Как воронежский байкер доехал до Владивостока и зачем посетил Монголию

Весь путь мужчина совершил на верном железном коне

18.10.2025 17:17
1 4552
undefined

Летом нынешнего года сбылась давняя мечта пенсионера МВД, а ныне руководителя отдела охраны воронежского тепловозоремонтного завода Николая Символокова. Он наконец-то встретился с... Чингисханом. Для этого ему пришлось отклониться от маршрута Воронеж — Владивосток и завернуть в Монголию — туда и обратно получилось 25 тысяч километров на двухколёсном транспорте! Дальняя поездка на 95-сильном мотоцикле BMW F 850 GS заняла немногим меньше месяца. О том, почему уже в зрелом возрасте Николай стал мотоциклистом и за что его хотели не пускать в гостиницу города Улан-Удэ, он рассказал корреспондентам «МОЁ!».

Неразлучные друзья
Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Другой мир

В молодости он был далёк от мотоциклов, зато с детства мечтал о мопеде, который родители ему так и не купили. И вот в последние 15 лет Николай успешно реализует свои детские мечты о двухколёсном друге за рулём туристического эндуро.

— Мопеда от родителей я не дождался, а лет 15 назад мой хороший товарищ дал мне прокатиться на так называемой «чекушке» (мотоцикле с 250 см3 двигателем.«Ё!»). И после этого я заболел мотоциклами. Когда же купил свой первый, родители переживали: «Зачем?» А я отвечал им: «Если бы вы купили мне мопед в детстве, может быть, на этом всё и закончилось бы, а теперь — терпите». Первым у меня был не особенно мощный «Кавасаки», на нём совершил своё первое дальнее путешествие. До этого катался только вокруг Воронежа, а в 2017-м отправился в станицу Вёшенская, на родину Михаила Шолохова. Туда-обратно с учётом наезда по окрестностям вышло около тысячи вёрст. Приехал в Вёшенскую и сразу проткнул колесо. Ну, думаю, попал. Оказалось, всё не так сложно. Там ребята нашли камеру, поменяли её, взяли за работу копейки. Помимо эмоций поездки дарят новые знакомства, у меня теперь полстраны знакомых, с которыми переписываемся и созваниваемся, — рассказал наш собеседник.

Тут вот что ещё хорошо для любознательного человека — каждая дальняя поездка на мотоцикле тянет за собой новые планы и проекты. Так, Николай покатался на своём первом и понял: рамки мира становятся для него тесноваты.

— В самом начале карьеры мотопутешественника для меня это был адреналин, а потом всё это переросло в какую-то философию. Просто едешь и созерцаешь мир, причём принципиальной разницы, на чём именно ты едешь и куда, уже нет. Эмоции, которые дарит мотоцикл, иные, чем те, что получаешь от автомобиля. Они не хуже и не лучше — просто другие, это вообще другой мир. Если вы сели на мотоцикл, то уже становитесь своим в этой субкультуре, вас туда просто принимают, — рассуждает Николай.

 

До Владивостока ближе через Улан-Батор

После Вёшенской Николай с приятелем съездил в Териберку Мурманской области. За 22 часа проехали больше 2 тысяч километров. Николай говорит: на машине для него бы и тысяча вёрст была пределом, а на мотоцикле оказалось проще. На нём, как ему кажется, ехать куда интереснее, чем на машине.

— Дважды в год я обязательно гоняю сейчас на дальняк: на Байкал, проехал почти весь Кавказ — от Каспийского до Чёрного моря. Есть, например, такое село Куруш на границе с Азербайджаном в Дагестане (самое высокогорное поселение в России и Европе, высота более 2 500 метров.«Ё!»). Если бы не мотоцикл, то не узнал бы о нём ничего. Тяжело добирались в горы — грунтовка, камни, брали разрешение у пограничников. Местные жители смотрели на нас, как на космонавтов... На сегодня в путешествиях я намотал порядка 80 тысяч километров. Этот BMW — мой второй мотоцикл, первый стал неинтересен, я его продал. Из мотоциклов вырастаешь, как из ботинок, — хочется чего-то поновее, помощнее. Этот с 95-сильным движком берёт порядка 100 килограммов груза. Если еду далеко, прихватываю с собой запчасти и расходники: цепь, масла, инструменты, воздушный фильтр, свечи, тормозные колодки. До сих пор ни один, ни второй мотоцикл меня не подводили.

Село Куруш в Дагестане — самое высокогорное поселение в России и Европе

Ну а поездку этого года во Владивосток через Монголию Николай вынашивал долго, с не слишком удачной поездки на Байкал.

— Добрался тогда до столицы Бурятии Улан-Удэ, вещи оставил в гостинице и решил доехать до монгольской столицы Улан-Батора, это около 580 километров. Проехал границу, и тут начался ливень, ехать было невозможно — укатанная степная дорога, глина и лужи. Тот ручей, который я раньше переезжал по диск мотоцикла, на обратном пути был чуть ли мне не по пояс. Переждал дождь и, не доехав меньше 100 километров до Улан-Батора, вернулся обратно в Улан-Удэ. На таможне та же смена, что и была. Спросили, почему я такой грязный. А я весь в глине, мокрый, в гостиницу меня вообще пускать не хотели... И вот так у меня появился стимул обязательно попасть в монгольскую столицу, что я и сделал в этом году. Но ехал я не в сам Улан-Батор, а мечтал посмотреть памятник Чингисхану — его высота 40 метров, а стоит он на 10-метровом постаменте. И в этом году я всё-таки добрался до него. А ещё по пути на Дальний Восток хотел проехать по Чуйскому тракту — одной из самых красивых дорог мира. И вот, глянув на карту, решил совместить всё это — заехать в Монголию по пути на Дальний Восток.

Памятник Чингисхану в Монголии — крупнейшая конная статуя в мире 

Мясо на первое, второе и третье

По его словам, в Монголии Николая удивили природа и сам Чингисхан.

— Обычно считают, что там голая степь — и всё. На самом деле там большие озёра, продолжение Алтайских гор — там очень хорошо. Бензин чуть-чуть дороже, чем у нас, но АЗС ночью не работают. Дороги приличные, кстати, там немало байкеров. С одним из них — Арчи — я, кстати, познакомился ещё в прошлую поездку, когда попал под дождь. После границы я тогда ехал в сторону Улан-Батора, и сначала пытались общаться на пальцах. Приехал домой и начал учить английский, чтобы продолжать это общение. В этом году я завернул в Монголию, мы встретились с Арчи, он проводил меня к памятнику Чингисхану, показал Улан-Батор. Теперь хотим вместе мотнуться в Египет. Он доедет до Воронежа — и уже отсюда мы рванём. Мечтаю также съездить и в Магадан.

В Монголии Николая приятно удивили природа, местные дороги и местные жители

Российский и монгольский байкеры начинали общаться на пальцах, потом — на плохом английском, после — на английском получше. А сейчас, кажется, уже с полувзгляда понимают друг друга.

В Монголии Николая удивила кухня — там мясо на первое, на второе и на третье, причём обычно это очень качественная баранина. А в связи с тем, что в стране нет своего автопрома, то там нет и заградительных пошлин (мер по защите внутреннего рынка). Многие ездят на праворуких «японцах», которые стоят там сущие копейки, например, «Тойоту Приус» на наши деньги можно взять за 400 тысяч рублей.

Двугорбым  привет от двухколёсных!

— После каждой дальней поездки твои горизонты расширяются и становится безразлично, куда ехать. Лишь бы ехать в принципе! У нас есть свои карты, где указаны так называемые байк-посты — места встреч байкеров, которые всегда помогут и с ремонтом, если что, и с ночёвкой. Никогда байкер не проедет мимо мотоциклиста, стоящего на обочине из-за поломки — такого просто быть не может, у нас везде свои люди. В Монголии встретил в степи мотоциклиста, остановились, поздоровались. Оказалось, что он заканчивал воронежский вуз, сейчас живёт на Дальнем Востоке, а встретились мы в монгольской степи!..

Комментарии (1)