллель», «Неман».

Попала в шорт-лист конкурса «Новый старт» 2019 года издательства «Анимедия», победила в номинации «Проза» международной премии «Антоновка сорок плюс» в 2019 году. В том же году стала финалистом конкурса-фестиваля русской словесности «Во славу Бориса и Глеба», номинантом премии года журнала «Сибирские огни».

В 2020 году Ирина вышла в финал фестиваля короткого рассказа «КоРА», одержала победу на международном конкурсе поэзии «Поэзия Ангелов Мира», вошла в лонг-лист премии «Русский Гофман» и конкурса «Русский детектив» в номинации «Дебют», стала серебряным призёром фестиваля «Седьмое небо» в 2020 году.

Иллюстрации к книгам Ирины делает её дочь

из отзывов

«МУДРОСТЬ И НАРОДНЫЙ ЮМОР»

Александр Бахтин

Писатель и поэт Александр Бахтин:

«Поморские сказы», исполненные Ириной Соляной, строятся именно так — солевая суть и мёд льющейся речи: густой, обволакивающей, включающей и мудрость без навязчивой дидактики, и народный юмор, играющий оттенками смыслов, и занимательность, необходимую в подобном словесном деле…"

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «МАХ», а видео смотрите в «VK Видео».