«Клиенты считают, что купили меня за 100 рублей»
Воронежский курьер рассказал о том, часто ли ему приходится сталкиваться с неуважением и даже хамством, и о том, почему не бросит свою работу
Вы привыкли, что вам привозят продукты за пятнадцать минут. Если доставку хотя бы немного просрочат, вы приходите в ярость: «Да где этот курьер?!» А вы задумывались, как вам доставляют ваши продукты или посылки? И что курьер думает про вас? Об этом мы и поговорили с Георгием, с которым вместе на его автомобиле отправились на доставку заказов.
«Пробка? Плевать — объедем!»
— Сейчас с братвой попрощаюсь — и поедем, — говорит курьер. — Врубаем музыку!
В колонках гремит AC/DC. Мы едем по подготовленному Георгием маршруту. Логисты просто дают адреса, как ехать — дело каждого. Нужно знать город. Смотреть в карты — терять время. А надо развезти 9 заказов с 9 до 12 часов. Сегодня будний день, работать тяжелее — пробки и много заказов. Зато в выходные, говорит Георгий, можно гонять в своё удовольствие.
Вот и пробка. «Видишь? Плевать, нужно объехать», — и мы резко свернули.
— Нельзя опаздывать. Но уж если так вышло, нужно предупредить клиента. И сказать, почему не успеваешь. Обычно я говорю, что выезд из Северного перекрыт фурой. Либо света нет и, соответственно, интернета, — говорит доставщик.
Порой курьеры таким образом лукавят, если заказ невыгодно везти. Допустим, слишком далеко — в Шилово или Масловку. Чтобы добраться туда, некоторые тратят едва ли не больше денег, чем заработают от такого заказа.
— У меня бензин окупается. Тысячу в день на него точно трачу. Зарабатываешь обычно 6 — 7 тысяч за смену. Но и работать приходится много.
Если автомобиль ломается или попадает в ДТП — никого это не волнует. Выплат за выход на смену нет, оплата только по факту доставки. Компенсации не предусмотрено. В случае ЧП нужно предупредить коллег, что ты снимаешься с работы, и передать им свои заказы для возврата на склад.
«Машину чуть не увёз эвакуатор»
Курьер рассказал, как однажды в центре он хотел быстро доставить заказ. Даже не заглушил машину. А когда вернулся — увидел, что авто увозят на эвакуаторе.
— Я подбежал к гаишникам и начал сходу врать, что везу журналиста на репортаж (я несколько лет назад действительно работал в газете). Мол, если нам не вернут машину, то всё сорвётся. Сказал им, что у нас главред — это всё равно что у них полковник. Вот, говорю, вам надо план по задержанию пьяных выполнить? Мол, так же и у нас — нужен репортаж, — вспоминает Георгий. — И машину мне отдали.
Останавливается ли работа при отключении интернета? Не всегда. Логисты в таком случае стараются подобрать знакомые курьеру адреса. Либо доставщик звонит клиенту и просит его объяснить, как добраться. Если ничего не выходит, заказ переносится.
— Вот мне за рулём приходится сидеть в телефоне. Нужно звонить клиентам, отмечать в приложении, что ты доставил заказ. А за это есть штраф! И платишь его сам. К тому же нужно быть вежливым и опрятным. — Георгий неожиданно достал дезодорант, туалетную воду, расчёску и показал корреспонденту «МОЁ!».
Мы остановились.
— Бесплатная парковка здесь пятнадцать минут. Дальше платишь полторы тысячи. Нам нужно быстрее отдать заказ, — обрисовал план Георгий.
Организациям всегда легче доставлять посылки. Задержек и конфликтов почти не возникает. А вот что с простыми клиентами?
«Я человек сцены»
— Есть клиенты, которые считают, что купили меня за 100 рублей. Раньше отношение к доставке было другое. Люди весь день сидели и ждали курьера, боясь пропустить заказ. Доставка была чем-то новым. Во время пандемии к нам вообще было особое отношение, — эмоционально делится Георгий, размахивая руками, вместо того чтобы держать руль.
Сейчас, по его словам, всё не так: люди озлобились, срываются на тех, кого считают ниже себя.
— Я человек сцены. Всю жизнь барабанил. У нас свой коллектив был. Я с Хоем музицировал, вино с ним пил... Человеку, который играл на сцене, легче такое переносить. Противопоставляешь себя толпе. Если клиенты неадекватные, можно позволить себе относиться свысока или отвечать тем же, — объясняет Георгий.
Мы уже у квартиры. Нам нужно просто оставить заказ у двери. Такой тип доставки самый лёгкий. С нами никто не поздоровался, хотя хозяин был за дверью и перекинулся парой фраз. Георгий говорит, что на такой работе ощущает себя «функцией».
По дороге к машине курьер рассказал:
— Бывали случаи, когда приходилось долго ждать человека. Все клиенты думают, что они единственные и курьер ни к кому больше не спешит. Когда я только начинал, доставку заказала кормящая мать. Я к ней приехал, звоню, спрашиваю, где вы. Она сказала мне ждать, пока не покормит ребёнка. Тогда я остался и ждал — не знал, что могу отказать, — делится Георгий.
По его словам, некоторые клиенты обращаются на «ты» или сразу начинают хамить.
— «Ты где?», «Чё так долго едешь?!» — для начала хотя бы представились, непонятно же, кто звонит. Бывало, люди просили изменить заказ и вместо него купить алкоголь и сигареты. Моё отношение к людям поменялось. Когда поработаешь курьером, то поймёшь, сколько, оказывается, много негодяев. Я раньше так не думал, — продолжает курьер и во время движения ловко достаёт телефон.
«Алло, девушка, доставка. Минут через пятнадцать будем. Вы готовы?» — «Да, скоро спущусь».
Вскоре мы приехали и позвонили ей снова: «Мы на месте, ждём». Георгий недовольно вздыхает:
— Ну зачем говорить, что скоро выйдет, если это не так?
Ждём. Клиентка явно запаздывает: «Извините, когда вы заберёте заказ?» — «Две минуты, уже еду». Оказалось, девушки даже не было дома. Проходит ещё несколько минут. «Если вы на работе, может, я туда вам заказ завезу?» — предлагает Георгий. «Да я уже почти пришла», — отвечает клиентка.
И таких ситуаций за день — десятки. Наконец подошла девушка — приехала на маршрутке. Приятная, вежливая, извинилась за задержку и поблагодарила. А мы уже сбились с графика и переглянулись: успеем ли доставить остальное вовремя?
«Не нужны мне десять тысяч в день! Дайте отдохнуть»
Георгий признался, что многое теряет на такой работе — это и время, и нервы. И заработком это не окупается. Не сойти с ума ему помогает рок, которым он увлекается с юных лет. Многие не выдерживают такое занятие и уходят. А компании по доставке принципиально друг от друга не отличаются.
— Иногда люди узнают, сколько можно заработать, и говорят: «Да я к вам пойду!». Ну, попробуй. Чтобы много здесь зарабатывать, нужно упахиваться. Иногда думаешь: не нужны мне даже десять тысяч в день! Дайте отдохнуть, — рассуждает курьер.
Мы едем по узенькой улочке. По бокам стоят машины. Какой-то гений полз к нам по встречке.
— Молодец, дружище! Только ты так умеешь водить! — Георгий сопроводил слова одобрительными жестами.
Дальше мы немного разогнались, и какой-то мужчина решил перебежать дорогу. Он накричал на нас и грозил кулаками.
— Нет, я так это не оставлю, — Георгий резко припарковал машину и пошёл на разборки.
Они покричали друг на друга, и курьер, уже спокойный, продолжил путь.
— Ладно бы он жестами показал: «Брат, прости. Всякое бывает в жизни, все ошибаемся». Но нет. Он же начал агрессировать, — объясняет своё желание разобраться Георгий и признаётся, что так можно во время работы сбросить напряжение. Иногда, говорит, приходится ссориться с водителями.
Одиннадцать с чем-то. Последние заказы. Мы подъехали к частному дому, долго звонили в дверь — звук звонка точно запомнила вся улица. Потом долго вели переговоры. В итоге нам сказали перебросить посылку через забор. Пара секунд тишины — заказ доставлен. Вроде ничего не разбилось.
— Сами же сказали так сделать. Разговор, если что, записан, — говорит Георгий.
Мчим дальше. Теперь мы ждём у калитки маму с ребёнком. Она ушла по делам.
— Договаривались же в отведённое время, — сокрушается курьер.
Пять, восемь минут…
Коротаем время ожидания за разговорами. Георгий говорит, что никогда не променяет такую работу на офисную. Ему необходим «драйв, треш».
— Когда работал в газете, развозил журналистов на задания, — рассказывает мой собеседник. — Там всегда нужно было быть первым. Мы ездили в эпицентр лесных пожаров, на российско-украинскую границу, как-то я даже помог найти дом маньяка раньше полиции. Мы никогда не думали, что можем умереть. Нами двигал азарт.
— Здравствуйте, спасибо, я забыла, что сегодня доставка! — прибежала запыхавшаяся женщина с коляской.
А ведь это только первая половина дня. После трёх — ни минуты покоя. Работа по двенадцать часов, два через два. Завтра всё повторится.
Комментарии (130)